Лекция 1. Основные понятия и терминология

По итогам изучения главы 1 студент должен:

знать

• историю возникновения и эволюцию концепции УЦП на основе интегральной парадигмы;

• цель и задачи УЦП;

• виды и уровни логистической интеграции;

• роль УЦП в современной экономике;

• основной понятийный аппарат УЦП;

уметь

• использовать системный анализ при оценке эффективности УЦП;

• выявлять факторы, препятствующие внедрению концепции УЦП;

• строить S-модель цепи поставок;

владеть

• терминологией УЦП.

История возникновения и эволюция концепции supply chain management – управление цепями поставок

Термин supply chain management появился в США в начале 1980-х гт. Первое использование термина связывают с работами американских консультантов Р. Оливера и М. Вебера. В своей известной статье [177] они предложили рассматривать управление материальными потоками от производителей исходного сырья до конечного потребителя в рамках интегрированной стратегии, назвав ее "управлением цепями поставок" (УЦП).

В изначальной формулировке авторы утверждали, что цепь поставок нужно рассматривать как единый организм и для управления ею требуется принятие стратегических решений на высшем уровне. К истокам возникновения концепции УЦП следует также отнести распространение данного термина системным интегратором – компанией "i2 Technologies" и консалтинговой компанией "Артур Андерсен"[1] в 1980–1990-х гг.

С момента своего появления в начале 1980-х гг. УЦП стало одной из наиболее популярных концепций в бизнесе и среди теоретиков менеджмента, маркетинга и логистики. Управление цепями поставок – относительно новая парадигма, получившая широкое признание среди ученых и специалистов. Многие исследователи сходятся во мнении, что данная концепция не только стала катализатором коренных изменений в целом ряде отраслей, но и трансформировала представление о природе конкуренции (см., например, работы [29,127,165]).

Многочисленные журналы по логистике, операционному/производственному менеджменту, маркетингу, дистрибьюции, транспортировке и т.п. стали публиковать статьи по УЦП или на связанные с этим темы, причем количество публикаций нарастало экспоненциально. Показателем академического признания проблематики УЦП является лавинообразный рост на протяжении последних полутора десятков лет количества публикаций в научных реферируемых журналах: с 49 статей в 1994 г. до 1105 статей в 2008 г. [193].

В конце прошлого и начале нынешнего века интенсивная глобальная конкуренция стимулировала дальнейшую эволюцию УЦП. Один из видных теоретиков менеджмента Питер Друкер, а вслед за ним и известные консалтинговые компании объявили о сдвиге парадигмы управления бизнесом в сторону УЦП. По словам П. Друкера, "одно из самых значительных изменений парадигмы современного бизнес-управления заключается в том, что отдельные предприятия больше не могут конкурировать между собой как автономные образования, но конкурируют как цепи поставок. Управление бизнесом вошло в эпоху межсетевой конкуренции, и конечный успех отдельного предприятия будет зависеть от способностей руководства к интеграции сложной сети деловых связей компании"[2].

В 1996 г. известная консалтинговая компания "Gartner Research"[3] вывесила на своем сайте лозунг, уже упомянутый в предисловии: "Из эпохи конкуренции отдельных компаний мир перешел в эпоху конкуренции их цепей поставок!"

Несмотря на то что многие компании рассматривают сейчас УЦП в качестве важнейшего элемента корпоративной стратегии, среди ученых и специалистов до сих пор нет единого мнения по поводу определения и содержания данного понятия. До недавнего времени УЦП фактически рассматривалось как логистика в координационном/интегрированном плане, только осуществляемая за пределами конкретной компании, включая ее потребителей, поставщиков и других контрагентов. Однако сейчас акцент в содержательном толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширительного понимания УЦП как новой концепции эффективного ведения бизнеса. Эта позиция активно поддерживается и развивается многими зарубежными университетами и специализированными компаниями, в частности, системными интеграторами и консалтинговыми фирмами.

Не вдаваясь в терминологические аспекты (см. параграф 1.3), для обзора эволюции УЦП воспользуемся популярным в академической среде определением управления цепями поставок как "систематической, стратегической координации традиционных бизнес-функций и тактики их реализации как внутри конкретной компании, так и в рамках деловых связей внутри цепи поставок, в целях повышения долгосрочной результативности отдельных компаний и цепи поставок в целом" [172]. Авторы этого определения, подытожив большое количество публикаций, определи цепь поставок как "множество трех или более обособленных единиц (организаций или физических лиц), непосредственно участвующих во входящих и исходящих потоках товаров, услуг, финансов и (или) информации от источника к потребителю".

Описание цепи поставок как сети партнеров (контрагентов), осуществляющих переработку сырья, изготовление полуфабрикатов и создание продукта, поставляемого впоследствии через различные каналы сбыта потребителю, специфицирует совокупность образующих ее организационно обособленных единиц в сочетании с существующими между ними связями в процессе преобразования исходных ресурсов в продукцию (услугу), предоставляемую конечному потребителю. Преобразование ресурсов в процессе создания ценности для конечного потребителя сопряжено с управлением материальными потоками (в том числе сырья, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовой продукции), потоками информации и финансов. Для цепи поставок конкретного продукта (услуги) эти потоки делятся на входящие (upstream), т.е. все, относящиеся к поставке сырья и материалов для изготовления и собственно производства продукта, и исходящие (downstream), т.е. все, относящиеся к реализации произведенного продукта конечному потребителю. Соответственно, принято говорить о входящей и исходящей частях цепи поставок продукта или услуги [91].

В центре внимания исследований, проведенных в начале 1990-х гг. в области УЦП, находились вопросы минимизации трансакционных издержек во взаимодействии покупатель – поставщик. Принцип анализа трансакционных издержек (transaction costs analysis – ТСА) утверждает, что покупатели подвержены оппортунистическому поведению со стороны поставщика, в результате чего для регулирования важных отношений, когда инвестиции значительны для каждой из сторон, используются жесткие механизмы управления. Однако в тех случаях, когда такие механизмы не требуются, например в ситуации с низкой степенью риска и с относительно небольшими инвестициями, покупатели могут легко разорвать свои отношения с поставщиками, если те не отвечают необходимым требованиям. Такой arm's-length-подход[4] был принят ранее в качестве отправной точки для объяснения механизмов управления взаимоотношениями покупатель – поставщик. В результате лишь немногие компании концентрировались на таких аспектах взаимоотношений покупатель – поставщик, как доверие и сотрудничество, поскольку эти соображения играют менее важную роль в рамках традиционного подхода теории трансакционных издержек.

Затем акцент в эволюции УЦП сместился в сторону управления взаимоотношениями между контрагентами цепей поставок, что является результатом общего тренда к отходу от простых сделок и отношений, основанных на контрактах как таковых, к более долгосрочным формам сотрудничества между сторонами, участвующими в функционировании цепи поставок. В настоящее время фокус исследований концентрируется на сетях доставки ценности, которые основаны на создании прочных альянсов наряду со значительной вертикальной и горизонтальной интеграцией [164, 171]. Центральным вопросом считается построение отношений между фокусной компанией и контрагентами цепи поставок на сетевом уровне. Развитие долгосрочных, стратегических отношений между контрагентами в цепи поставок открывает возможности для создания значительных конкурентных преимуществ.

Такие драйверы, как доверие, эффективные коммуникации, а также обмен информацией и активами, в начале XXI в. привели к развитию в рамках УЦП более эффективных стратегий для создания конкурентных преимуществ и улучшения отношений между контрагентами с точки зрения результативности цепи поставок. В последнее время многие фирмы пытаются перейти от отношений жесткой конкуренции к более активному сотрудничеству и доверительным взаимоотношениям в цепях поставок. Это открывает перспективы для эффективного взаимодействия "фокусная компания – поставщик – потребитель", основанного на доверии и взаимном сотрудничестве.

В историческом и макроэкономическом аспектах основными факторами, вызвавшими появление и развитие концепции УЦП, принято считать:

• глобализацию бизнеса и рынков производства и сбыта товаров и услуг:

• парадигму ключевых компетенций на фоне усиления конкуренции и роли клиента;

• возрастание логистических затрат, связанное с уровнем запасов в цепях поставок и наличием эффекта хлыста (см. параграф 6.1);

• развитие интегрированных информационных систем и технологий, в частности Интернета;

• рост требований клиентов к качеству товаров и сервиса;

• рост возможностей цепи поставок по преодолению последствий экономических кризисов.

В настоящее время компании все чаще и чаще работают с поставщиками и покупателями из самых разных частей света. Продукты, которые они проектируют, производят и продают, поставляются по всему миру, поэтому УЦП приобретает все большее значение, прежде всего для крупных транснациональных корпораций.

В условиях современной экономики использование концепции УЦП является одним из базовых источников устойчивого конкурентного преимущества компаний. Именно поэтому передовые организации бизнеса прилагают значительные усилия по повышению эффективности функционирования цепей поставок, ориентируясь на активное привлечение логистических провайдеров, глобализацию размещения производственных и логистических мощностей и внедрение принципов бережливого производства при выстраивании процессов в рамках всей цепи. Складывающаяся в мире непростая экономическая ситуация диктовала те условия, в которых концепция УЦП превратилась в стратегический ресурс, требующий высокого уровня интеграции входящих в нее компаний.

Практика (а вслед за ней и теория) УЦП появилась в ответ на новые экономические вызовы, когда макроэкономические характеристики стагнирующей после экономических кризисов на перевале веков мировой экономики потребовали значительных усилий по выработке новых управленческих решений и концепций. В то время одним из условий выживания компаний было снижение общих затрат (в частности, логистической составляющей), основанное на оптимизации уровней запасов в цепи поставок. Многие ученые признают, что в появлении концепции УЦП важную роль сыграл упомянутый выше эффект хлыста в цепи поставок, суть которого заключается в том, что контрагенты цепи вверх по потоку не обладали достоверной информацией о реальном спросе и были вынуждены создавать высокие страховые запасы материалов и (или) готовой продукции, а это вело к повышению логистических издержек и замораживанию оборотного капитала.

Парадигма ключевых компетенций, доминировавшая в стратегическом корпоративном управлении в 1990-е гг., только усугубила проблему эффекта хлыста, так как сосредоточение компании на ключевых компетенциях означало выведение за ее пределы непрофильных активов и бизнес-процессов. В результате этого в большинстве случаев происходило увеличение числа звеньев в цепи поставок при одновременном снижении ее надежности и устойчивости. Естественным и логичным решением было повышение уровня межорганизационной координации партнеров цепи поставок при управлении товарными потоками путем оперативного обмена достоверной информацией в рамках развития доверительных взаимоотношений. Именно это и получило название УЦП и позже сфокусировалось в направлении создания более сложных систем координации и интеграции ключевых бизнес-процессов [83].

Современное понимание цепи поставок (в отличие, например, от вертикально интегрированной компании конца XIX в.) состоит в том, что от обособленных, формально независимых (в действительности же тесно взаимосвязанных в рамках бизнес-процессов и потому взаимозависимых), сконцентрированных на своих проблемах организаций, преследующих свои корпоративные цели, необходимо было перейти к созданию альянса, преследующего цель минимизации общих затрат в цепи поставок и максимизации ценности для конечного клиента. Это предполагало, что деятельность по УЦП должна включать интегрирующее администрирование со стороны фокусной компании, которое будет направлено на развитие и поддержание долгосрочных отношений с потребителями и поставщиками. Кроме того, фирмы, входящие в цепь поставок, должны осуществлять взаимный обмен информацией, разделять риски и выгоды, равно как и сотрудничать в рамках видов деятельности, реализуемых внутри цепи. Более того, интегральная парадигма предполагала, что эффективное УЦП преследует одни и те же цели по всей цепи, наряду со сосредоточением внимания на потребителе и полной интеграцией ключевых бизнес-процессов.

С развитием логистики и появлением идеологии УЦП в организациях бизнеса непрерывно повышался уровень интеграции. При этом интеграция в логистике также развивалась постепенно: от операционной и инфраструктурной интеграции, через организационную – к информационной.

Интеграция[5] – чрезвычайно емкий и часто используемый сегодня термин. Интегрированная логистика, интегрированные информационные системы/технологии, интегрированное планирование, интегральный показатель логистического сервиса – вот далеко не полный перечень устойчивых словосочетаний, используемых в настоящее время в логистике и УЦП.

Ведущие ученые и специалисты в области логистики и УЦП связывают развитие логистики и появление феномена УЦП с интегральной парадигмой[6], сущность которой состоит в реализации синергетической триады (рис. 1.1).

Основная идея, заложенная в синергетической триаде, заключается в том, что интеграция в цепи поставок приводит к лучшей координации (в межфункциональном, а затем и межорганизационном аспектах), что, в свою очередь, позволяет оптимизировать решения по УЦП с позиций реализации синергетического эффекта1[7].

С позиций системного подхода интегрируемость – одна из центральных проблем теории УЦП. Интуитивно интеграция воспринимается как действие, направленное на достижение целостности представлений о сложной системе. Интегрированные системы на практике создаются, например, на основе устойчивых, долговременных договорных связей (соглашений) между производителем или владельцем товара (услуги) и другими конкретными, юридически самостоятельными компаниями, входящими в устойчивую цепь поставок.

Рис. 1.1. Синергетическая триада как основа интегральной парадигмы логистики и УЦП

Интеграция в цепях поставок может трактоваться следующим образом:

• объединение усилий, действий, возможностей, информации по отношению к людям, компаниям, процессам, технологиям, ресурсам в цепи поставок;

• целостность, непрерывность процессов и потоков;

• построение новых межорганизационных отношений;

• состояние связанности отдельных частей, функций, процессов, компаний цепи поставок в единое целое;

• процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных звеньев цепей поставок и улучшающий их координацию.

Интегральная парадигма отражает современное понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальными и информационными потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей. Целостное рассмотрение и оптимизация цепей поставок (цепей создания ценности) на практике приводит к лучшим результатам, чем изолированная оптимизация таких функциональных областей, как снабжение, производство/операции или распределение. Интеграция в цепях поставок способствует более прозрачному обмену информацией и, как следствие, устранению нерационального расходования ресурсов, оптимизации уровней запасов, ликвидации узких мест, последовательной ориентации на оптимизацию баланса затраты/сервис в цепи поставок.

Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию УЦП, позволяющую объединить усилия фокусной компании и ее контрагентов в сквозном управлении товарными и информационными потоками в интегрированной структуре "проектирование – закупки – производство – распределение – продажи – сервис". Использование интегральной парадигмы в УЦП направлено на получение оптимальных решений, в частности минимизацию общих затрат цепи поставок. В связи с этим SC-менеджмент координирует использование ресурсов в цепи поставок для повышения ее организационно-экономической устойчивости на рынке.

Для лучшего понимания причин возникновения концепции УЦП рассмотрим эволюцию логистики в разрезе интегральной парадигмы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Эволюция логистики и УЦП в разрезе интегральной парадигмы

В ходе эволюции рыночных отношений (период примерно с начала 1970-х до конца 1980-х гг.) на Западе к логистике стали относить некоторые виды деятельности, связанные прежде всего с физическим перемещением или хранением товаров: погрузка-разгрузка транспортных средств, затаривание, перевозка грузов, приемка и отпуск продукции со склада, перегрузка (перевалка) продукции с одного вида транспорта на другой на грузовых терминалах, складское хранение, комплектация заказа клиенту, сортировка, консолидация, разукрупнение грузовой партии и т.п. Видами логистической деятельности, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, являются, например, сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и др.

Эта деятельность впоследствии стала называться операционной логистической деятельностью, и ее выполняют предприятия промышленности, торговли или сферы услуг как самостоятельно, так и на принципах аутсорсинга, т.е. с привлечением контрагентов: транспортных и экспедиторских компаний, складских операторов, страховых и стивидорных компаний, таможенных брокеров, агентов, банков и т.д. С развитием бизнеса перечисленные виды деятельности стали называться логистическими, а подразделения промышленных, торговых или сервисных компаний, которые их выполняли, получили название служб (отделов, дирекций, департаментов) логистики. Предприятия же, специализирующиеся на комплексной операционной логистической деятельности, стали называться логистическими компаниями (операторами, провайдерами).

Таким образом, в рассматриваемый период начала реализовываться операционная интеграция логистической деятельности в службах логистики, в основном на принципах инсорсинга, т.е. использования элементов собственной логистической инфраструктуры (транспортной, складской, информационной).

Инфраструктурная интеграция была вызвана первоначально простой задачей объединения управления логистическими инфраструктурными мощностями – транспортными и складскими – в единый транспортно-складской комплекс, подчиненный службе логистики. Такое объединение давало существенные преимущества компании в плане лучшей синхронизации транспортных и складских операций (бизнес-процессов) и более рационального использования материально-технической базы и основных фондов (сооружений, подвижного состава транспорта, подъемно-транспортного и технологического складского оборудования и пр.). В дальнейшем эта интеграция затронула и информационную часть инфраструктуры логистики – локальные информационные системы типа WMS[8], TMS[9] и т.п. (в части технического/технологического оборудования и программного обеспечения).

Естественно, что для вновь возникших служб логистики промышленных и торговых компаний основной задачей было снижение затрат на операционную деятельность при выполнении заданного набора услуг и поддержании стандартов качества обслуживания.

Параллельно указанным процессам интеграции проходила департаментализации служб логистики компаний, связанная с агрегированием логистических операций в функции. В наибольшей степени на процедуру агрегирования (интеграции) логистических операций в функции повлияли такие факторы, как отраслевая и продуктовая специализация, корпоративная и логистическая стратегии, организационная структура управления фирмой, логистическая инфраструктура, корпоративная информационная система (КИС). Обособление логистических функций чаще всего было напрямую связано с выделением в компаниях структурных подразделений службы логистики или отдельных менеджеров-логистов, отвечающих за процедуры управления заказами, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.п.

Основными логистическими функциями, связанными с операционной деятельностью, являются:

• транспортировка;

• складирование и грузопереработка;

• упаковывание;

• управление отдельными процедурами заказов;

• управление возвратными потоками (отходов, брака, тары);

• таможенное оформление экспорта-импорта грузов;

• информационно-компьютерная поддержка операционной логистики.

В значительной степени эти функции связаны с исторически сложившимся обособлением набора соответствующих операций в одноименных структурных подразделениях служб логистики компаний. Наличие той или иной выполняемой компанией самостоятельно логистической функции зависит от многих факторов, в частности обладания собственной логистической инфраструктурой, состояния базы логистических знаний и культуры управления, корпоративной стратегии, доли аутсорсинга в логистике, возможностей имеющейся КИС, наличия системы поддержки принятия оптимизационных решений и пр.

Дальнейшая логистическая интеграция была связана с управлением бизнес-процессами в функциональных областях логистики организаций бизнеса.

Практика логистики в промышленно развитых странах с середины 1990-х гг. характеризовалась все более интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями и (или) операциями к управлению бизнес-процессами, что в наибольшей степени отвечало интегральной парадигме. При этом под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании (при управлении товарными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической стратегией фирмы. Этот результат обычно определяется в соответствии с ключевыми измерителями эффективности логистики (системой KPI): общими затратами, временем исполнения заказа, качеством потребительского сервиса и др. Управление логистическими бизнес-процессами требует достаточно высокой степени организации логистики компании и стимулируется имеющимися корпоративными интегрированными информационными системами ERP-класса (см. гл. 9).

Интеграция логистических операций/функций в виде бизнес-процессов реализовывалась в формате функциональных областей логистики компании: логистике снабжения, логистике производства, логистике распределения[10].

Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Цель логистики может быть достигнута лишь при полной согласованности функционирования всех указанных областей. Например, колебания спроса на рынке потребительских товаров постоянно вносят изменения в процесс распределения (зарождение новых рынков сбыта, увеличение спроса или его спад на действующем рынке и т.п.), что непосредственно отражается в первую очередь на уровне запасов готовой продукции, а это влечет за собой корректировку объемов выпуска продукции предприятием-изготовителем. Изменения, связанные с объемом выпуска, отражаются на потребностях в исходных материалах, сырье и других ресурсах, связанных с обеспечением производства, что в свою очередь влияет на деятельность участников процесса снабжения. Таким образом, координация действий всех областей логистики является непременным условием ее эффективного функционирования.

Развитие мировой логистической практики (1980–1990-е гг.) в рамках интегральной парадигмы вызвало появление на свет логистических функций, связанных с координирующей и интегрирующей ролью логистики, а затем и УЦП. К этим функциям сегодня относят:

• управление запасами;

• управление циклом выполнения заказа;

• интегрированное планирование и прогнозирование в цепи поставок;

• межфункциональную и межорганизационную логистическую координацию;

• поддержание стандартов качества логистического сервиса;

• управление функциональным жизненным циклом изделия и ряд других.

Таким образом, в историческом ракурсе логистические функции, выполняемые компаниями, стали делиться на две группы (два функционала):

операционный функционал – функции, связанные с операционной деятельностью[11];

координирующий функционал – функции, связанные с задачами контроллинга, координации и оптимизации решений в цепи поставок.

В рассматриваемом периоде времени стал меняться и состав логистических функций, выполняемых компаниями. Если раньше большинство фирм предпочитало самостоятельно выполнять операционную логистическую деятельность (инсорсинг), в частности транспортировку, складирование, грузопереработку, и содержало для этого разветвленную логистическую инфраструктуру и большой штат персонала, в настоящее время акцент сместился в сторону аутсорсинга. Промышленные, торговые и сервисные компании стали отдавать непрофильные операционные логистические функции логистическим посредникам, сосредотачиваясь на ключевых компетенциях и координирующих функциях логистики. Набор логистических функций конкретной компании зависел в основном от выбранной логистической стратегии, имеющихся уникальных логистических технологий и инфраструктуры, а также состояния базы знаний и культуры управления персонала службы логистики.

В операционной логистике фокус делается на локальную оптимизацию операционных и административно-управленческих затрат, что отнюдь не всегда означает, что эффект снижения затрат будет достигнут в целом по компании (цепи поставок), а не в отдельном подразделении. Это объясняется тем, что минимизация затрат в одном звене цепи поставок или в одной логистической функции/операции может вызывать увеличение в другой. Хорошо известно, что, например, уменьшение затрат на транспортировку часто влечет за собой увеличение расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ дополнительных запасов в складской сети, и наоборот. Желая уменьшить операционные затраты на логистическую деятельность, компании привлекают более дешевых посредников, например экспедиторов, перевозчиков или складских операторов. При этом экономия на привлечении "более дешевого" посредника зачастую оборачивается ухудшением качества обслуживания таким контрагентом, что, в свою очередь, приводит к недовольству клиента и потенциальной потере продаж.

Понимание компромиссов по затратам и необходимости координации логистической деятельности в цепи поставок привело в середине 1990-х гг. к появлению в бизнесе принципа "общих затрат" и распространению так называемой координирующей логистики (см. рис. 1.2). Принцип общих затрат заключался в том, что расходы на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе компании (цепи поставок), и именно эта общая сумма будет являться измерителем эффективности использования ресурсов. Укрупненно состав общих затрат включает:

• операционные затраты на логистику;

• административно-управленческие и трансакционные затраты;

• потери, связанные с иммобилизацией средств в запасах;

• упущенные продажи – фиктивные затраты.

Критерий общих затрат (или ТСО – total cost of ownership) по сути является интегральным критерием оптимизации ключевых бизнес-процессов в цепях поставок[12].

Этап координирующей логистики также характеризуется такими факторами, как расширение использования компаниями логистического аутсорсинга, передача службе логистики функционала управления запасами и развитие межфункциональной логистической координации.

Эволюция логистики в данном историческом периоде подтвердила принципиальную важность передачи функций управления запасами службе логистики. Управление запасами является основной движущей силой (драйвером) логистической интеграции и координации, так как в большой степени нерациональное расходование ресурсов относится именно к этой сфере управления бизнесом. Как известно, запасы играют положительную и отрицательную роль в цепях поставок. Передача функций управления товарными запасами службе логистики была направлена на оптимизацию уровня запасов в цепи поставок исходя из реального спроса, что также вело к более рациональному использованию ресурсов.

Рассматриваемый этап был связан с качественно новым уровнем развития логистики – переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией – от операций к координации и интеграции, что явилось одним из факторов появления концепции УЦП.

Во многих организациях бизнеса промышленно развитых стран операционная интеграция стала постепенно переходить на новый уровень – интеграцию в рамках аутсорсинга, что было связано с появлением комплексных логистических посредников – ЗРL-провайдеров (логистических операторов). Это еще более расширило сферу использования аутсорсинга в логистике, существенно улучшив использование ресурсов за счет уменьшения операционных затрат и повышения доходности активов организаций бизнеса. Развитие мирового рынка комплексных логистических провайдеров[13] по сути означало революционный скачок в логистике с позиций решения ключевой проблемы ее стратегического планирования – задачи "таке or buy" – "делать самому или покупать услуги сторонних организаций". Логистические провайдеры ЗРL-уровня обладают широким спектром логистических ноу-хау и предлагают предприятиям системные решения, включающие в себя полное выполнение логистического заказа и комплексное обслуживание клиентов.

Применение интегрированного подхода на рассматриваемом этапе потребовало объединения различных функциональных областей логистики (логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения) в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. Такой подход распространился как на микроэкономический уровень самой фирмы, так и в дальнейшем на цепь поставок в целом. Стремление к объединению процессов снабжения, производства, распределения является единственно возможной перспективой достижения целей бизнеса в рамках идеологии УЦП.

Организационная интеграция была связана с эволюцией типа организационной структуры служб логистики компаний – от линейно-функциональной структуры управления к матричной и процессно-ориентированной. Как известно, эти типы структур управления характеризуются переходом от управления отдельными операциями к управлению их совокупностью – интегрированными бизнес-процессами – с целью оптимизации ресурсов компании и удовлетворения требований конечных потребителей.

Наконец, информационная интеграция была вызвана необходимостью построения единого информационного пространства (ЕИП) контрагентов цепей поставок, которое позволило обеспечить необходимые в современных условиях скорость, полноту и точность получения нужных данных для реализации логистических бизнес-процессов.

