Лекция 1. Основные понятия и терминология закупок

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• эволюцию и исторические аспекты закупочной деятельности;

• объекты закупок и их номенклатуру;

• основные задачи функционалов управления закупками и управления поставщиками;

уметь

• выделять функции и операции, относящиеся к компетенции специалиста по закупкам в компании и понимать их ОГЛАВЛЕНИЕ;

• идентифицировать участников снабженческой деятельности в цепи поставок;

• использовать классификаторы предметов снабжения;

владеть

• терминологией, связанной с закупочной деятельностью;

• навыками факторного анализа источников снабжения.

Исторические аспекты и эволюция снабжения

Проводя семантический анализ исторического происхождения термина "логистика", можно прийти к выводу, что развитие логистики как науки и практики эффективного управления материальными и сопутствующими потоками тесно связано со снабжением (табл. 1.1).

В Древнем Риме термин "логистика" использовали в военном деле. Под ним понимали четкую, слаженную работу по обеспечению армии всем необходимым. Есть сведения, что в армии Наполеона вопросам логистики придавалось приоритетное значение. В России в середине XIX в. логистика определялась как искусство практического управления войсками и включала в себя широкий круг вопросов, связанных с планированием материально-техническим снабжением армии и управлением им, определением мест дислокации, транспортным обслуживанием и т.д. Это объяснялось высокой зависимостью эффективности боевых действий от скоординированного и экономичного обеспечения войск.

Таблица 1.1

Словарные определения термина "логистика"

Определение

Источник

Искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения

Военный энциклопедический лексикон. СПб., 1850

Техника штабной службы, расчеты тылов; техника перевозок и снабжения

Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1963

Материально-техническое обеспечение, работа тыла; организация тыла и снабжения

Ганшина К. А. Французско-русский словарь. М.: Русский язык, 1977

Тыл и снабжение, материально-техническое обеспечение, работа тыла

Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Русский язык, 1990

Военная наука, связанная со снабжением, поддержкой и движением материалов и людей

Webster's Desk Dictionary. Ν. Y.: Portland House, 1990

Управление перемещением и материально-техническим обеспечением вооруженных сил... Термином "логистика" может также обозначаться снабженческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий

The Encyclopedia Americana. International Edition. Danburv: Grolier Inc., 1997. V 17

В СССР материально-техническое снабжение в масштабе всей страны было организовано как единая межотраслевая система, обеспечивающая предприятия материальными ресурсами независимо от их ведомственного подчинения (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Централизованная система материально- технического снабжения в условиях плановой экономики

"Большая советская энциклопедия" трактует термин "материально-техническое снабжение" как процесс планового распределения и организации обращения средств производства, включающий реализацию выпускаемой предприятиями продукции производственно- технического назначения и обеспечение ею потребителей.

Таким образом, нематериальные активы, например объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация предприятия, равно как работы или услуги, не признавались предметами закупочной деятельности как не обладавшие натурально-вещественной формой.

При этом сочетались территориальный и отраслевой принципы построения органов снабжения и сбыта, основанных на тесном взаимодействии основных звеньев системы, таких как:

– территориальные органы снабжения на местах;

– союзглавснабсбыты (главные управления по снабжению и сбыту продукции);

– союзглавкомплекты (главные управления по комплектованию оборудованием, приборами и изделиями строящихся и реконструируемых предприятий).

Госснаб СССР совместно с Госпланом СССР разрабатывал и утверждал нормативы запасов материально-технических ресурсов (по номенклатуре народно-хозяйственного плана), находящихся на базах и складах территориальных органов материально-технического снабжения и у потребителей. В состав территориальных органов Госснаба СССР входили хозрасчетные специализированные и универсальные управления и базы снабжения, оптовые магазины по продаже продукции производственно-технического назначения, предприятия по поставке и переработке вторичного сырья и лесоторговые организации. Кроме того, в систему входили организации по снабжению и сбыту нефтепродуктов.

Планирование материально-технического снабжения осуществлялось на основе балансового метода[1]. План представлял собой систему материальных балансов и планов распределения продукции. Материальные балансы увязывали ресурсы и распределение продукции по экономическому назначению (на производственно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, рыночный фонд, создание резервов и т.д.). Планы распределения обеспечивали адресное выделение материальных ресурсов по фондодержателям.

Планирование и распределение продукции по потребителям осуществлялось по следующим направлениям.

1. Фондирование, когда материальные балансы и планы снабжения потребителей (фондодержателей) продукцией разрабатывались Госпланом СССР и утверждались Советом Министров СССР. Среди продукции номенклатуры народно-хозяйственного плана, распределяемой таким образом, можно выделить:

– дефицитные и вновь внедряемые прогрессивные материалы и изделия;

– импортную продукцию;

– важнейшую продукцию общегосударственного значения (прокат черных и цветных металлов, стальные трубы, топливо и нефтепродукты, цемент, шифер, стекло, лесные материалы и др.).

2. Централизованное планирование, при котором балансы и планы снабжения разрабатывались и утверждались

Госпланом СССР, центральным аппаратом Госснаба СССР или Союзглавснабсбытами.

3. Децентрализованное планирование по территориальным управлениям материально-технического снабжения Госснаба СССР – для продукции, которая не относилась к категории особо важной и остродефицитной (например, кирпич, щебень, известь, огнеупорная глина и другая "местная" продукция).

В качестве примера такого территориального управления материально- технического снабжения Госсанаба СССР можно привести Главное управление снабжения исполкома Ленинградского городского совета (Главснаб Ленгорисполкома), осуществлявшего функции Плановой комиссии в части планирования и разработки материальных балансов оборудования в увязке с капитальными вложениями и их утверждение в Госплане СССР. Кроме того, на Главснаб Ленгорисполкома были возложены такие функции, как комплектация объектов капитального строительства и ремонта, организация децентрализованных заготовок и межотраслевых кооперированных поставок, методическое руководство снабженческими органами предприятий и организаций, контроль за использованием в городе закупленного оборудования, соблюдением норм расхода сырья и материалов в производстве.

Главными задачами Госснаба СССР являлись[2]:

– установление рациональных (как правило, прямых и длительных) хозяйственных связей, закрепление потребителей за поставщиками и размещение заказов на необходимую продукцию в соответствии с утвержденными фондами снабжения;

– реализация планов материально-технического снабжения, организация сбыта готовой продукции на основе изучения потребностей народного хозяйства в материально-технических ресурсах;

– контроль за своевременным выполнением поставщиками планов поставок продукции;

– экономический анализ выполнения планов материально-технического снабжения и разработка предложений по вопросам, связанным с устранением узких мест в обеспечении народного хозяйства;

– разработка и осуществление мероприятий по увеличению скорости обращения запасов и сокращению издержек обращения за счет рационализации перевозок продукции, повышения уровня механизации и автоматизации транспортно-складских процессов;

– разработка мероприятий по экономии материальных ресурсов, снижению потерь их в производстве, строительстве, при перевозках и хранении;

– утверждение нормативов естественной убыли продукции при хранении на базах и складах и перевозках различными видами транспорта;

– обеспечение увязки планов железнодорожных и морских перевозок важнейших промышленных грузов с планами поставок продукции;

– организация повторного использования и сбыта внешней (транспортной) и возвратной тары, заготовки и переработки вторичного сырья и т.д.

Анализируя перечень задач, стоявших перед Госснабом СССР, можно провести большое количество аналогий с современными стратегическими задачами логистики снабжения, за исключением масштаба деятельности и горизонта планирования, которые являлись основными причинами, приводившими к несоответствию реальных потребностей заказчиков и выделяемых фондов.

Очевидно, что в масштабе всей страны на срок пять лет достаточно сложно в точности запланировать все ресурсы, необходимые для снабжения производственных предприятий, сбыта готовой продукции потребителям, увязав их с планами как капитального строительства и ремонта, так и перевозок различными видами транспорта. Потребность только одной из отраслей народного хозяйства могла составлять несколько сотен тысяч наименований. Поэтому плановые показатели задавались не в точном описании поставляемой продукции, а в приблизительном, агрегированном виде, обобщая разные, но сходные виды продукции.

