Основные свойства образования
Среди них необходимо выделить:
а) целенаправленность. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка творческой личности на созидание и создание условий для этого;
б) историчность. Во все времена в разных странах ОГЛАВЛЕНИЕ и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. Образование неразрывно связано с той социально-экономической формацией, в рамках которой оно сформировалось и существует;
в) функциональность. С социальной точки зрения образование решает ряд таких важных задач, как передача (трансляция) знаний от поколения к поколению; генерирование, распространение и хранение культуры общества; социализация личности, формирование ее статусности и интеграция в общество (особенно это актуально для молодежи); социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, что обеспечивает воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальную мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание основы знаний для последующего непрерывного образования; осуществление социокультурных инноваций, разработка и создание новых идей, теорий, открытий и изобретений; социальный контроль[1].
С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культурологогуманистической.
Прагматическая функция образования прежде всего проявляется в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности. Кроме того, образование – это один из существенных факторов научно- технического, социального, духовного прогресса общества.
Культуролого-гуманистическая функция заключается:
– в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
– формировании характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
– обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
– овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья;
– создании условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций;
г) непрерывность. Тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, в самообразовании, на работе, в общении с родителями и сверстниками, указывает на непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни и обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах;
д) динамичность. Образование как социокультурный феномен находится в постоянном развитии и преобразовании. Перманентный характер реформирования образования связан с желанием общества сделать его своеобразной моделью если не идеального, то во всяком случае близкого к идеалу способа жизнедеятельности человека. В связи с этим динамичность процессов изменения современного общества обусловливает динамику реформирования им своей образовательной системы, направленной, как никогда ранее, на развитие и образование человека. Таким образом, образование становится способным решать проблему выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации через разработку и осуществление мировым сообществом сценария оптимального для всего человечества и для каждого человека цивилизационного развития в наступившем столетии;
е) эффективность. Понятие "эффективность" в самом общем значении обозначает степень приближения к максимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий. Все это составляет ключевой смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности;
ж) относительная процессуальная автономность. Образование как процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. Социально-экономические аспекты в нем представляют как бы верхний этаж, где определяются стратегические цели образования, исходные ценности и методологические позиции.
Таким образом, образование выступает, с одной стороны, как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, а с другой – как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности.