Основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение
Социализация человека протекает с раннего возраста под воздействием многочисленных факторов. Одни из них играют позитивную роль, стимулируют процесс целесообразной социализации. Другие, и их достаточно много, несут в себе опасности и оказывают негативное влияние на социальное развитие, социализацию человека и носят по отношению к нему десоциализирующий характер.
Исследования специалистов, свидетельствуют о том, что человек в социальном развитии, социализации очень уязвим (виктимен). В зависимости от индивидуального своеобразия, воздействия факторов и условий среды жизнедеятельности, воспитания, а также личной самодеятельности (активности, ведущей к саморазрушению, негативной десоциализации), он оказывается в ситуации дезадаптации, десоциализации и нуждается в помощи по предупреждению или преодолению их негативных последствий. Для этого необходимо знать причины виктимизации, прогнозировать ее последствия, а также возможности предупреждения и преодоления.
Для того чтобы осуществлять профилактику последствия неблагоприятного воздействия тех или иных факторов на человека, надо их знать. Они называются виктимогенными и по отношению к конкретному человеку играют деструктивную роль, нося характер неблагоприятных условий его адаптации и социализации. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
– имеющие постоянный характер: сиротство, инвалидность;
– появляющиеся на определенном возрастном этапе и ведущие к дезадаптации и десоциализации: алкоголизм, наркомания, токсикомания;
– неустранимые (с позиции способности государства обеспечивать адаптивность среды жизнедеятельности человека): инвалидность, ограниченные возможности;
– предотвращаемые или изменяемые, негативно влияющие на человека: противоправное поведение, алкоголизм, наркомания;
– определяющие проблемность человека: кризисное состояние, аутичность;
– специфические (негативно направленные) жизненные обстоятельства: болезнь, миграция, влияния виктимогенной группы;
– последствия природных катаклизмов: землетрясения, наводнения, климатические аномалии.
Выделяются объективные и субъективные предпосылки виктимизации человека, а также объективные и субъективные факторы, обусловливающие ее проявление.
Субъективными предпосылками виктимизации являются индивидуальные особенности человека, его позиции по отношению к себе и самопроявлению на личностном уровне. Они во многом определяются своеобразием человека, которое сдерживает его социальное развитие и (или) вызывает у него негативные проявления.
К субъективным предпосылкам относятся следующие:
– генетическая предрасположенность человека к саморазрушающему и отклоняющемуся поведению в различных сферах проявления человека (психической, соматической и др.);
– предрасположенность личности реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, крушение идеалов и ценностей, т.е. то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации, какова ее способность переосмысливать свое существование и обретать благодаря этому осмысленность существования в изменившихся условиях;
– недостаточно сформированная устойчивость и мера гибкости человека, от которых во многом зависит в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, а также прямому негативному влиянию окружающих. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные, квазирелигиозные);
– ценностные ориентации, их несоответствие принятым в обществе (социуме) требованиям, определяющие место человека в социальной среде, его целеустремленность и способы самореализации в жизни;
– неразвитость нравственно-волевых качеств, что делает человека ведомым, подвластным лидерам негативной направленности, не позволяя принимать рациональные решения и обеспечивать их достижение;
– недостаточная развитость саморефлексии и саморегуляции, определяющие его низкую способность критически оценивать ситуацию, видеть проблемы и способы их решения;
– экстернальность-интерналыюсть, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.
Также к субъективным предпосылкам виктимизации относятся индивидуальные своеобразия человека такие, как:
– особые нужды (ограниченные возможности), связанные с недостатками физического, физиологического, соматического, психического развития;
– своеобразие темперамента, негативно сказывающееся на самопроявление человека, его общение, деятельность, особенно совместную;
– внушаемость человека и болезненная, а иногда и патологическая, реакция на суждения о нем других людей. Подобное нередко ведет к тому, что он становится жертвой различных мошенников, некорректных и невнимательных людей.
Объективными предпосылками виктимизации являются те естественные условия, в которых оказывается человек и которые для него деструктивны. Они могут носить общий (пожар, наводнение, военные действия и прочее) и частный по отношению к определенному человеку, группе (высокая или низкая температура, высокое или низкое атмосферное давление, конфликтность среды и пр.) характер.
