Основные свойства информационного пространства

Информационное пространство:

структурировано: неоднородно, в нем есть аттракторы, привлекающие внимание, и барьеры, отталкивающие внимание потребителя от данной точки информационного пространства;

динамично: в нем не бывает завершенного состояния. Достаточно трудно достичь постоянного информационного доминирования, хотя возможно достижение временного информационного превосходства;

защищено: в нем есть места, сознательно защищаемые от чужого вхождения. Защита одновременно предполагает наличие слабых мест, служит их детектором;

универсально: любая область человеческой деятельности опирается на него. Отсюда и возникают уникальные возможности для воздействия в любой профессиональной области;

не связано напрямую с реальным пространством: частично из-за его нематериальной природы, а также возможности использовать гражданские информационные инфраструктуры, которые достигают любой точки земного шара;

обладает национально-специфичными способами построения, обработки и распространения информации.

Таким образом, объективность возникновения информационного пространства связана с обязательной информационной составляющей любой деятельности. И потому чем больше усложняется деятельность человека, тем сложнее и разнообразнее явления (объекты), расположенные в определенном пространстве.

Социальное пространство – один из видов пространства (наряду с физическим и другими); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой[1].

Информационное пространство представляет собой один из аспектов социального пространства, рассматриваемого в коммуникативном аспекте, в качестве пространства распространения информации, или информационной сферы.

В данном аспекте термин "информационное пространство" базируется на определении информационной сферы. В настоящее время существует множество научных подходов к трактовке данного определения.

Информационная сфера – совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений[2].

Информационная сфера может быть разделена на пять предметных областей.

1) реализации права па поиск, получение, передачу и применение информации;

2) производства, передачи и распространения исходной и производной информации;

3) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

4) создания и применения информационных систем (баз данных) и других информационно-телекоммуникационных технологий;

5) защиты информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Как сфера правового регулирования, информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

В 1995 г. была принята "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" – один из важнейших документов для реализации современной национальной информационной политики.

В концепции выделяются следующие компоненты единого информационного пространства:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру[3].

Информационная инфраструктура – это среда, которая обеспечивает возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе.