Звенья процесса мотивации
Попробуем но аналогии с исследованиями восприятия, памяти, мышления и других процессов рассмотреть мотивацию с позиций теории Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева и понять ее как особый психический процесс, обеспечивающий порождение деятельности (выбора предмета потребности и объекта, приобретшего смысл этого предмета, и на основе такого выбора – построения побуждения к действию). Напомним, что процесс мотивации до XX в. нс выделялся как особая психическая реальность, речь шла лишь о мотивах, которые прямо запускали поведение.
По традиции мы будем рассматривать в основном мотивацию, а точнее, порождение действий человека, не забывая и про мотивацию поведения животных.
Процесс мотивации можно анализировать только как субъективное звено порождения деятельности и первый вопрос при таком анализе: с чего начинается процесс мотивации или процесс построения побуждения к действию? Рассмотрим стандартную ситуацию, когда мотивация начинает разворачиваться с момента актуализации потребности как жизненной задачи. Эта актуализация, как мы с вами видели, начинается с эмоционального переживания, либо неопределенного по содержанию (голод, жажда), либо в виде влечения к чему-то, что выступает в данный момент как предмет потребности. По логике эта актуализация может и должна запустить исследовательское поведение по поиску предмета потребности, если его нет и наличии, а точнее, по выяснению возможности найти в данных условиях поведения объект, отвечающий предмету потребности. Как уже говорилось, в качестве предмета потребности могут выступать многие объекты и осознанные решения человека, приобретающие смысл предмета потребности (например, выбор профессии, выбор вуза, выбор места работы и т.д.). В ситуации неопределенности такие выборы могут создавать большие трудности для человека. Если ситуация знакома субъекту деятельности, то выбор может быть обеспечен извлечением сведений о предмете потребности из памяти субъекта, а если она встретилась впервые, то может потребоваться процесс опредмечивания потребности.
Побудительность к действию может исходить только из эмоционального переживания потребности, которое может и должно замыкаться на предмете потребности и порождать влечение к нему[1]. Появление опредмеченного эмоционального переживания запускает процесс выбора способа достижения предмета потребности, а затем построения побуждения к действию (или действиям), через которое реализуется деятельность. Можно выделить несколько звеньев или последовательных шагов развертывания процесса создания побуждения к действию:
Первым звеном процесса порождения действия является постановка и принятие цели действия как промежуточного результата деятельности, результата, ведущего к удовлетворению потребности через достижение предмета потребности после этого или следующего действия. Выбор цели определяется общей стратегией деятельности, которая может реализовываться несколькими возможными способами и, соответственно, через несколько разных целей создаваемого плана действий. Почему выбирается цель номер один или два? Должны существовать основания для выбора цели. В число таких оснований входят связь цели с другими потребностями, "цена" цели, ее соответствие нравственным ценностям человека и той картине мира, которая складывается у субъекта деятельности, а также зависимость цели от других факторов природной и социальной среды и внутренних условий человека.
Картина мира, складывающаяся у субъекта деятельности или в обществе, и образ ситуации, в которой необходимо действовать, могут быть более или менее верными или ошибочными, но этот образ служит основанием для выбора способа деятельности и целей действий. Цели могут быть ошибочными и реально не отвечать предмету потребности, по в соответствии с образом ситуации они понимаются как адекватные средства удовлетворения потребности человека или общества.
Так, в Средневековье во многих европейских странах происходила настоящая охота на ведьм, которые, по мнению церкви, служили посредниками между дьяволом и людьми и считались причиной болезней, пожаров, ураганов. Спасение людей виделось в уничтожении ведьм, что реально и происходило. Безопасность как нормальная потребность людей поддерживалась через ложную цель уничтожения женщин за их вымышленные связи с дьяволом (неадекватный способ обеспечения безопасности, избранный церковью как социальным институтом общества).
После выбора цели (а выбор может быть эмоциональным, сделанным по привычке, под давлением окружающих или в результате рассуждений) она должна получить побудительность от переживаемого образа предмета потребности. Цель как сознательный образ промежуточного результата не обладает побудительностью, на что специально указывал А. Н. Леонтьев. Цель приобретает побудительность только когда она приобретает смысл того, ради чего совершается деятельность (предмет потребности), а действие приобретает смысл деятельности. Смысл, даже если он ложный, передает побудительность от переживаемого влечения к предмету потребности на выбранную цель, и поэтому вторым звеном в построении побуждения к действию является процесс придания цели временного смысла предмета потребности.
Мы приступили к описанию процесса построения побуждения к действию, исходя из гипотезы, что действие начинается только тогда, когда будет сформировано достаточной силы побуждение к нему. Само побуждение здесь оказывается теоретическим конструктом, тем ситуативным образованием, которое может запускать действие, если величина побуждения выше порога начала действия. При таком понимании инициации действия традиционного принятия решения мало – надо сформировать побуждение к действию, которое либо непроизвольно запустит действие, либо сработает от решения человека как повода для начала действия. Само побуждение является результатом многозвенного процесса, где вклады каждого звена влияют положительно или отрицательно на конечный результат формирования побуждения (его силу, если выражаться фигурально).
