Основные тенденции развития торговли объектами интеллектуальной собственности
Международная торговля объектами интеллектуальной собственности осуществляется в форме международного обмена лицензиями.
• Лицензия представляет собой разрешение лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом или организацией, приобретающими технологию или соответствующие права) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой или иной информации, необходимой для организации производства, а также торговой марки в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.
Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау), дающие право на использование научно-технических достижений.
По объему прав, передаваемых лицензиату, различают:
а) простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);
б) исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет за собой право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров);
в) полную лицензию, по договору которой лицензиар уступает все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования лицензии (применяется очень редко).
По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг. Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг, получивший широкое распространение в последние три десятилетия. Термин "франчайзинг" происходит от французского "franchise" (льгота, привилегия) и обычно означает, что одна компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) за вознаграждение использовать свое широко известное фирменное наименование, способы и методы организации производства и сбыта. Самым ярким примером франшизы является "Макдональдс". Его еще называют родоначальником франчайзинга.
История успеха "Макдональдса" очень занятна и поучительна. Как известно, всемирную известность и популярность этой сети быстрого питания принесли не создатели ресторана братья Макдональд, а мелкий бизнесмен Рэй Крок, до этой знаменательной встречи занимавшийся продажей оборудования по изготовлению молочных коктейлей. Зайдя в придорожный ресторанчик, которым владели и распоряжались Макдональды, торговый представитель Рэй Крок, изумленный тем, какой невероятной популярностью пользуются система скоростного обслуживания и дешевизна гамбургеров, загорелся идеей и уже через три недели обратился к братьям с предложением продавать их франшизы по всей Америке.
Рэю Кроку понадобились для этого 15 тыс. долл, наличными, которых у него не было. Банк отказал ему в выдаче кредита. Тогда решительный бизнесмен заложил свой дом и страховку. Дальнейшее нам известно: империя "Макдональдс" сейчас насчитывает более 30 тыс. ресторанов по всему миру, а Рэй Крок стал миллиардером.
Источник: URL: myrouble.ru/chto-takoe-franshisa/ #UWetODeOJaQ
Лицензии на использование патентов, авторского права, товарных знаков зачастую сопровождаются передачей ноу-хау, управленческого опыта, обязательствами по обучению персонала. В рамках таких сделок лицензиат может получить право на внесение усовершенствований или изготовление вторичной продукции, а также создание собственных активов ИС, которые затем могут быть переданы по лицензионному соглашению другим лицам.
Лицензионные соглашения, как правило, носят возмездный характер. Существует несколько типов лицензионных вознаграждений: паушальный платеж (осуществляется в виде заранее оговоренной суммы вне зависимости от оборота и реальных прибылей от использования лицензии), периодические отчисления в виде процента (доли) прибыли – роялти (с оборота, прибылей или в виде сбора с единицы продукции), передача лицензиару доли участия в компании. На практике часто используются комбинированные способы вознаграждения.
Размер лицензионного вознаграждения зависит от многих факторов. Часто в основу расчетов закладывается прибыль, полученная покупателем лицензии от ее использования. При этом для лицензиата стоимость лицензии не должна превышать его потенциальных расходов на проведение самостоятельных исследований в указанной области.
Международный оборот торговли патентами и лицензиями оценивается размерами роялти, полученными от купли-продажи лицензий. Эти операции отражаются в платежном балансе страны на счете текущих невидимых операций в разделе "Коммерческие услуги". Согласно определению МВФ к ним относятся "обмен выплатами и поступлениями между резидентами и нерезидентами за использование на основе договора нематериальных, непроизводственных, нефинансовых активов и прав интеллектуальной собственности (таких как патенты, товарные знаки, франшизы и т.п.), а также за использование на основе лицензионных соглашений объектов прав интеллектуальной собственности, содержащихся в материальной форме (аудиовизиальная продукция, печатные издания)" [1].
По данным статистики ВТО за 2011 г., мировым лидером по размерам поступающих платежей за продажу прав ИС остаются США – 103,8 млрд долл. На страны ЕС приходится 93,8 млрд долл., Японию – 29,0 млрд долл. Вместе с тем растет участие в международной торговле правами ИС развивающихся стран. В 2011 г. поступления Республики Корея составили 4,3 млрд долл., Сингапура – 2,2 млрд долл., Китая – 830 млн долл. В целом на долю общеизвестной "триады" (США – ЕС – Япония) пришлось 88% доходов от продаж лицензий (табл. 15.3).
Таблица 15.3. Динамика лицензионных платежей и роялти, млрд долл.
Страна |
2007 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Экспорт |
||||
Всего |
190 |
220 |
245 |
270 |
США |
82,6 |
89,8 |
92,0 |
103,8 |
ЕС (27) |
59,6 |
76,8 |
85,4 |
93,8 |
Япония |
23,2 |
21,7 |
26,7 |
29,0 |
Швейцария |
8,9 |
15,7 |
16,4 |
– |
Канада |
3,5 |
3,4 |
3,8 |
3,9 |
Республика Корея |
1,7 |
3,2 |
3,1 |
4,3 |
Сингапур |
0,8 |
1,3 |
1,9 |
2,2 |
Австралия |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
Израиль |
0,4 |
0,8 |
0,8 |
1,1 |
Китай |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
0,8 |
Импорт |
||||
ЕС (27) |
76,4 |
106,8 |
109,0 |
116,9 |
США |
25,0 |
25,2 |
31,8 |
34,8 |
Япония |
16,6 |
16,8 |
18,8 |
19,2 |
Сингапур |
11,7 |
15,7 |
15,9 |
19,4 |
Швейцария |
0,8 |
11,6 |
14,9 |
– |
Китай |
8,1 |
11,0 |
13,0 |
14,6 |
Республика Корея |
5,1 |
8,2 |
9,0 |
7,3 |
Канада |
8,2 |
7,2 |
8,7 |
9,2 |
Россия |
2,8 |
4,1 |
5,0 |
6,1 |
Тайвань |
2,5 |
3,4 |
4,9 |
5,8 |
Источник: WTO. International Trade Statistics 2012. Р. 177. International Trade Statistics 2011. P. 174. International Trade Statistics 2008. P. 188. URL: wto.org/statistics
Что касается импорта, то по размерам выплаченных роялти лидируют те же ЕС – 116,9 млрд долл., США – 34,8 млрд долл, и Сингапур – 19,4 млрд долл . Однако их доля в общемировом импорте несколько ниже – 80%. Крупными мировыми импортерами из числа развивающихся стран являются: Япония – 19,2 млрд долл. (6,9%), Китай – 14,6 млрд долл. (5,6%), Республика Корея – 7,3 млрд долл. (3,9%), Россия – 6,1 млрд долл. (2,2%) (см. табл. 15.3).
Таким образом, несмотря на заметный прогресс в научно-технической сфере в развивающихся странах, бо́льшая часть технологического обмена по-прежнему концентрируется в группе развитых стран. Так, в 2011 г. 37,7% всех роялти США получили из стран ЕС, 10,7 – из Японии, 8,9 – из Швейцарии, 7,6% – из Канады. В свою очередь, 51% поступлений роялти ЕС был обеспечен платежами из стран Союза, 16,1 – поступлениями из США, 4,4 – из Швейцарии и 3,1% – из Японии.
Значение развивающихся стран Азии вполне весомо в структуре роялти у Японии (Китай – 10,7%, Таиланд – 7,4, Тайвань – 3,9%) и Республики Корея (Китай – 34,2%, Индия – 3,7%) [2].