Основные стимулы и формы интеграции социальных корпоративных программ в рамках КСО
К комплексу мер, направленных на стимулирование функционирования социальных программ, относятся:
• установление налоговых льгот на средства, направляемые на корпоративные социальные программы;
• создание законодательной базы, позволяющей работодателям работать в правовом поле при развитии корпоративных пенсионных программ;
• создание налогового режима соответствующего международного правила; развитие КСО в компаниях.
Для компании основным стимулом в активизации практик КСО является возможность высвобождения ресурсов, которые могут быть направлены на социальные цели. Наряду с экономией и оптимизацией расходов для высвобождения средств на социальные цели у социально ответственной компании возникает возможность уменьшения налоговой нагрузки или, по крайней мере, неувеличения ее и (или) получения каких-либо преференций от государства.
Согласно ст. 346.15 Налогового кодекса РФ, безвозмездная передача имущества считается реализацией и влечет для компании уплату налога на прибыль, а также налога на добавленную стоимость. В налогообложении прибыли компании не учитываются затраты на социальные цели, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Иными словами, все социально направленные программы, предусматривающие спонсорство, благоустройство населенных пунктов, строительство и ОГЛАВЛЕНИЕ социальных объектов, осуществляются компаниями за счет прибыли, оставшейся после налогообложения. Следует обратить внимание, что такие программы не являются основанием для предоставления налоговых льгот и преференций[1].
В силу того что деятельность компании в рамках КСО фактически становится системой управления и минимизации нефинансовых рисков, ее можно рассматривать в совокупности с корпоративной стратегией устойчивого развития бизнеса, которая приносит существенные выгоды за счет роста капитализации, устойчивости и привлекательности бизнеса
Согласно выборочному обследованию Российской Ассоциации менеджеров, социальные инвестиции бизнеса в России направляются главным образом па внутренние программы: на развитие персонала – 52,3% от общего объема социальных инвестиций; 17% – на ресурсосбережение, 12,6% – на охрану здоровья. И только 10% предназначаются на развитие местного сообщества, т.е. составляет внешнее инвестирование (рис. 17.2)[2].
Рис. 17.2. Направления социальных инвестиций ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО НК "СИДАНКО", ОАО "Энергомашэкспорт – Силовые машины", ЗАО "Аптека-Холдинг", ОАО "СУАЛ-Холдинг" и т.д. с 2002-2003 гг.[3]
Приведенные статистические показатели остаются на своих местах и в настоящее время, вследствие чего стало ясен тот факт, что построенный в стране капитализм совершенно не соответствует общественным ожиданиям и социально-экономическим стандартам развитых стран мира. Понятно, что если отечественный бизнес будет продолжать и дальше отвергать те стандарты деловой практики, которые наработаны международным сообществом, то надежды на построение сбалансированной экономики будут по-прежнему утопичными.
Обследование, проведенное этой Ассоциацией в 2010 г., показало, что в представлениях российских менеджеров и населения КСО бизнеса – это[4]:
• выпуск качественной продукции (47,5% опрошенных менеджеров и 46% населения);
• соблюдение законов (35 и 35,5% соответственно);
• уплата налогов (29,5 и 30,4%);
• охрана окружающей среды (31,5 и 30%);
• улучшение условий труда (33,5 и 22,5%);
• выплата высоких зарплат (11,5 и 19,1%);
• вложение денег в производство (19 и 14,8%);
• помощь бедным (2,5 и 10,5%);
• помощь регионам в решении социальных вопросов (10,5 и 10,4%);
• поддержка образования (3 и 9,3%);
• честность, прозрачность отчетности (13,3 и 8,7%).
Рассмотрим эффективные практики корпоративных социальных программ в России и за рубежом.
Одной из таковых является Социальная программа "Эффективные Социальные Инвестиции и Социальное Партнерство" (ЭСИСП). Она была утверждена Большим ученым советом Международной Академии Меценатства и Международной Академии Общественных Наук в 2008 г. В этой Программе речь идет о социальных инвестициях и социальном партнерстве, эффективных не только для общества, но и для бизнеса. В Программе бизнес трактуется не как "дойная корова", а как обретающий самостоятельность фактор социальной жизни и политики. Важно, что Программа ориентирована прежде всего на малый и средний бизнес, а не на мэйнстрим (преобладающее направление в какой-либо области) большого бизнеса. В ней речь идет не о корпоративной благотворительности, а о социальных инвестициях, важных и эффективных не только для общества, но и для самого бизнеса, основе и предпосылке общественного развития – социальном партнерстве, сотрудничестве и взаимодействии бизнеса, органов власти[5].