Основные средства индивидуализации

Основными средствами индивидуализации являются: 1) фирменные наименования и 2) товарные знаки.

Средства индивидуализации не являются результатами интеллектуальной деятельности; у них нет авторов.

Фирменное наименование – название коммерческого юридического лица. Например: ОАО "Красный Октябрь", ООО "Парикмахерская “Елена Прекрасная”".

При государственной регистрации коммерческого юридического лица его фирменное наименование указывается в учредительных документах. После этого юридическое лицо получает право использовать это фирменное наименование при осуществлении своей предпринимательской деятельности в качестве средства индивидуализации (на вывесках, в бланках, в иной документации, в рекламе, на товарах).

Владелец фирменного наименования не может, однако, распоряжаться им: он не может передать это наименование другому лицу или выдать другому лицу лицензию на использование этого наименования.

Право юридического лица на фирменное наименование действует в течение всего срока существования этого юридического лица.

Право на фирменное наименование является исключительным: в том случае, когда другое юридическое лицо имеет тождественное или сходное до степени смешения фирменное наименование, включенное в государственный реестр позднее, и осуществляет аналогичную деятельность, это другое юридическое лицо по требованию правообладателя обязано прекратить использование своего фирменного наименования при осуществлении такой деятельности и возместить правообладателю причиненные убытки.

Фирменные наименования иностранных коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории России, пользуются исключительным правом наравне с фирменными наименованиями российских организаций.

Товарным знаком называется охраняемое правом обозначение, служащее для индивидуализации товара, т.е. для того, чтобы покупатели товара отличали этот товар от аналогичных товаров других производителей и других продавцов.

К товарным знакам примыкают знаки обслуживания – охраняемые правом обозначения, служащие для индивидуализации услуг (например, услуг по перевозке пассажиров – "Аэрофлот").

Право на товарный знак может принадлежать либо юридическому лицу, либо индивидуальному предпринимателю.

Право на товарный знак возникает либо на основе государственной регистрации (в Роспатенте), либо на основе международной регистрации (осуществляется в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению по международной регистрации знаков, в котором участвуют 80 стран, включая Россию).

Ежегодно Роспатент регистрирует 40 тыс. новых товарных знаков. Еще 10 тыс. товарных знаков получают охрану в России на основе международных регистраций.

Обозначение, служащее для индивидуализации товаров и регистрируемое в качестве товарного знака, может быть самым разнообразным. Обычно это словесное обозначение (известное слово русского или иностранного языка либо придуманное слово). Кроме этого бывают изобразительные обозначения (рисунок, эмблема), сочетания слова и рисунка (комбинированные знаки) и т.п.

Вместе с тем некоторые обозначения не могут получать охрану в качестве товарных знаков. Все такие обозначения (а их довольно много, свыше 20 категорий) указаны в ст. 1483 ГК РФ. Не могут охраняться в качестве товарных знаков, в частности:

1) обозначения, являющиеся ложными или вводящими в заблуждение;

2) обозначения, которые уже зарегистрированы другими лицами в качестве товарных знаков для аналогичных или подобных товаров;

3) обычные названия товаров, если они предназначены для индивидуализации этих товаров (слово "Обувь" не может быть товарным знаком для обуви);

4) государственные флаги, гербы, названия и эмблемы государств и международных организаций.

Для регистрации обозначения в качестве товарного знака должна быть подана заявка, содержащая изображение товарного знака и перечень товаров, для индивидуализации которых будет использоваться товарный знак. За подачу заявки и регистрацию товарного знака уплачиваются государственные пошлины. Российские заявители всегда подают заявки в Роспатент; иностранные заявители могут регистрировать свои товарные знаки в России либо подав заявку в Роспатент, либо путем подачи международной заявки.

Заявленное обозначение проходит тщательную проверку, что обычно занимает до одного года времени.

Когда Роспатент принимает решение о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, заявителю выдается охранный документ – свидетельство на товарный знак. Свидетельство действует на всей территории России и предоставляет своему владельцу монопольное право использовать товарный знак для указанных в свидетельстве товаров. Все другие лица не вправе этого делать. Вместе с тем владелец свидетельства может выдать другим лицам разрешение (лицензию) на определенное право использования товарного знака или даже полностью уступить (продать) свое исключительное право другому лицу. Лицензии на товарные знаки и договоры уступки (продажи) товарных знаков регистрируются в Роспатенте.

Использованием товарного знака считается помещение товарного знака на товарах, этикетке и упаковке товаров, которые производятся или продаются на территории России, а также помещение товарного знака в вывесках и в рекламе.

Исключительное право на товарный знак распространяется не только на тождественные обозначения, но и на обозначения, сходные с зарегистрированным до степени смешения. Это право действует при использовании товарного знака не только для товаров, указанных в свидетельстве, но и для однородных товаров. Например, товарный знак "Амро-Невское" сходен до степени смешения с товарным знаком "Невское", а указание в свидетельстве на товарный знак товаров "ножи и вилки столовые" будет охватывать такие товары как "ложки столовые".

Свидетельство на товарный знак первоначально действует в течение 10 лет, считая со дня подачи заявки. Затем его действие может продлеваться неопределенное число раз на 10-летние периоды времени. При продлении уплачиваются государственные пошлины.

Владелец свидетельства обязан использовать зарегистрированный товарный знак. Если товарный знак в течение трех лет не используется или используется не для всех товаров, указанных в свидетельстве, то по заявлению любого заинтересованного лица, поданному в суд, действие такого товарного знака может быть прекращено полностью или частично (в отношении тех товаров, для которых товарный знак не использовался).

Если товарный знак зарегистрирован в отношении обозначения, которое не может быть товарным знаком, то регистрация может быть аннулирована на основе возражения, поданного в Роспатент. Принятое Роспатентом решение может быть оспорено в суде.

Если российские организации или индивидуальные предприниматели желают, чтобы используемые ими обозначения товаров охранялись за рубежом в качестве товарных знаков, они должны либо воспользоваться системой международной регистрации товарных знаков, либо подать заявки на регистрацию товарных знаков в зарубежные национальные патентные ведомства.