Кроме того, процесс составления и утверждения планов занимал достаточно продолжительное время, в течение которого потребность предприятий могла сильно измениться. Вследствие этого возникала необходимость произвести оперативные корректировки, порождающие в свою очередь различного рода нестыковки в смежных планах. Например, корректировка потребностей производственных предприятий обусловливала необходимость внести изменения в планы поставок сырья, сбыта готовой продукции по получателям, перевозок и т.д.

Усложнял процесс планирования и низкий уровень автоматизации труда того времени, поэтому службы снабжения предприятий зачастую не могли определить точное количество остатка запасов по конкретным номенклатурным позициям, что вынуждало завышать реальные потребности. На этапе разверстки (распределения) заказов потребителей на министерства и территориальные снабженческие управления происходило "урезание" заявок с учетом ограничения по производственным мощностям.

Потребности удовлетворялись совсем не в момент их возникновения и не в полном объеме. Например, без согласования с потребителем какой-либо вид продукции мог быть заменен аналогичным, не отвечающим технологическим условиям производства, и службе снабжения приходилось искать выход из создавшейся ситуации. Нередко предприятия смежных отраслей были вынуждены проводить обмены поставленных ресурсов на те, в которых была потребность в настоящее время, что законодательно было запрещено. Результатом перечисленных недостатков являлось повсеместное применение концепции, которую сегодня принято называть "максимизация запасов".

Однако, несмотря на очевидные недостатки, принцип централизации снабжения в современных условиях может быть альтернативным вариантом управления материальными и сопутствующими потоками в цепях поставок. Масштабы закупочной деятельности частных компаний в рыночных условиях гораздо меньше потребностей всех отраслей народного хозяйства в плановой экономике. Кроме того, информационные системы и технологии в логистике сегодня находятся на более высоком уровне развития, что даст возможность интегрировать планы и выбрать оптимальный горизонт планирования в рамках корпоративной стратегии[3].

В общем виде эволюция основных аспектов снабжения приведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Эволюция основных аспектов снабжения

Аспект

Традиционный вариант

Современные изменения

Структура управления

• Вертикальная, иерархическая, функциональная ориентация.

• Закупочная деятельность рассматривается как самостоятельная отдельная функция

• Горизонтальная, более плоская, координированные взаимоотношения.

• Закупки рассматриваются как часть интегрированного управления в цепи поставок

Процедуры

• На бумажной основе.

• Медленные транзакции, высокие издержки.

• Все снабжение осуществлялось через закупочную деятельность

• На основе прикладных информационных технологий.

• Оперативно, с оптимальными затратами.

• Повышенное внимание снабжению пользователей, управляемому из центра

Факторы, учитываемые при закупках

• Только цена.

• Приобретается то, что не изготавливается самостоятельно

• Общие издержки на получение и использование предметов снабжения.

• Субподряд или аутсорсинг неключевых видов снабженческой деятельности

Поставки

• Множество источников.

• Локальные или национальные

• Сокращение базы поставщиков.

• Глобальный подход к источникам поставок

Отношения с поставщиками

• Краткосрочные.

• Негативные и конфронтационные.

• Ограниченное информирование

• Долгосрочные.

• Партнерство и сотрудничество.

• Постоянный обмен информацией

Качество и спецификация

• Спецификации покупателя по проекту и качеству.

• Проверка товаров при их получении

• Спецификации поставщика по проекту и качеству.

• Сертификация поставщиков

Запасы и время выполнения

• Высокие запасы для обеспечения надежности работы.

• Большое время выполнения заказа

• Низкие уровни запасов,

в результате чего устраняются потери через сокращение затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ запасов и их устаревание.

• Менее длительное время выполнения заказа

Показатели закупочной деятельности

Оцениваются в основном по разнице цен и полученной экономии

Оцениваются прежде всего по видам деятельности, добавляющим ценность как часть в общей цепи поставок