Основные правовые системы современности

Правовая система — совокупность взаимосвязанных и согласованных правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система включает в себя систему права, правовую культуру и правореализацию.

Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Основные правовые системы

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Она возникла на основе рецепции (заимствования) римского права. В ее правовых системах нормативный акт является основным источником права.

Романо-германская система права охватывает все страны европейского континента, включая бывшие социалистические страны, за исключением Англии и Ирландии.

Влияние романо-германской правовой системы заметно и в азиатских государствах, например в Турции, бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии, хотя в них действует также и мусульманское право. Поэтому правовые системы этих азиатских стран можно отнести к смешанным в отличие от правовых систем таких мусульманских государств, как Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.

К особенностям романо-германской правовой системы можно отнести:

1) признание основным источником права нормотворчество государства, а судебный прецедент рассматривается лишь как вспомогательный источник;

2) доктринальный характер, стройность и последовательность;

3) кодифицированность основных отраслей права;

4) деление права на материальное и процессуальное, частное и публичное;

5) соблюдение принципа первичности частного права по отношению к публичному, а также материального права по отношению к процессуальному.

В романо-германской системе придается немалое значение так называемым "вторичным правовым нормам". Наряду с этим не игнорируются и казусы (решенные судами дела как образцы правоприменительной практики), по для судей они не имеют значения прецедента.

Актом наивысшей юридической силы считается Основной закон государства, или конституция.

Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Противоречия между отдельными нормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц.

Общая система права, или англосаксонская правовая система — правовая система англосаксонских государств. В этих странах судебный прецедент является основой правовой системы. В силу неоднозначности трактовки многих решений такая система создает весьма широкий простор для судейского усмотрения.

Английское право в отличие от континентального развивалось не в университетах, не учеными-юристами, а юристами-правоприменителями. Это "право судебной практики", когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Последовательность их применения способствует устойчивости правовой системы и судебной практики. Правила прецедента означают обязанность судов придерживаться ранее принятых судебных решений. Но не все суды обладают таким правом. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:

1) решения высшей инстанции — палаты лордов — обязательны для всех судов;

2) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), должен соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

3) высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

4) окружным и магистратским судам надлежит следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

В англосаксонской правовой семье сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах германо-романской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права па публичное и частное. Его заменяет деление на "общее право" и "право справедливости". Нет резко выраженного деления права на отрасли из-за отсутствия кодексов европейского типа и правомочности судов разбирать разные категории дел: гражданские (публично- и частно-правовые), торговые, уголовные. Поэтому английскому юристу право представляется однородным.

Правило прецедента традиционно считалось в Англии как "жесткое", хотя нередко палата лордов отступала от него, персонально рассматривая дела.

Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не обнаружить никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем.

За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых актов составляет около 50 томов (более 40 тыс. актов). Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. В то же время существует около 300 тыс. прецедентов.

Таким образом, к особенностям этой системы можно отнести:

1) не столь четко выраженные отрасли английского права, как в континентальных правовых системах;

2) отсутствие деления на публичное и частное;

3) приоритет отводится процедурному праву, а не материальному;

4) формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно устные;

5) Англия не имеет писаной конституции, ее заменяют акты парламента;

6) суд официально имеет право отмены делегированного законодательства;

7) ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

В системе английского права выделяется автономное законодательство, представляющее собой совокупность нормативных актов местных органов власти, а также некоторых учреждений и организаций (профсоюзов, коммерческих компаний, церкви).

Американское право отличается от английского более свободным действием правила прецедента.

Англосаксонская система распространила свое влияние далеко за пределы Великобритании, в частности, на США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Нигерию, ЮАР (правда, эти страны и Намибия испытывают определенное воздействие романо-германской правовой системы, что позволяет квалифицировать их как государства со смешанным правом, точно так же, как Израиль, Филиппины и Шри-Ланка).

Англосаксонская система является продуктом развития права в англоязычных странах. Она основывается на результатах правового развития в Англии и США. Поэтому данную систему называют еще системой англо-американского права.

Социалистическая правовая система составляет еще одну крупную правовую систему. На страны Европы, Азии и Латинской Америки (Китай, Куба, Албания, Вьетнам, Гвинея, Танзания и др.) существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система — советская.

Социалистическое право имеет определенное сходство с романо-германской правовой системой. Для советского права характерна концепция правовой нормы. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве своеобразную систему и относят ее к романо-германской правовой системе.

Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией.

Порвав со всем цивилизованным миром, Россия принялась строить общество нового типа, где не будет ни государства, ни права, они станут лишними благодаря новому коммунистическому братству и общей солидарности, которые вырабатываются в результате исчезновения антагонизмов.

Социалистическое право отличает выраженный классовый характер как реализация марксистко-ленинской доктрины. Принимавшиеся нормативные правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали волю и интересы партийно-государственного аппарата. Советские авторы постоянно должны были ссылаться на классиков марксизма-ленинизма, труды и речи партийных и советских руководителей, программу и решения коммунистической партии.

Еще одним важным отличием социалистического нрава является отрицание советскими юристами частного права.

Право, по мнению теоретиков марксизма-ленинизма, — это не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой концепции не остается места для частного права, которое претендовало бы на независимость от каких бы то ни было предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право — это политика, и наоборот, что не является политикой, не является правом". Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках партийно-бюрократической элиты, обеспечивал его господство и охранял главным образом его интересы. Судебная власть не контролировала ни законодательную, ни исполнительную власть. В СССР трудно было найти что-либо подобное контролю конституционности законов.

Особенности социалистической правовой системы получили правовое воплощение в следующих идеях:

• централизованное управление экономикой, что неизбежно приводит к доминированию императивных норм;

• обобществление собственности, создание государственной, "общенародной" собственности как основы экономики, национализация банков, земли и других объектов недвижимости;

• регулирование меры труда и потребления, распределение социальных благ;

• в уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты па занятие частной предпринимательской деятельностью, валютными операциями, коммерческим посредничеством и т.д.;

• упрощались процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту.

Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

В настоящее время в результате перемен, произошедших прежде всего в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением Китая, Вьетнама, КНДР, Кубы) практически перестало существовать. Это в очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше права, когда право является "инструментом в руках одной партии" — такое государство заранее обрекает себя на развал и гибель.

Однако при тенденции к изменению правовой системы России в ней все-таки сохраняются пережитки социалистической правовой системы, появляется и все больше укореняется криминальность. В Конституции РФ закреплено, что закон имеет верховенство на всей территории страны; все граждане Российской Федерации равны перед законом и судом и обладают равными правами и обязанностями. На практике, в жизни, дело обстоит совсем иначе: высокопоставленных лиц, совершивших преступление, могут оправдать или вообще не привлечь к ответственности; а того, кто совершил проступок, могут осудить как за тяжкое преступление.

Система религиозно-традиционного права. Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верпы взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов.

1. Признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе; имеет место переплетение права и религии, как, например, в странах мусульманского, индусского и иудейского права.

2. Отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иными средствами; таким путем идут страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскар.

Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.

Ислам — самая молодая из трех мировых религий. Датой его основания считается 622 г., ознаменовавшийся переселением пророка Мухаммеда из его родного города Мекки в Медину. Ислам содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, что он должен делать и чего не должен. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.

Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Всевышнему. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона.

Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в X в., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это право не Индии, а общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и определенному миропониманию.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества — основа социальной системы индуизма.

При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано той кастой, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в нем в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с пей изменяются или толкуются обычаи.

Правительству разрешается принимать законы. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (но всей строгости). Ему предоставлены широкие полномочия, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника может претендовать здесь судебная практика.