Основные принципы социально-правового государства
Принципы - это основополагающие идеи (требования), определяющие в совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться социально-правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: состоянием экономики; уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной; "достаточным" уровнем жизни; наличием государственных гарантий обеспечения благополучия граждан.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить принципы правового государства.
Принцип приоритета права
В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин "господство права", происхождение которого, очевидно, связано с английским выражением "rule of law" - "правление права", или "господство права". На наш взгляд, русский перевод данного термина неадекватен вкладываемому в него содержанию, и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
Великие мыслители-"одиночки" догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета своего развития. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
В конечном счете приоритет права означает:
- рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
- соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
- необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
- наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).