Основные региональные интеграционные структуры

Европейское сообщество. Наиболее полно и последовательно идеи экономической интеграции ранее самостоятельных национальных экономик были реализованы в ходе формирования и активной жизнедеятельности организационных структур и инструментов хозяйственного управления Европейским сообществом (ЕС).

Первоначально членами этой организации были Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

В 1951 г. они создали Европейское объединение угля и стали, затем в 1957 г. – Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

В 1967 г. эти три организации объединились в единую интеграционную группировку, носящую официальное название Европейские сообщества (ЕС).

В настоящее время в ЕС кроме названных выше стран входят:

■ Великобритания, Дания, Ирландия (1973);

■ Греция (1979), Испания Португалия (1986);

■ Австрия, Финляндия, Швеция (1995);

■ Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская республика, Эстония (2004).

Доля ЕС в мировом объеме производства составляет в настоящее время около 25%, а в мировой торговле – свыше 30%.

Руководящим (законодательным) органом данного интеграционного объединения является Совет министров ЕС – орган, состоящий из 25 человек (по одному члену от каждой страны), обладающий правом принимать решения по основным вопросам деятельности ЕС и правом заключать международные соглашения от имени этой организации.

Исполнительным органом, или правительством ЕС, является так называемая Комиссия ЕС – наднациональный орган с местонахождением в Брюсселе.

В последние годы существенно возросла роль Европейского парламента, который контролирует в настоящее время финансы Сообщества, имеет право вето при обсуждении бюджета, принимает активное участие в разработке единой политики ЕС.

Важный орган ЕС – Суд Европейского сообщества, обеспечивающий единообразное толкование правил и норм, принятых в сообществе, а также регулирование различных споров и претензий, в том числе и от иностранных юридических лиц.

Практический (текущий) контроль над доходами и расходами различных структур ЕС осуществляет Счетная палата ЕС, предоставляющая Европарламенту не только контрольные данные, но и рекомендации.

Одним из важнейших шагов на пути западноевропейской экономической интеграции было создание в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС). Она основывалась на согласованном поддержании изменений рыночных валютных курсов в оговоренных количественных пределах с помощью валютного вмешательства центральных банков стран-участниц. Была создана европейская расчетная единица – ЭКЮ, ставшая полноценной коллективной международной валютой. За годы своего существования ЕВС зарекомендовала себя как действенный фактор в борьбе с инфляцией и колебаниями курсов валют.

В настоящее время завершается работа по формированию общей валютно-финансовой политики в рамках ЕС на основе использования единой валюты евро. Создан Европейский Центральный банк Европейского экономического сообщества.

Европейский союз представляет собой, как это следует из вышесказанного, совершенно уникальную интеграционную группировку, в основе функционирования которой лежит принцип наднациональности, т.е. передачи национальными государствами части своего экономического (и политического) суверенитета наднациональным интеграционным институтам. Европейский союз можно рассматривать как классический (хрестоматийный) пример реализации теории международной интеграции в практике функционирования мировой экономической системы.

ЕАСТ. В отличие от Европейского сообщества, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) представляет собой региональную экономическую группировку с сохранением суверенных прав государств-членов и отсутствием наднациональных институтов. Если одной из основ ЕС является таможенный союз, то в ЕАСТ это зона свободной торговли.

Каждое государство, входящее в ЕАСТ, проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ.

Первоначально в ЕАСТ входило семь государств: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. Справедливости ради необходимо отметить, что ряд стран, ставших впоследствии членами данной Ассоциации, рассматривали членство в ЕАСТ как временное, промежуточное решение своих торгово-экономических проблем, как своего рода "прихожую" ЕС.

Основное внимание в своей внешнеэкономической политике страны ЕАСТ уделяют отношениям с ЕС, на которое приходится свыше половины товарооборота членов ЕАСТ. В результате сотрудничества членов ЕС и ЕАСТ в Западной Европе создана крупнейшая в мире зона свободной торговли, объединяющая рынки 28 стран региона с населением более 400 млн человек.

Помимо стран, входящих в ЕС, в ЕАСТ в настоящее время входят также Исландия, Норвегия и Лихтенштейн.

Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA[1]). В январе 1988 г. президенты США и Канады подписали Соглашение о свободной торговле, по которому к 1999 г. предполагалось создать обширный открытый рынок, простирающийся на 19 млн км и охватывающий более 275 млн потребителей.

Основными проблемами, рассмотренными в рамках этого соглашения, были:

– тарифы;

– правительственные поставки;

– энергия;

– сельское хозяйство;

– инвестиции;

– механизм урегулирования конфликтов.

Эконометрические расчеты показали, что в результате практической реализации Соглашения о свободной торговле между Канадой и США уровень реальных доходов в обеих странах повысился на 3,5%. Если же принимать во внимание последствия динамических эффектов, таких как усиление конкуренции, стимулирование совершенствования технологии и роста инвестиций, а также эффект масштаба, то эти оценки будут еще выше.

Тем не менее, существующая экономическая интеграция США с Канадой перестала удовлетворять США, и в 1994 г. было подписано трехстороннее соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании NAFTA – Североамериканской зоны свободной торговли, основными положениями которого были:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами – участницами соглашения;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– увеличение возможностей для инвестирования в странах – членах соглашения;

– обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из рассматриваемых стран;

– эффективное урегулирование споров;

– установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества.

NAFTA – первое соглашение, заключенное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами: такая ассиметричность их взаимозависимости сделала эту организацию непохожей на другие интеграционные группировки.

Практика свидетельствует о том, что реальный процесс региональной интеграции, отражая значительную дифференциацию национальных экономик, а также условий их исторического развития, является в силу этого достаточно противоречивым и весьма сложным.

В результате такая схема экономической интеграции может претерпеть существенную трансформацию, еще раз подтверждая, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между фазами региональной интеграции; все определяется конкретными экономическими и политическими обстоятельствами, в которых функционирует соответствующая интеграционная группировка.

Так, в отличие от Европейского союза – члены NAFTA, создавая зону свободной торговли, не ставили задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран-участниц объединения), но с первых же шагов они ввели определенные элементы общего рынка: либерализацию капиталовложений, либерализацию в сфере услуг, согласование политики в области охраны окружающей среды и др.

АСЕАН. В конце XX в. заметно набирали силы интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней, Филиппины, СРВ (1995).

Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из этих стран, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированными формами сотрудничества.

Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. Так, с 1981 г. функционирует Совет по сотрудничеству арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Арабские Эмираты (так называемую нефтяную шестерку). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центроазиатских государств. Инициаторами ее создания стали Иран, Пакистан и Турция.

Пытаются развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. Образовывая экономические и таможенные союзы, африканские страны планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные экономические связи. В результате предполагалось образовать в отдельных регионах относительно емкие внутренние рынки как базу для модернизации экономики. Интеграция ими рассматривалась как альтернативный путь развития, во многом как способ достижения экономического процветания в "опоре на собственные силы". Эта идея и до сих пор присутствует в планах Организации африканского единства – идея создания к 2025 г. Африканского экономического сообщества.

В то же самое время, говоря об экономической интеграции развивающихся стран, нельзя не отметить отсутствие реальных предпосылок для ее эффективной практической реализации. Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости социально-экономических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу.