Основные принципы и направления государственного регулирования торговой деятельности в России
Основные направления и принципы государственного регулирования торговой отрасли, применяемые в Российской Федерации, определены Законом о "урегулировании торговли, который был разработан с целью:
• обеспечить единство экономического пространства России путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
• развивать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
• обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников торговой деятельности и населения;
• разграничить полномочия в области регулирования торговой деятельности между органами власти разных уровней.
Данный закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, связанные с организацией и ведением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями в ходе ведения торговой деятельности. При этом положения закона не распространяются на отношения, возникающие в процессе:
• ведения внешнеторговой деятельности;
• проведения организованных торгов;
• деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
• купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения (в том числе электрической энергии, тепловой энергии и мощности, других видов энергетических ресурсов), торговли товарами, ограниченными в обороте.
Перечисленные отношения регулируются соответствующими федеральными законами.
Закон о госрегулировании торговли устанавливает следующие методы государственного регулирования торговой деятельности:
1) требования к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;
3) информационное обеспечение в области торговой деятельности;
4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности.
Также в законе прямо указано, что другие методы государственного регулирования торговой деятельности могут быть установлены только федеральными законами.
Полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с данным законом распределяются следующим образом.
К полномочиям Правительства РФ относятся:
1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов[1];
3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъектов РФ в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных товаров торговыми сетями;
4) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли;
2) утверждает форму торгового реестра, порядок его формирования и порядок предоставления информации, содержащейся в нем;
3) совместно с органами статистики определяет ОГЛАВЛЕНИЕ форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления;
4) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
Органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:
1) реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
2) разрабатывают и принимают законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ;
4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и торговой деятельностью на территории субъекта РФ;
5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
6) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
Органы местного самоуправления в соответствии с Законом о госрегулировании торговли обязаны создавать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Некоммерческие организации (объединения торговых предприятий, объединения поставщиков товаров, ассоциации, общественные объединения и др.) также могут участвовать в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности, например:
1) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
2) участвовать в анализе экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговой деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
3) распространять российский и иностранный опыт в области торговой деятельности;
4) предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
5) подготавливать предложения о совершенствовании торговой деятельности;
6) иным образом, предусмотренным нормативными правовыми актами.
Торговые предприятия самостоятельно определяют следующие существенные условия торговой деятельности:
• вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
• форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
• способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
• специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
• тип торгового объекта (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);
• основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
• порядок и условия ведения торговой деятельности (ассортимент товаров, режим работы, приемы и способы продажи товаров, количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, способы доведения до покупателей информации о продавце, о товарах и об оказываемых услугах, цены на товары, форму распространения рекламы, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, иные порядок и условия ведения торговой деятельности).
Для государственных или муниципальных предприятий и учреждений торговли порядок и условия ведения торговой деятельности устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.
Закон о госрегулировании торговли предусматривает свободное рыночное ценообразование на большинство товаров. Исключение составляют товары, для которых федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок (наценок) (в том числе установление максимального и (или) минимального предела уровня надбавки (наценки)). Для таких товаров цены и торговые надбавки (наценки) устанавливаются в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В законе содержатся положения о регулировании цен на отдельные товары в случае ускорения роста цен. Так, Правительство РФ в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, может на данные виды товаров устанавливать предельно допустимые розничные цены па территории таких субъектов РФ на срок не более трех месяцев.
В законе также предпринята попытка ограничить возможности давления со стороны розничных торговых предприятий и торговых сетей на поставщиков продовольственных товаров и снизить барьеры входа поставщиков в торговые сети. Например, закон разрешает при заключении договора поставки включать в договор только один вид вознаграждения – за количество приобретенных у поставщика продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены товара. Такое вознаграждение может предусматривать договор поставки товаров, не относящихся к социально значимым продовольственным товарам. Все другие виды вознаграждений (за доступ на полки магазина и т.п.) законом запрещены. Рекламные и маркетинговые услуги должны быть оформлены договором возмездного оказания соответствующих услуг, включать их в качестве составной части в договор поставки запрещается законом. Также запрещено принуждать контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.
В соответствии с данным законом торговые сети обязаны размещать объявления о конкурсах на поставку продовольственных товаров и условиях заключения договоров на поставку на своем сайте в сети Интернет и предоставлять поставщикам информацию по их требованию в течение 14 дней со дня получения запроса. Поставщики же обязаны размещать предложения о поставке товаров на своих сайтах в сети Интернет и предоставлять информацию о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров в течение 14 дней со дня получения запроса.
В отношении продолжительности отсрочки платежа по продовольственным товарам законом установлены следующие правила:
1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в течение десяти рабочих дней со дня приемки их покупателем;
2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в течение 30 календарных дней со дня приемки их покупателем;
3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение сорока пяти календарных дней со дня приемки их покупателем.
