Основные причины отклонений в поведении
Все многообразие причин отклоняющегося поведения может быть сведено к двум большим группам: 1) заданные; 2) возникшие. К первой группе могут быть отнесены поведенческие отклонения, обусловленные причинами биологического характера. Это генетические дефекты развития, родовые травмы, особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма (тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуального развития, особенности мыслительных операций: скорость формирования ассоциативных связей и т.п.). Данная группа причин сама по себе может обусловливать формирование отклонений в поведении (например, гиперактивные или аутичные дети, дети с задержкой психического развития и т.д.). Так, например, Л. М. Зюбин отмечает три причины, приводящие к особенностям поведения трудных подростков: недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий; недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность; низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей. Однако чаще всего подобного рода дефекты в развитии составляют группу факторов риска, с которыми человек может абсолютно нормально прожить всю жизнь, не имея каких бы то ни было проблем с поведением, но которые могут актуализироваться в определенных объективно либо субъективно сложных для него жизненных условиях и ситуациях. Такие условия и ситуации принято называть условиями и ситуациями риска. Именно они составляют вторую группу причин отклоняющегося поведения.
Условия риска – это совокупность факторов различной природы, длительное негативное воздействие которых па человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут стать поведенческие нарушения. Это могут быть социальные факторы (например, воспитание в детском доме), психологические (систематическое избиение ребенка родителями), биологические (постоянное недоедание, голод) и др.
Для каждого института социализации свойственны свои специфические условия риска, провоцирующие отклонения в поведении ребенка:
1. В семье как институте социализации условиями риска выступают:
– асоциальный характер семьи в целом либо асоциальное поведение отдельных ее членов (например, антиобщественный образ жизни родителей, систематическое употребление спиртного и т.п.);
– структура семьи (например, отсутствие в семье отца, что не позволяет ребенку полноценно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым человеком);
– функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания. В частности, воспитание по типу гиперпротекции или сверхконтроля приводит к возникновению в поведении ребенка реакции эмансипации – активного неподчинения старшим, побегов из дома и т.п.
2. Для школы характерны следующие условия риска:
– функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в подмене личностно-ориентированного подхода к ребенку деятельностью по контролю за формальным соблюдением учащимися правил внутришкольного поведения и авторитарному обеспечению личного педагогического псевдоавторитета;
– субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития;
– социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями (конфликты, бойкоты, высмеивания и т.п.). В итоге ребенок исключается из коллектива и как результат не может полноценно обучаться.
3. Во внешкольных учреждениях и институтах причиной нарушения поведения могут стать конфликты ребенка с преподавателем либо неудовлетворение внешкольным учреждением потребностей ребенка (пришел учиться играть па гитаре, а его определили в класс баяна и т.п.). Результатом может стать отказ ребенка или подростка от внешкольных учреждений как сферы социализации ("Я туда больше не пойлу, там делать нечего...").
4. В сфере неформального общения (внешкольная группа сверстников) причиной возникновения отклонений в поведении может стать асоциальная направленность деятельности группы, асоциальный характер внутригрупповых норм взаимоотношений и требований, принятие которых является обязательным для подростка, желающего примкнуть к группе (хочешь быть одним из нас, должен курить и употреблять спиртное, как все, и т.п.).
Ситуация риска – это конкретное стечение обстоятельств в определенный момент пространства и времени, приводящее к срыву адаптационных механизмов личности.
Ситуация риска может быть преимущественно объективно либо субъективно значимой для человека. Например, последствием шокового состояния ребенка в результате автомобильной аварии, унесшей жизни родителей, может стать изменение в его поведении, что характерно для подавляющего большинства людей в подобной ситуации. В то же время некоторые ситуации могут стать ситуациями риска для конкретного ребенка, не будучи таковыми для остальных его сверстников. Например, неудачная шутка но поводу дефекта внешности, субъективно значимого для подростка, может привести его к акту аутоагрессии вплоть до самоубийства.
