Основные тенденции развития торговли объектами интеллектуальной собственности

Международная торговля объектами интеллектуальной собственности осуществляется в форме международного обмена лицензиями.

• Лицензия представляет собой разрешение лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом или организацией, приобретающими технологию или соответствующие права) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой или иной информации, необходимой для организации производства, а также торговой марки в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау), дающие право на использование научно-технических достижений.

По объему прав, передаваемых лицензиату, различают:

а) простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

б) исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет за собой право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров);

в) полную лицензию, по договору которой лицензиар уступает все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования лицензии (применяется очень редко).

По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг. Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг, получивший широкое распространение в последние три десятилетия. Термин "франчайзинг" происходит от французского "franchise" (льгота, привилегия) и обычно означает, что одна компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) за вознаграждение использовать свое широко известное фирменное наименование, способы и методы организации производства и сбыта. Самым ярким примером франшизы является "Макдональдс". Его еще называют родоначальником франчайзинга.

История успеха "Макдональдса" очень занятна и поучительна. Как известно, всемирную известность и популярность этой сети быстрого питания принесли не создатели ресторана братья Макдональд, а мелкий бизнесмен Рэй Крок, до этой знаменательной встречи занимавшийся продажей оборудования по изготовлению молочных коктейлей. Зайдя в придорожный ресторанчик, которым владели и распоряжались Макдональды, торговый представитель Рэй Крок, изумленный тем, какой невероятной популярностью пользуются система скоростного обслуживания и дешевизна гамбургеров, загорелся идеей и уже через три недели обратился к братьям с предложением продавать их франшизы по всей Америке.

Рэю Кроку понадобились для этого 15 тыс. долл, наличными, которых у него не было. Банк отказал ему в выдаче кредита. Тогда решительный бизнесмен заложил свой дом и страховку. Дальнейшее нам известно: империя "Макдональдс" сейчас насчитывает более 30 тыс. ресторанов по всему миру, а Рэй Крок стал миллиардером.

Источник: URL: myrouble.ru/chto-takoe-franshisa/ #UWetODeOJaQ

Лицензии на использование патентов, авторского права, товарных знаков зачастую сопровождаются передачей ноу-хау, управленческого опыта, обязательствами по обучению персонала. В рамках таких сделок лицензиат может получить право на внесение усовершенствований или изготовление вторичной продукции, а также создание собственных активов ИС, которые затем могут быть переданы по лицензионному соглашению другим лицам.

Лицензионные соглашения, как правило, носят возмездный характер. Существует несколько типов лицензионных вознаграждений: паушальный платеж (осуществляется в виде заранее оговоренной суммы вне зависимости от оборота и реальных прибылей от использования лицензии), периодические отчисления в виде процента (доли) прибыли – роялти (с оборота, прибылей или в виде сбора с единицы продукции), передача лицензиару доли участия в компании. На практике часто используются комбинированные способы вознаграждения.

Размер лицензионного вознаграждения зависит от многих факторов. Часто в основу расчетов закладывается прибыль, полученная покупателем лицензии от ее использования. При этом для лицензиата стоимость лицензии не должна превышать его потенциальных расходов на проведение самостоятельных исследований в указанной области.

Международный оборот торговли патентами и лицензиями оценивается размерами роялти, полученными от купли-продажи лицензий. Эти операции отражаются в платежном балансе страны на счете текущих невидимых операций в разделе "Коммерческие услуги". Согласно определению МВФ к ним относятся "обмен выплатами и поступлениями между резидентами и нерезидентами за использование на основе договора нематериальных, непроизводственных, нефинансовых активов и прав интеллектуальной собственности (таких как патенты, товарные знаки, франшизы и т.п.), а также за использование на основе лицензионных соглашений объектов прав интеллектуальной собственности, содержащихся в материальной форме (аудиовизиальная продукция, печатные издания)" [1].

По данным статистики ВТО за 2011 г., мировым лидером по размерам поступающих платежей за продажу прав ИС остаются США – 103,8 млрд долл. На страны ЕС приходится 93,8 млрд долл., Японию – 29,0 млрд долл. Вместе с тем растет участие в международной торговле правами ИС развивающихся стран. В 2011 г. поступления Республики Корея составили 4,3 млрд долл., Сингапура – 2,2 млрд долл., Китая – 830 млн долл. В целом на долю общеизвестной "триады" (США – ЕС – Япония) пришлось 88% доходов от продаж лицензий (табл. 15.3).

Таблица 15.3. Динамика лицензионных платежей и роялти, млрд долл.

Страна

2007 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Экспорт

Всего

190

220

245

270

США

82,6

89,8

92,0

103,8

ЕС (27)

59,6

76,8

85,4

93,8

Япония

23,2

21,7

26,7

29,0

Швейцария

8,9

15,7

16,4

Канада

3,5

3,4

3,8

3,9

Республика Корея

1,7

3,2

3,1

4,3

Сингапур

0,8

1,3

1,9

2,2

Австралия

0,6

0,7

0,9

0,9

Израиль

0,4

0,8

0,8

1,1

Китай

0,3

0,5

0,8

0,8

Импорт

ЕС (27)

76,4

106,8

109,0

116,9

США

25,0

25,2

31,8

34,8

Япония

16,6

16,8

18,8

19,2

Сингапур

11,7

15,7

15,9

19,4

Швейцария

0,8

11,6

14,9

Китай

8,1

11,0

13,0

14,6

Республика Корея

5,1

8,2

9,0

7,3

Канада

8,2

7,2

8,7

9,2

Россия

2,8

4,1

5,0

6,1

Тайвань

2,5

3,4

4,9

5,8

Источник: WTO. International Trade Statistics 2012. Р. 177. International Trade Statistics 2011. P. 174. International Trade Statistics 2008. P. 188. URL: wto.org/statistics

Что касается импорта, то по размерам выплаченных роялти лидируют те же ЕС – 116,9 млрд долл., США – 34,8 млрд долл, и Сингапур – 19,4 млрд долл . Однако их доля в общемировом импорте несколько ниже – 80%. Крупными мировыми импортерами из числа развивающихся стран являются: Япония – 19,2 млрд долл. (6,9%), Китай – 14,6 млрд долл. (5,6%), Республика Корея – 7,3 млрд долл. (3,9%), Россия – 6,1 млрд долл. (2,2%) (см. табл. 15.3).

Таким образом, несмотря на заметный прогресс в научно-технической сфере в развивающихся странах, бо́льшая часть технологического обмена по-прежнему концентрируется в группе развитых стран. Так, в 2011 г. 37,7% всех роялти США получили из стран ЕС, 10,7 – из Японии, 8,9 – из Швейцарии, 7,6% – из Канады. В свою очередь, 51% поступлений роялти ЕС был обеспечен платежами из стран Союза, 16,1 – поступлениями из США, 4,4 – из Швейцарии и 3,1% – из Японии.

Значение развивающихся стран Азии вполне весомо в структуре роялти у Японии (Китай – 10,7%, Таиланд – 7,4, Тайвань – 3,9%) и Республики Корея (Китай – 34,2%, Индия – 3,7%) [2].