Основные принципы коммерческой деятельности в России
Торговая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, поэтому право, ее регулирующее, детерминируется, т.е. определяется, обусловливается общими принципами для предпринимательской деятельности в целом. Они прямо зафиксированы в конкретных нормах Конституции РФ и ГК и составляют, по сути, стержень коммерческого права.
К ним относятся следующие правовые принципы:
1. Принцип неприкосновенности законно приобретенной собственности - фундаментальный принцип частного права. Этот принцип зафиксирован в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: "о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности"; а также в ч. 3 ст. 35 — "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, и только в случаях, предусмотренных законом".
Многие нормы ГК в развитие этих конституционных положений также направлены на обеспечение принципа неприкосновенности собственности. Так, ст. 235, 237—243, п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК устанавливают исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника. 15 частности, в п. 2 ст. 235 предусмотрено семь принудительных изъятий: в том числе реквизиция, конфискация, принудительный выкуп и т.д. При этом безвозмездное изъятие имущества у собственника допустимо только по решению суда в виде санкций за преступления или иные правонарушения.
2. Принцип свободы экономической деятельности.
Он вытекает из закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Субъекты частного права не только приобретают гражданские права своей волей и в своем интересе, но и осуществляют их по своему усмотрению.
На основании этого принципа субъект коммерческой деятельности имеет право: начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме, с применением любых допущенных к обороту видов имущества; на свободу от принудительной коммерческой деятельности как в силу влияния других субъектов предпринимательства, так и в силу указаний органов государственной власти; на обжалование решений и действий государства и его органов, а также субъектов местного самоуправления и должностных лиц, если они ограничивают свободу экономической деятельности.
3. Принцип равенства участников коммерческих правоотношений независимо от места и уровня, который они занимают в экономике страны. Они обладают равными правовыми возможностями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, не подчинены друг другу, не обладают какими-либо преимуществами друг перед другом, если иное прямо не предусмотрено законом.
Можно утверждать, что устранен существовавший ранее многие десятилетия приоритет в защите государственной собственности, который часто использовался недобросовестными чиновниками в своекорыстных целях.
4. Принцип свободы торгового договора. Участники коммерческих отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Источником этого принципа являются положения ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающие право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Надо подчеркнуть, что ОГЛАВЛЕНИЕ данного принципа раскрывается в ст. 421 ГК и сводится к тому, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно ст. 422 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В определенных случаях в общественных интересах могут устанавливаться ограничения свободы договора. Так, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК в целях обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить работу, оказать услугу.
5. Принцип беспрепятственного осуществления установленных договором прав участниками коммерческих отношений, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". В ст. 11 ГК закреплена судебная защита гражданских прав, а в ст. 12 ГК перечислены 11 способов защиты гражданских прав: признания права; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения и др. В определенных законом случаях коммерческий спор, подведомственный, как правило, арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. Более того, принят Федеральный закон 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", что значительно расширяет возможности мирного разрешения коммерческих споров без обращения в суды.
Исключениями из принципа судебной защиты нарушенных договорных коммерческих прав являются также случаи самозащиты, допускаемые ст. 14 ГК. Например, защита нарушенных прав путем применения оперативно-хозяйственных санкций к правонарушителю без обращения к судебным органам, в частности, удержание кредитором имущества должника (ст. 359 ГК). Или защита нарушенного права путем списания банком в бесспорном порядке задолженности со счета клиента-плательщика (п. 2 ст. 854 ГК) по решению суда или в случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом.
6. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и запрещения монополизации торговой деятельности.
Этот принцип закреплен и ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 34 Конституции РФ и Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". В них установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Как известно, конкуренция, являющаяся основой рыночной экономики, создаст соответствующий механизм, который заставляет работать цены на рынке, в свою очередь зависящие от соотношения спроса и предложения товаров либо услуг данного вида. Антиподом конкуренции является монополизация, т.е. положение, когда число продавцов товаров или услуг определенного вида становится недостаточным для потребителей. Это дает возможность продавцам оказывать влияние на формирование цен предлагаемых товаров и услуг путем регулирования их предложения на рынке. Государство с целью поддержания рыночных механизмов в интересах потребителей обязано контролировать монополистов и пресекать их деятельность.
Согласно этому принципу государство является гарантом: сохранения конкурентных начал рынка как основного регулирующего механизма; ограничения и пресечения монополизма в любых его противоправных проявлениях; обеспечения регулирующего воздействия на области естественных и государственных монополий; а также принятия и реализации законодательства, которое эффективно способствовало бы росту количества поставщиков, покупателей и других субъектов торговой деятельности в стране.
7. Принцип осуществления торговой деятельности на едином экономическом пространстве (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Этот принцип связан со свободой перемещения по территории РФ товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). То есть на территории субъектов РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК). По собственной инициативе ни федеральные исполнительные органы власти, пи органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе вводить такие ограничения.
8. Принцип государственного регулирования коммерческой (торговой) деятельности. Статья 71 (п. "ж") Конституции РФ относит к исключительным полномочиям федеральных органов власти установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; осуществление денежной эмиссии; определение основ ценовой политики. В ведении Российской Федерации находятся также федеральные экономические службы, включая федеральные банки. К государственному регулированию относятся также лицензирование и квотирование, стандартизация и сертификация продукции и т.д.
В ходе государственного регулирования торговой деятельности во главе угла стоит проблема: соблюдения баланса частных интересов субъектов коммерческой деятельности и публичных интересов государства и общества.
9. Принцип приоритета прав и законных интересов потребителей. Субъекты коммерческой деятельности обязаны ориентироваться на правовые нормы, зафиксированные в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей". Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья населения, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В Законе также определены средства и меры государственной и общественной защиты интересов физических лиц, пути реализации защиты прав потребителей. Одним из центральных вопросов дальнейшего совершенствования законодательства является именно защита законных интересов потребителей. К сожалению, этот принцип на практике не реализуется в достаточной степени.
10. Принцип законности. Коммерческая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями, установленными законодательством. Государственные органы обязаны обеспечивать законность принимаемых нормативных актов и актов применения права. Очень важно, что в ГК предусмотрено право граждан и юридических лиц на обращение в суд с требованием о признании ненормативных актов, а в случаях, предусмотренных законом, и нормативных актов, не соответствующих закону, нарушающих гражданские права и охраняемые законом их интересы, недействительными (ст. 13 ГК).
11. Принцип экономической безопасности страны, защиты внутреннего рынка. Коммерческое право наиболее тесно связано с экономической политикой, проводимой государственными органами как внутри страны, так и за рубежом. Оно призвано противодействовать созданию условий для теневой и криминальной экономики, и всячески содействовать конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на мировом и внутреннем рынках.
Как видим, все 11 принципов являются общими правовыми принципами, на которых основывается вся предпринимательская деятельность в целом. Помимо них торговые учреждения руководствуются и специфическими правовыми принципами, которые предназначены только для их деятельности. В качестве отличительных признаков коммерческого права традиционно выделяют большую гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности, более полный учет обычаев торгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без вины).
Таким образом, совокупность основных принципов коммерческого права позволяет придти к выводу о том, что они являются своеобразным критерием его отграничения от публичного права. Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяют коммерческое (торговое) право в самостоятельную комплексную отрасль частного права.