Таким образом, отклоняющееся поведение есть результат актуализации факторов риска под влиянием длительного воздействия негативных условий, следствием чего является возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение поведения.
Механизм протекания отклонений в поведении (термин введен И. А. Невским) состоит из четырех последовательных этапов, характеризующих, с одной стороны, социальнопсихологическое состояние человека, а с другой – степень отклонения в поведении. В несколько расширенном понимании данный механизм включает в себя следующие этапы (О. А. Селиванова).
Этап 1 .Дезориентация человека в новых, непривычных для него социальных условиях, где наработанные за предшествующий период жизни привычные способы поведения (коммуникационные, ролевые и т.п.) теряют свою эффективность, а новые в его поведенческом арсенале еще не выработаны. Па первом этапе девиантное поведение не проявляется в чистом виде, могут быть выявлены лишь некоторые его симптомы: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, группы). Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным представлениям, социальным ценностям и установкам.
Социально-педагогическая помощь здесь имеет два аспекта. Она должна быть направлена, во-первых, на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям), во-вторых, на конкретную личность девианта и иметь характер измененной воспитательной деятельности. При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение усугубляется.
Этап 2. Дестабилизация человека, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с одной стороны, приводит к социально-психологическому истощению и возникновению неуверенности в собственных силах, с другой – к росту раздражения и неприятия окружающей среды, формирующего базу для обращения человека к социально негативным формам поведения.
Этап 3. Фрустрация, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для человека ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. На данном этапе поведение человека теряет свою последовательность и логичность, слабо предсказуемо и объяснимо, часто носит импульсивный, аффективный характер.
Дальнейшее развитие отклонений в поведении может идти двумя различными путями:
Этап 4.1. Асоциальная дезадаптация, характеризующаяся воспроизведением человеком негативных поведенческих реакций и образцов поведения с одновременным осознанием неправильности, запрещенности своего поведения, что сопровождается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности поведения (в результате запуска психологического защитного механизма вытеснения), развитие различного рода психологических и биологических нарушений (неврозы, психозы, энурез, бессонница и т.д.), требующих медицинского вмешательства. Деструктивность подобного состояния часто заставляет человека преодолеть его за счет принятия асоциальных норм и ценностей: "пере- объяснения" себе смысла своих поступков как "правильных" (например, "правильно обижать слабых, так как это признак собственной силы и власти" и т.п.), следствием чего может стать переход на следующий этап.
Этап 4.2. Асоциальная адаптация, характеризующаяся воспроизведением человеком негативных поведенческих реакций и образцов поведения на основе их осознанного принятия. В данном случае негативное отклоняющееся поведение не приходит в противоречие с нравственно-моральной сферой индивида, а воспроизводится осознанно с целью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения социальной роли и т.п. на базе видоизмененной системы ценностей и идеалов ("прав тот, кто сильнее"; "хорошо то поведение, которое приносит личную выгоду", "значимы те идеалы и ценности, которые удобны" и т.д.). Девиантное поведение включает в себя накопление разнообразного опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и т.п.). Личность либо считает свое поведение нормальным, соответствующим собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает кризис идентификации. Этот кризис ведет к конфликту, часто завершающемуся идентификацией с тем образом, который остальные имеют о личности ("трудный", "неуправляемый" и др.).
Качество и степень нормативности поведения человека могут быть определены через взаимосоответствие его внутренних и внешних ресурсов. Под ресурсами понимается все, что может быть привлечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения актуальной для человека проблемы. Под внутренними ресурсами понимается вся совокупность характеристик, способностей и свойств личности подростка. Внешние ресурсы – это вся совокупность материальных и духовных явлений окружающего мира (в широком смысле) либо вся совокупность материальных и духовных явлений микросоциума конкретной личности (в узком смысле). Характер соотношения внутренних и внешних ресурсов личности в конкретной ситуации жизнедеятельности определяет качество социально-психологического функционирования личности, т.е. способность человека конструктивно задействовать внутренние и внешние ресурсы при решении стоящих перед ним сложностей и проблем, вести образ жизни, при котором само возникновение проблемных ситуаций сведено к минимуму.
