Основные правовые системы современности
Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особенностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединенных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход, и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.
Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений).
Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.
В современном мире каждое государство имеет свою правовую систему, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем (Китай-Тайвань, Великобритания-Шотландия). Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.
Каждая национальная правовая система уникальна. Тем не менее сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.
Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Рене Давида, в соответствии с которой выделяются следующие правовые семьи: романогерманская, англосаксонская, религиозная (восточная), славянская, некоторые другие правовые семьи.
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы (Германия, Франция и т.д.). Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в национальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.
Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании общественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в основном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впоследствии закрепляются в нормативных правовых актах.
В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, повлекшая распространение данной правовой системы в ряде стран, которые не находились под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые ее специфические черты, которые требуют их отнесения к различным подгруппам. Но во всех этих странах еще до рецепции существовала собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Поэтому заимствование во многих случаях было лишь частичным: определенная часть правоотношений (и особенно правовой статус личности) регламентировалась традиционными нормами.
К англосаксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии, Повой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное влияние на формирование правовых систем зависимых государств.
В основе регулирования общественных отношений в этой правовой семье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит высшему органу власти государства. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является Общее право (Common Law). В различные исторические этапы развития Англии оно дополнялось правом справедливости (Equvity Law), сформировавшимся в связи с развитием товарного производства и также являющимся прецедентным, и статутным правом (Statute Law), которое имеет парламентское происхождение.
В США судебные прецеденты также являются довольно значимым источником права и оказывают большое влияние на формирование законодательства. Однако в США, во-первых, право отражает его федеративное устройство, где действуют федеральное право и право штатов, а во-вторых, установлено свободное действие прецедентов, т.е. суды не связаны ни своими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Кроме того, в США законодательство и нормативные правовые акты органов исполнительной власти также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений.
Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник (Пакистан, Иран и т.д.). В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма.
Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета (Мухаммеда), произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами она содержит и установления нормативно-юридического характера.
Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
Мусульманское право сформировалось в глубоком Средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Его характерные черты – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм – во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.
Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В ОГЛАВЛЕНИЕ этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти 2000 лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственноправовых отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.