Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете

В первые годы после возникновения Интернета понятие "веб-конференция" (англ. web conferencing) означало общение на вебфорумах[1] и в списках рассылки (англ. mailing lists), т.е. обмен информацией в асинхронном (офлайновом) режиме. Асинхронные веб-конференции достаточно долго активно использовались в Интернете для проведения семинаров, конференций, симпозиумов и других научных мероприятий, поскольку позволяли их участникам, оставаясь на своем рабочем месте, участвовать в презентации докладов и сообщений, их обсуждении, задавать вопросы авторам докладов и отвечать на вопросы других участников конференции.

Поскольку этот вид интернет-коммуникации оказался очень востребован как в деловом общении, так и в качестве средства поддержки дистанционного обучения, очень скоро были разработаны достаточно эффективные программные средства проведения текстовых синхронных интернет-конференций – обмен сообщениями в режиме онлайн (т.е. в практически мгновенный обмен в реальном масштабе времени). Первые системы текстового общения в режиме реального времени, такие как чат (англ. IRC – Internet Relay Chat), появились в самом начале возникновения Интернета, за ними последовали аналогичные программы для WWW (Всемирной паутины), также обеспечивающие мгновенный обмен сообщениями на веб-сайтах, – веб-чаты. Однако первая полноценная (т.е. обеспечивающая не только текстовую, но и аудио- и видеокоммуникацию в синхронном режиме) система конференц-связи в Интернете появилась только в конце 1990-х гг., после чего в течение десяти лет было разработано множество других аналогичных средств общения в режиме реального времени. К настоящему времени оформились основные функциональные сферы использования разных видов веб-конференций – веб-форумов, видеоконференций, вебинаров.

Видеоконференция (англ. video-conference) используется как средство оперативного принятия решения в той или иной ситуации, при чрезвычайных ситуациях, для сокращения командировочных расходов в территориально распределенных организациях, а также как один из элементов технологий телемедицины и дистанционного обучения. Существует два режима работы видеоконференцсвязи, которые позволяют проводить двусторонние сеансы связи (режим "точка-точка") и многосторонние (режим "многоточечный") видеоконференции.

Вебинар

Вебинары (англ. webinar) – подвид телеконференций, используемый в тех случаях, когда предполагается преимущественно одностороннее вещание докладчика и минимальная обратная связь от аудитории (т.е. фактически являются технологически обогащенным аналогом информационного взаимодействия лектора и слушающей его аудитории). Вебинары могут быть совместными – когда активность проявляют и лектор, и аудитория, и в таких случаях они включают в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает более полное взаимодействие между аудиторией и ведущим (т.е. проводятся по модели семинарского занятия). В вебинарах может быть встроена функция чата – мгновенного обмена сообщениями между авторизованными участниками вебинара, которая позволяет оперативно задавать вопросы и получать ответы на них. Вебинары могут обладать функцией анонимности, или невидимости пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.

Проводимые на базе специального программного обеспечения онлайновые веб-конференции, вебинары, предоставляют их участникам следующие возможности информационного взаимодействия (используемые в комплексе или но отдельности):

• демонстрацию слайдовых презентаций;

• голосовой комментарий к слайдовой презентации;

• текстовый чат;

• совместный доступ к экрану компьютера или отдельным программным приложениям (англ. screen sharing)•,

• совместный доступ к интерактивной доске (англ. whiteboard), на которой ведущий и слушатели могут оставлять пометки или комментировать пункты слайдовой презентации;

• видеосвязь в режиме реального времени;

• аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени с использованием наушников или колонок;

• синхронный просмотр веб-страниц (англ. co-browsing);

• мониторинг присутствия участников;

• определенные виды обратной связи (например, опросы или оценки участников вебинара);

• запись (сохранение в файл) хода веб-конференции и размещение этого материала по уникальному веб-адресу для последующего просмотра и прослушивания любым пользователем.