Взаимосоответствие (синхронизация) представляет собой процесс и результат гармоничного взаимодополнения внешних и внутренних ресурсов личности человека в конкретный момент места и времени. Именно различное соотношение внутренних и внешних ресурсов личности в конкретной жизненной ситуации определяет степень и характер дезадаптации человека (О. А. Селиванова). Варианты соотношения внутренних и внешних ресурсов представлены в табл. 2. Ограничение, недостаточность необходимых ресурсов для решения актуальной сложной ситуации (внешних – когда сложившаяся ситуация не содержит необходимые средства для решения возникшей проблемы и внутренних – когда человек не знает, какие собственные способности, знания, умения и пр. могут быть использованы для решения проблемы) способствует низкому качеству социально-психологического функционирования, проявляющемся в небезопасном, неконструктивном, проблемном и подобном поведении. В этом контексте социально-психологическая дезадаптация является, с точки зрения внутренних ресурсов, следствием исчерпанности освоенных человеком социально-одобряемых, безопасных для себя и окружающих, поведенческих стратегий эффективного разрешения личностно-значимых проблем; с точки зрения внешних – следствием отсутствия контролируемых и управляемых каналов получения социальнопсихологической, социально-педагогической и иной помощи и поддержки, каналов трансляции опыта разрешения проблемных ситуаций и методов умножения социального опыта.
Таблица 2
Варианты соотношения внутренних и внешних ресурсов личности
№ |
Соотношение ресурсов |
Внутренние ресурсы |
Внешние ресурсы |
Социально- психологическое функционирование ребенка |
Формальный показатель |
1 |
Синхронизированы |
+ |
+ |
Адаптация |
Проблема отсутствует |
2 |
Не синхронизированы |
+ |
Дезадаптация (преимущественно социальная) |
Проблема преимущественно социального характера |
|
3 |
Не синхронизированы |
+ |
Дезадаптация (преимущественно психологическая) |
Проблема преимущественно психологического характера (личностная, эмоциональная и т.п.) |
|
4 |
Синхронизированы |
Тотальная дезадаптация |
Проблема перестает осознаваться личностью |
Вариант 1. Социально-психологическая адаптация (социально-психологическое функционирование человека гармонично). При возникновении проблемы человек способен адекватно оценить ситуацию, провести анализ собственных внутренних и доступных внешних ресурсов, необходимых для ее разрешения, верно выбрать стратегию поведения, привлечь носителей внешних ресурсов.
Вариант 2. Социально-психологическая дезадаптация (социально-психологическое функционирование человека дисгармонично), обусловленная дефицитом внешних ресурсов либо недоступностью их носителей (примером может служить безнадзорность как результат отсутствия системы педагогически целесообразного, личностноориентированного взаимодействия с ребенком: попустительский стиль воспитания в семье, равнодушно-формальное отношение к ребенку в школе и т.п.).
Вариант 3. Психосоциальная дезадаптация (социально- психологическое функционирование человека гармонично), обусловленная дефицитом внутренних ресурсов (например, девиация как следствие неэффективной деятельности человека по урегулированию конфликтов, восстановлению взаимоотношений и др.).
Вариант 4. Тотальная дезадаптация – нарушение социального функционирования человека, в результате чего у пего исчезает сама способность не только осознавать, но и чувствовать проблемность своего существования (например, безнадзорность как результат длительного проживания ребенка в условиях улицы или любой другой вариант асоциального маргинального существования).
Варианты соотношения внутренних и внешних ресурсов личности во многом опосредуют и направления социальнопедагогической деятельности в целом и специфику методов, способов и технологий, применяемых специалистами (О. А. Селиванова):
1 группа технологий и методов (гармоничный вариант соотношения ресурсов) – методы, способы и технологии поддержания достигнутого уровня функционирования клиента и профилактики возможных срывов;
2 группа (при преимущественно социальной дисгармонии) – методы, способы и технологии активизации внешних ресурсов клиента, направленных на совершенствование среды его обитания, – социальная помощь;
3 группа (при преимущественно психологической дисгармонии) – методы, способы и технологии активизации внутренних ресурсов клиента, позволяющие конструктивно воздействовать на решение индивидуально-личностных и психосоциальных проблем человека – психологическая помощь;
4 группа (при тотальной дисгармонии) – методы, способы и технологии формирования проблемы, осознаваемой клиентом, путем активизации одной из групп ресурсов, в наибольшей степени доступной социальному педагогу, что позволит разрушить отрицательную синхронизированность ресурсов и воспользоваться технологиями второй и третьей группы – кризисная терапия.