Субъективным фактором виктимизации выступает осознание человеком себя жертвой социализации. Как правило, последний отличается неуспешностью в жизни, неудачливостью в различных видах деятельности, жизненных ситуациях, внушаемостью, что определяет его негативное отношение к себе, своей жизнедеятельности, самопроявлению и влияет на самоактивность в неблагоприятной среде по недопущению или преодолению виктимизации. Нередко подобная позиция человека обусловлена не только его своеобразием, но и с наличием объективных показателей, установками общества и ближайшего окружения, окружающая среда, в которой формировалась личность. Таким образом, следует подчеркнуть, что нередко на субъективные факторы накладываются объективные, что стимулирует проявление виктимизации человека.
Объективные факторы виктимизации – это те средовые условия, в которых оказывается человек и которые существенно влияют на его состоянии, возможности адаптироваться, проявиться, социализироваться. Они предопределяют становление отдельных людей или групп как жертв неблагоприятных условий социализации в зависимости от их возраста или способствуют этому процессу.
К ним, в частности, относятся такие факторы, как:
– природные – климат, геопатогенные зоны;
– экологические – вредные производства, загрязнение атмосферы транспортом, продуктами труда человека, последствия деятельности человека;
– государственные (общественные) – государственный строй, криминогенности, жизненный уровень;
– катастрофы – войны, землетрясения, наводнения, стихийные бедствия;
– средовые – сверстники асоциальной и антисоциальной направленности, семья "группы риска" или аморальная и многое другое. Человек или группа нередко несут разрушающий, подавляющий характер (виктимологическую направленность) по отношению к отдельной личности, группе.
Как уже указывалось, объективные факторы часто выступают в комплексе и взаимосвязи с субъективными (личностными). В этом случае их виктимологическое влияние на человека значительно усиливается. Важно уметь выделять субъективную и объективную природу факторов, влияющих на человека, с целью их учета в социально-педагогической работе по профилактике и преодолении последствий его виктимизации.
Виктимологическая профилактика – организованная целенаправленная деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов), направленная на выявление и устранение различных явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обусловливающих виктимизацию личности, как потенциальной жертвы негативной дезадаптации и десоциализации. Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также помощь и поддержку лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей жизни.
Элементами профилактики виктимизации человека являются:
– социально-педагогическая деятельность по учету субъективного фактора виктимизации человека: выявление существа субъектной предрасположенности человека к виктимизации и определение перспектив преодоления или минимизации влияния субъектности; поддержка лиц, группы подверженных виктимологическому воздействию, формирование у них виктимологической устойчивости; выявление лиц, виктимологической направленности воздействия на отдельную личность, группу;
– социально-педагогическая деятельность по выявлению, учету и нейтрализации влияния объективного фактора виктимизации человека: выявление внешних виктимизирующих факторов, влияющих на человека; изучение особенностей их влияния (проявления их влияния) на личность (группу); определение характера деятельности по нейтрализации или минимизации виктимологического воздействия личности, группы; реализация социально-педагогической деятельности по нейтрализации влияния объективного фактора виктимизации человека.
Социализация людей в обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие специфических опасностей, оказывающих влияние на их развитие. Для каждого возраста можно выделить наиболее типичные опасности, в столкновении с которыми человек испытывает наибольшее виктимологическое влияние:
– в период внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда;
– дошкольной возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная неразвитость родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи;
– младшем школьном возрасте (6–10 лет): нищета семьи; пьянство родителей; потеря родителей; отчим или мачеха; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя; отрицательное влияние сверстников; физические травмы и дефекты; изнасилование;
– подростковом возрасте (11 – 14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в преступные группы; частые переезды семьи; развод родителей;
– ранней юности (15–17 лет); антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы;
– юношеском возрасте (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальный статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Таким образом, проблема социально-педагогической виктимизации человека исключительно емкая и сложная. Ее изучение позволяет искать наиболее оптимальные пути предупреждения и преодоления различных видов виктимизации человека (группы).