Этот многозвенный процесс всегда строится, исходя из ситуации действия, и, следовательно, не может иметь фиксированного набора звеньев и порядка их рассмотрения. Поэтому дальнейшее описание звеньев процесса мотивации, который и есть процесс построения побуждения к действию (деятельности), является свободным, потому что в жизни далеко не все звенья участвуют в формировании побуждения и порядок их осуществления не фиксирован, кроме случаев соподчинения (при этом вначале рассматривается звено А, а затем его свойства; например, наличие орудия действия, а потом характеристики орудия).
Необходимость включения смысла действий в число обязательных звеньев мотивационного процесса определяется тем, что сама по себе актуализированная и субъективно переживаемая потребность, как и желаемый предмет потребности, не могут, точнее, не должны непосредственно побуждать действия человека. В реальной жизни потребности могут удовлетворяться разными способами, но их определяет не потребность, а субъект деятельности. Поэтому нужен механизм переноса побудительности от эмоционально переживаемой потребности или влечение к предмету потребности на выбранные цели действия. Таким механизмом может быть смысл действия, что находит свое подтверждение в работах различных исследователей.
Важным звеном в процессе мотивации является выбор средств действия. Невозможность найти средство (орудие) действия означает невозможность достижения цели и требует ее смены. Выбранное средство действия оценивается с точки зрения возможных последствий его использования (шум для окружающих, вибрации, вредные излучения и пр.). Если последствия плохи, то побуждение не формируется или снижается по силе, и тогда средство меняется, а при невозможности его смены меняется цель действия или субъект берет на себя ответственность за последствия действия для себя и других людей.
Следующим звеном является оценка степени владения средством действия. Если навыки развиты, то цель и средства сохраняются, а вероятность успеха повышается, но если степень владения этим средством низка или отсутствует, т.е. человек не умеет пользоваться орудием, то требуется замена средства действия или согласие на низкую вероятность успеха действия при таком навыке (включая возможность аварии).
Оценка вероятности успеха действия есть самостоятельное звено мотивации, при котором учитываются и владение навыками действия, и возможные помехи, и степень сложности действия, и усталость. Если вероятность успеха мала, то побуждение к действию от низкой вероятности успеха снижается и цель может быть заменена.
Важным звеном в построении побуждения является оценка своих функциональных возможностей – усталость или болезненное состояние снижают побуждение к действию, в том числе и через снижение вероятности успеха, или создают невозможность продолжения действия, или даже его начала. Учитывается при построении побуждения и степень опасности или риска при осуществлении действия. Чем выше риск неудачи или опасности (для себя и других), тем ниже побуждение. Следующее звено в процессе мотивации – оценка времени, необходимого для достижения цели, в том числе и из-за расстояния до цели и возможных помех: чем дальше цель по расстоянию и чем больше помех, тем больше надо времени для ее достижения и тем слабее побуждение к действию.
Отдельными звеньями мотивации являются: определение времени начала действия, учет необходимости действия и влияние уровня притязаний субъекта: чем выше субъективная необходимость и важность действия, тем сильнее побуждение.
Важным звеном в мотивационном процессе может быть нравственная оценка предвидимых общих последствий действия для себя и других – негативная оценка снижает побуждение или блокирует действие либо требует от исполнителя принятия на себя ответственности за решение действовать.
Влияет на побуждение к действию и актуализация других потребностей, а также эмоциональное состояние субъекта. Актуализированные новые потребности могут требовать смены действия (например, голод или жажда, необходимость встречи с друзьями и т.д.), но могут и усилить побуждение к действию, если действие отвечает новой потребности (например, потребности в демонстрационном поведении или так называемой потребности в достижении).
Эмоциональное состояние может привести к снижению мотивации текущей деятельности (например, при горе, тоске, потере уверенности в себе), но может и спровоцировать побуждение к возможному действию, готовность к которому у субъекта имеется, или к участию в коллективном действии.
Например, частота судов Линча в США коррелировала со снижением цен на хлопок. Причина таких поступков фермеров была не в цене на хлопок, а в расовой ненависти к чернокожему населению. Но вероятность перехода нетерпимости в активное поведение увеличивается при собственных неприятностях субъектов действия, агрессивность которых повышается неудачей в жизненных делах.
Аналогичная ситуация наблюдалась в экспериментальном исследовании, моделирующем реальные случаи жизни, о котором уже упоминалось, когда американских студентов опрашивали об их отношении к мексиканцам. В первом опросе оценки были нейтральны, но после неудачи студентов на специальном экзамене число негативных оценок мексиканцев резко увеличилось.
Плохое (недостаточное и неполное) знание ситуации и проблемы в прогнозе ее изменений создают неопределенность образа ситуации и приводят к переживанию нерешительности, неуверенности в успехе, что снижает побуждение к действию. Зависит побуждение и от привлекательности объекта потребности (его качества) и его величины, если это важно.
Перечень звеньев мотивационного процесса можно продолжать, но для нас важнее понять общие правила построения побуждения.