В целом для несовершеннолетних, имеющих устойчивое отклоняющееся поведение, характерны:
1. Деформация социальных связей. Для подростка в норме последовательность референтно значимых социальных связей имеет вид: семья → школа → неформальная группа. Для трудного подростка на первом месте стоят нормы и ценности неформальной группы, нормы и ценности школы и семьи либо не значимы вовсе, либо активно вытесняются сознанием.
2. Нарушение процессов самоанализа и самооценки. Самооценка неадекватна (завышена или занижена), так как чаще всего формируется на базе критериев оценки поведения значимой неформальной среды общения ("обижать слабых можно – это значит, что я сильный").
3. Резкое сопротивление любому воспитательному воздействию, педагогическому требованию, поскольку это требование проистекает с позиций нравственно-моральных ценностей, активно не принимаемых подростком.
Комплексный анализ социально-психологических, психо-биологических и иных групп факторов в процессе социально-педагогической диагностики – важнейшее условие получения подростком-девиантом своевременной, адекватной и профессиональной помощи со стороны социального педагога. В качестве примера может быть приведена Вперед схема анализа отклоняющегося поведения, предложенная Е. В. Змановской:
1. Индивидуально-типологическая ранимость:
• сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);
• эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);
• пониженный фон настроения;
• импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);
• низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);
• склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);
• ригидность – склонность к "застреванию" на какой- либо активности (мыслях, чувствах, действиях);
• склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).
Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют генетический и физиологический. Для их анализа недостаточно простого наблюдения, необходимы специальные методы диагностики.)
2. Нарушения саморегуляции личности:
• преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;
• алекситимия – слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);
• несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства, неумение отстаивать свои интересы);
• непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);
• дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);
• ложная самоидентичность и заниженная самооценка;
• отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);
• отсутствие или утрата смысла жизни.
Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.
3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности):
• духовность;
• здоровье и ценности здорового образа жизни;
• внешняя привлекательность;
• общительность, способность к сотрудничеству;
• активность;
• интеллект, специальные способности;
• целеустремленность и честолюбие;
• высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера);
• творчество, хобби;
• профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);
• достижения;
• любовь, дружба, значимые личные отношения;
• жизненный опыт.
Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.
4. Дефицит социально-поддерживающих систем:
• отсутствие родительской семьи;
• неполная семья (отсутствие отца);
• зависимая семья;
• девиантная семья;
• низкий социальный статус семьи;
• семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);
• социальная изоляция;
• отсутствие поддерживающей группы сверстников;
• низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);
• отсутствие близких друзей;
• отсутствие сексуального партнера;
• общественная незанятость;
• проблемная компания;
• проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).
5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:
• состояние социально-психологической дезадаптации;
• состояние фрустрации жизненно важных потребностей;
• научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);
• провокация или давление со стороны.
6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):
• ситуация, в которой впервые имело место ОП;
• ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;
• степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);
• состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);
• события, предшествующие ОП (запускающие механизмы);
• последующие события (состояние, мысли, действия);
• реакция окружающих: что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).
7. Заключение:
• форма и степень выраженности ОП;
• степень социальной дезадаптации, отношение к ОП самой личности;
• поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);
• поддерживающие внутренние условия (индивидуальноличностная предрасположенность и психологическая выгода);
• ингибиторы (препятствующие условия);
• ресурсы личности;
• возможные пути преодоления (стратегия изменения);
• формы и методы социально-психологической помощи.