Основные принципы стратегического управления в условиях многовариантного будущего
Необходимость стратегического управления в условиях многовариантного будущего с реализацией по мере его наступления того или иного из возможных сценариев, подчас значительно отличающегося от прогнозируемых, делает востребованными дорожные карты. Они служат инструментом стратегического управления, позволяющим систематизировать его в условиях многовариантного будущего.
Сформулируем основные принципы стратегического управления в условиях многовариантного будущего.
1. Будущее всегда неопределенно. Это означает, что развитие управленческой ситуации, в которой определяется стратегия и разрабатываются планы действий, может пойти не обязательно по тому сценарию, который па первый взгляд кажется наиболее очевидным и ожидаемым. С твердой уверенностью предсказать, каким будет потребительский спрос на продукцию или услуги завтра, какими будут предлагаемая продукция или услуги завтра, практически невозможно. Но означает ли это, что никакие целенаправленные действия не должны предприниматься? Вовсе нет. Заняв такую позицию, можно отказаться от активной целенаправленной деятельности, объясняя ее тем, что невозможно принимать управленческие решения, не имея представления о том, что будет завтра. Более конструктивна концепция стратегического управления, согласно которой будущее будет развиваться по одному из наиболее вероятных сценариев. Эти сценарии можно проработать, и с большой вероятностью развитие событий будет таким, как предполагается, а предпринятые действия позволят обеспечить достижение поставленных стратегических целей. Окажется ли оно на самом деле таким, как предполагалось, во многом зависит от управленческого профессионализма и мастерства того, кто стратегическое управление осуществляет.
2. В любой ситуации стратегического управления существуют наиболее вероятные сценарии ее развития. В принципе развитие ситуации, в которой должно приниматься стратегическое решение, может развиваться по многим сценариям. Существуют сценарии более и менее вероятные, которые могут быть реализованы за рассматриваемый промежуток времени. Вряд ли целесообразно детально прорабатывать каждый из возможных сценариев, затрачивая на это значительные усилия, ресурсы и время. Это нарушит один из главных принципов стратегического управления — принцип мобильности, сформулированных Джеком Уэлчем, согласно которому большая компания должна по мобильности не уступать маленькой: "Бери пример с маленьких компаний!". Кроме того, среди событий будущего есть события, требующие или не требующие безотлагательного решения, способные в различной степени повлиять на деятельность объекта управления. Здесь вступает в действие закон развития (приоритетности) в управлении. Необходимо, принимая во внимание изложенные выше соображения, определить сравнительную приоритетность сценариев и для детальной проработки отобрать два-три наиболее вероятных, сосредоточив па них внимание.
3. Разрабатываемый стратегический план должен соответствовать определенному сценарию развития событий. Разработка стратегического плана предполагает серьезную проработку последовательности плановых заданий, ведущих к выполнению показателей, предусмотренных при разработке стратегии, в установленные сроки при наличии необходимого технологического и сырьевого обеспечения определенным составом исполнителей. Поставка произведенной продукции или оказание услуг должны быть осуществлены в намеченные сроки потребителям. Чем больше промежуток времени между проектированием и разработкой плана производства и реализации продукции или услуг, тем менее мобильна ситуация и в большей степени могут измениться условия, в которых осуществляется их производство и реализация. Поэтому на фирме Toyota считается большим достижением, что сроки проектирования новой модели автомобиля удалось сократить с общепринятых двух-трех лет до одного года. А периодически осуществляемая в автомобилестроении смена моделей является по существу развернутыми во времени предлагаемыми автомобилестроительными компаниями вариантами видения сценариев развития отрасли и динамики изменения потребительского спроса. Производственные планы ориентированы на производство конкретной модели (моделей) автомобиля, на которой остановило свой выбор руководство компании.
4. Стратегическое управление имеет дело не с отдельной, а с последовательностью взаимосвязанных управленческих ситуаций. Рассматривать отдельный сценарий создания отдельно взятой модели автомобиля нельзя в отрыве от общей картины представленных на рынке сбыта моделей сегодня и тех, что появятся в ближайшем будущем. При принятии стратегического решения о производстве новой модели компании оценивают, как она будет вписана в общий ряд моделей, которые представлены на рынке сегодня, и тех, что появятся во время срока производства запускаемой модели. Это типично для стратегического управления. Принимая важное стратегическое решение, целесообразно рассматривать не отдельно взятую управленческую ситуацию, а всю систему взаимосвязанных с ней управленческих ситуаций, способных оказать влияние па ее развитие. К тому же, как правило, стратегическое управление не заканчивается с решением одной отдельно взятой управленческой проблемы. Как следует из закона цикличности управления, на смену одной ситуации приходит другая, также требующая своего стратегического решения. Инструментарием стратегического управления, позволяющим системно анализировать последовательно возникающие управленческие ситуации, часть из которых реализовалась, а части которых еще предстоит реализоваться и в данный момент, рассматриваются лишь как возможные сценарии их развития. Эффективное стратегическое решение может быть принято лишь при учете всех взаимосвязанных управленческих ситуаций, которые могут оказывать влияние на ситуацию, в которой принимается стратегическое решение.
Сценарии развития управленческой ситуации для объекта управления могут строиться для главных неопределенностей организации. Для производителей медицинского диагностического оборудования это может быть появление технологий, существенно снижающих издержки производства, а сельскохозяйственной техники или горного курорта — вероятность продолжения глобального потепления. Общепринято классифицировать сценарии и по степени благоприятности развития событий. Исходя из этого могут разрабатываться оптимистический, наиболее вероятный и пессимистический прогнозы.
Технологии сценарного подхода при стратегическом управлении
Технология использования сценарного метода предполагает следующие этапы.
1. Определение возможных сценариев развития управленческой ситуации.
2. Оценка вероятности возможных сценариев развития управленческой ситуации и выделение среди них наиболее вероятных.
3. Разработка стратегии и стратегического плана для наиболее вероятных сценариев развития.
4. Оценка рисков при реализации каждого из наиболее вероятных сценариев развития управленческой ситуации и анализ потерь в случае, если сценарий не реализовался.
5. Определение взаимосвязанных управленческих ситуаций.
6. Построение дорожной карты с указанием уже реализовавшихся управленческих ситуаций и наиболее вероятных сценариев в управленческих ситуациях, содержащих неопределенность.
Идеологию сценарного подхода характеризуют такие принципы стратегическое управления, сформулированные Джеком Уэлчем, как: "Не гонись за конкретной целью, лучше установи несколько общих стратегических направлений" и "Постоянно пересматривай свою программу и, если необходимо, переписывай ее!".
Технологии оценки рисков при выборе различных возможных сценариев развития будут рассмотрены далее.