Основные процедуры наблюдения
Обязательным условием использования социологического метода наблюдения является ведение дневников или протоколов наблюдения, фиксирующих реальное время, место, характеристики наблюдаемой ситуации и действующих участников.
После завершения исследования протоколы наблюдения подлежат анализу и интерпретации в качестве документального источника информации.
Подчеркнем еще раз, что трудности в использовании метода наблюдения связаны главным образом с тем, что результаты, полученные с его помощью, в значительной степени зависят от квалификации и субъективных качеств исследователя. Вместе с тем при тщательно разработанной программе наблюдения этот метод позволяет исследовать ситуации, к которым никакие иные исследовательские процедуры неприменимы (например, поведение людей в экстремальных ситуациях, развитие быстро нарастающих конфликтов, проведение конкретных политических акций).
Профессионально выполненное социологическое наблюдение позволяет изучать механизмы спонтанной самоорганизации различных сообществ. Общая задача наблюдения – понять, какие типы социальных взаимодействий обеспечивают устойчивость и "органичность" социальной ситуации. Именно наблюдение позволяет собрать данные, свидетельствующие, к примеру, о подлинности, неинсценированности общественного протеста или о том, что проводимая акция является лишь имитацией общественных интересов.
С конца 60-х гг. XX в. в парадигме качественной социологии стал активно разрабатываться метод фокус-групп. Особенно широко он применяется в настоящее время в маркетинговых исследованиях. В политической социологии его использование эффективно в тех случаях, когда необходимо оперативно получить экспертную оценку какой-либо ситуации (например, при выборе избирательной стратегии того или иного кандидата определить наиболее типичные варианты (клише) оценок, высказываний и мнений, с которыми кандидат столкнется среди жителей региона, города). По сути фокус-группы – это групповое фокусированное интервью, когда в состав группы включаются люди, отнесенные социологом к экспертам по данному кругу проблем ("фокусу" дискуссии).
Как и любое интервью, фокус-групповое исследование проводится на основе предварительно составленного в соответствии с общей концептуальной программой списка основных тем ("путеводителя") дискуссии. Этот метод предусматривает некую импровизационность ведущего (модератора) фокус-группы, который должен, с одной стороны, быть чутким к неожиданным поворотам обсуждения и новым аргументам его участников, а с другой – следить за соблюдением общего плана дискуссии. Фокус-групповое исследование обычно состоит из серии (от двух до шести) подобных дискуссий, цель которых – выявление спектра мнений по какому-либо вопросу.
Одна из трудностей в проведении фокус-групп состоит в том, что их состав должен репрезентировать те социальные слои или профессиональные группы, мнения и реакции которых изучаются. Кроме того, для исключения различного рода психологических осложнений в ходе дискуссии следует учитывать такое важное условие, как социальная однородность участников фокус-групп по материальному положению, полу, возрасту и т.п.
Фокус-групповая дискуссия, как правило, записывается на аудио- и видеоаппаратуру, потом транскрибируется (т.е. представляется в форме расшифрованной с диктофона записи) и анализируется. Транскрипции записей фокус- групп – достаточно громоздкая и трудоемкая процедура, при которой фиксируются не только реплики, аргументы, содержательные высказывания участников, но и их эмоции, интонации, смысловые паузы и акценты, рассчитанные на понимание и реакцию окружающих.
Вместе с тем подобная "мягкая" техника качественных методов позволяет передать и проанализировать скрытые и неявные, но тем не менее нередко устойчивые "контекстуальные" отношения между людьми, сложившиеся "за текстом": телесные практики, визуальные контакты, гендерные, возрастные и поколенческие символы и доминанты и др.
Отдельную группу методов составляют методы визуальной социологии, анализирующие как видео-, кино- и фотодокументы, так и символику, используемую в них. В течение XX в., с появлением телевидения и кино, массовым производством поп-арта, рекламы, виртуальные сообщения стали весьма эффективным средством распространения тех или иных идеологических смыслов. Если голубь мира стал международным символом либералов, то социалистическое движение приватизировало розу и красный цвет, коммунисты – серп и молот. Имиджи, знаки, символы выступают своеобразными якорями в ассоциативном ряду целых социальных групп, усиливая вербальные идеологические сообщения.
В настоящее время разрабатываются еще два перспективных для изучения политической жизни общества качественных метода: конверсационный анализ и дискурс-анализ.