Основные проблемы воспроизводства инновационных кадров
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, по и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Четвертый вызов – исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии.
На данный момент одной из основных системных проблем, требующих решения в самые ближайшие сроки, является то, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают не только условиям перехода к инновационному пути развития, но и требованиям национальной безопасности и спросу на НИОКР со стороны предпринимательского сектора как на национальном, так и на международном уровне. Несбалансированность и зачаточная стадия национальной инновационной системы ведут к тому, что даже передовые результаты исследований и разработок не находят применения в отраслях народного хозяйства, а предпринимательский сектор в принципе остается невосприимчивым к инновациям и высоким технологиям.
В настоящее время невозможно эффективно решить проблемы воспроизводства и привлечения научных кадров в сферы науки, образования и высоких технологий с помощью рыночных механизмов. Структурные преобразования в секторе науки и образования, обеспечивающие приток молодых ученых, могут быть реализованы только на основе программно-целевого метода. Эффективность данного метода объясняется его системным, интегрирующим характером. В отличие от рыночных механизмов воздействия программно-целевой метод позволяет сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на выбранных приоритетных направлениях и достичь поставленные цели в сжатые сроки.
Значительная часть мер, входящих в программно-целевой метод подготовки и привлечения кадров в сферы науки, образования и высоких технологий, утверждена в Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 (далее – Программа).
Программно-целевой метод включает в себя следующие варианты решения проблем повышения кадрового научного потенциала, рассмотренные в программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России":
1) подготовка и реализация ведомственных целевых программ по проведению НИОКР и привлечению к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;
2) создание единого программного механизма, нацеленного на активизацию воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их привлечения и закрепления в сферу науки, образования и высоких технологий; поддержка молодых ученых и научных школ.
Для достижения основной цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
1) создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;
2) повышение мотивации научного труда и создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий:
а) увеличение заработной платы сотрудников, занятых исследованиями и разработками;
б) формирование адекватной настоящему времени материально-технической базы НИОКР, в том числе оснащение современными приборами и оборудованием;
в) создание условий для самореализации ученых: возможности профессионального и должностного роста, реализации научных амбиций и постоянного повышения квалификации;
3) создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.
Итак, создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, формирование эффективной национальной инновационной системы и модернизация экономики на основе технологических инноваций невозможны без активизации воспроизводства и привлечения научных и научно-педагогических кадров в сектор науки. На данный момент решение проблем повышения кадрового научного потенциала с помощью рыночных механизмов является невозможным. Системный подход преодоления дефицита кадров в отрасли науки реализуется на базе программно-целевого метода, основной нормативной базой для которого является Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".