Условием соблюдения этих сроков покупателем является своевременное представление поставщиком документов, относящихся к поставкам товаров в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если поставщик не передает покупателю соответствующие документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком документов.
Закон нацелен на формирование принципов антимонопольного регулирования в сфере организации и осуществления торговой деятельности. Так, закон содержит прямой запрет на создание дискриминационных условий на рынке продовольственных товаров (создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) и запрет на навязывание контрагенту следующих условий:
а) о запрете на заключение договоров поставки товаров с другими поставщиками;
б) об ответственности за неисполнение обязательства поставщика о поставках товаров на условиях лучших, чем условия для других торговых предприятий;
в) о предоставлении контрагенту сведений о договорах, заключаемых с другими контрагентами;
г) о внесении поставщиком платы за право поставки товаров в функционирующие или открываемые торговые предприятия торговой сети;
д) о внесении поставщиком платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
е) о снижении поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже другими поставщиками;
ж) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на них, кроме случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
з) о возмещении поставщиком затрат, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
и) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных в предыдущих пунктах.
Все перечисленные условия до момента принятия закона являлись обычной практикой в деятельности торговых сетей, а пункты а) и в) нередко включались во франчайзинговые соглашения.
Также Законом о госрегулировании торговли запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
Еще одно условие, которое должно сдержать рост торговых сетей и дать возможность развиваться малому и среднему предпринимательству в сфере розничной торговли продовольственными товарами, касается ограничения расширения присутствия торговых сетей в пределах отдельного региона. Так, розничной торговой сети, которая осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (кроме сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которой превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах этого административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате ввода в эксплуатацию торговых объектов или их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данного ограничения, ничтожна (нс имеет силы), и ее последствия могут быть признаны судом недействительными по требованию любого заинтересованного лица, в том числе федерального органа исполнительной власти, который принимает нормативные правовые акты и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства.
Закон о госрегулировании торговли ограничивает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке таких правил ведения торговой деятельности, которые отличаются от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности запрещается:
• возлагать на торговые предприятия и поставщиков товаров обязанности по участию в повторной (дополнительной) проверке качества и безопасности товаров в региональной или муниципальной системе качества товаров (кроме случаев, предусмотренных законом);
• принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров к прохождению контрольных и (или) разрешительных процедур в дополнение к предусмотренным нормативными актами процедурам (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
• принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
• принимать нормативные правовые акты, решения, предусматривающие: запрет или ограничение свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями; ограничение продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований; принуждение торговых предприятий и поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами; ограничение выбора контрагентов для торговых предприятий и поставщиков товаров; дискриминацию торговых предприятий и поставщиков товаров в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Содействие развитию торговой деятельности должно осуществляться на двух уровнях:
1) на уровне органов государственной власти субъектов РФ, которые в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия, направленные:
• на стимулирование инвестиционных проектов в сфере строительства логистических центров поставок для приема и хранения сельскохозяйственной продукции, формирования партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
• поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
• стимулирование деловой активности торговых предприятий и обеспечение их взаимодействия с поставщиками товаров путем организации и проведения выставок и ярмарок;
2) на уровне органов местного самоуправления, которые в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны:
• предусматривать строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
• разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
• принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для торговых предприятий имущества, находящегося в муниципальной собственности;
• проводить анализ показателей, характеризующих состояние торговли на территориях муниципальных образований и эффективность мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ и муниципальных образований. В программах развития торговли определяются:
1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
3) объем и источники финансирования мероприятий по развитию торговой деятельности;
4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.
Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:
1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) повышение доступности товаров для населения;
3) формирование и развитие торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.
Государственное регулирование в области торговой деятельности через информационное обеспечение может осуществляться двумя путями.
1. Путем создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечения ее функционирования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли.
На официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет должна размещаться и ежеквартально обновляться Вперед информация:
• о решениях, принятых соответствующим органом в области торговой деятельности;
• издании нормативных правовых актов в области торговой деятельности;
• среднем уровне цеп па отдельные виды товаров.
2. Путем формирования торговых реестров. Федеральные органы исполнительной власти утверждают форму торгового реестра и порядок его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ. Информация в реестре размещается и предоставляется физическим и юридическим лицам бесплатно.
Предполагается, что Закон о госрегулировании торговли позволит сформировать законодательную базу, регламентирующую отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями при осуществлении ими торговой деятельности. Принятый 28 декабря 2009 г. вариант закона далек от совершенства, очевидно, что он будет активно развиваться и дополняться в ходе практического его применения.