Особое значение в этом плане имела разработка и внедрение интегрированных корпоративных информационных систем ERP-класса. ERP-системы обеспечивают планирование и управление как материальными, так и финансовыми ресурсами любого предприятия, входящего в цепь поставок. Важнейшей предпосылкой центральной роли ERP-систем в процессе перехода к идеологии УЦП явилась возможность создания с помощью этих систем ЕИП на основе набора интегрированных приложений, комплексно поддерживающих все основные аспекты управленческой деятельности предприятий – планирование ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

С появлением концепции УЦП происходит существенное расширение масштабов интеграции контрагентов в цепях поставок и внедрение интегрированных логистических технологий, которое объясняется следующими причинами.

1. Новое понимание координирующей логистики и УЦП как стратегических элементов в конкурентных возможностях отдельной компании и цепи поставок в целом.

2. Расширение перспектив интеграции между контрагентами цепей поставок, появление новых организационных отношений сотрудничества и кооперации.

3. Расширение технологических возможностей, в частности в области гибких производств и интегрированных информационно-компьютерных систем и технологий, радикально изменивших горизонты контроля и управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

Инновационный интегрированный подход к логистике и УЦП требует расширения сфер интеграции. Сегодня во многих цепях поставок усилия направлены на повышение степени интеграции как между взаимодействующими компаниями, так и внутри них.

Создание ЕИП для УЦП во многом определяется решениями, принятыми на этапах реинжиниринга бизнес-процессов и разработки модели интегрированного планирования и управления цепями поставок. Основными целями информационной интеграции цепей поставок в разрезе ЕИП являются:

• достижение необходимого уровня информационной открытости (прозрачности) в отношении потребностей, загрузки мощностей и уровня запасов в цепи;

• оперативное прогнозирование спроса, планирование загрузки мощностей и уровней запасов;

• мониторинг ключевых бизнес-процессов и своевременное определение отклонений и нарушений в функционировании цепи поставок.

ЕИП выступает в роли функциональной технической инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию контрагентов в концепции УЦП. Задачами данной инфраструктуры являются стратегическое конфигурирование цепи поставок (supply chain configuration), тактико-оперативное планирование (supply chain planning) и оперативное управление цепью поставок (supply chain execution). Для решения этих задач был разработан специальный тип информационных систем –advanced planning systems (APS) – системы расширенного планирования, поддерживающие новую логику планирования, при помощи которой можно преодолеть недостатки традиционных систем планирования и управления предприятием. APS-системы могут использоваться в качестве дополнения к традиционным транзакционным ERP- системам, выступая при этом в роли самостоятельных систем планирования, которые способны устранить недостатки традиционных систем. Для построения целостного информационного пространства управления цепями поставок в состав интегрированной информационной поддержки, помимо ERP и APS- систем, должны входить такие компоненты, как управление взаимоотношениями с потребителями (customer relationship management – CRM), управление взаимоотношениями с поставщиками (supplier relationship management – SRM), управление событиями в цепи поставок (.supply chain event management – SCEM) и электронное управление поставками (e-supply chain management – e-SCM).

Сегодня развитие информационной интеграции в области логистики и УЦП идет в направлении расширенного использования новых концепций/технологий интегрированного планирования, контроллинга и управления запасами, сводка которых приведена в табл. 1.1.

Наряду с упомянутыми выше информационно-технологическими мерами по совершенствованию, которые должны привести к ускорению и качественному улучшению информационных потоков между контрагентами цепей поставок, все шире применяются меры физической и организационной интеграции.

К физическим мерам интеграции относятся, например, реорганизация цепи поставок или тенденция к пространственному сведению (консолидации) логистической деятельности в технопарках и логистических центрах.

Таблица 1.1. Концепции/технологии интеграции планирования и управления запасами в цепях поставок

CPFR

Collaborative planning, forecasting and replenishment

Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов

VMI/SMI

Vendor-managed inventory/ supplier-managed inventory

Управление запасами клиента продавцом/поставщиком

SCMo

Supply chain monitoring

Мониторинг цепи поставок

OTB

Open-to-buy

Интеграция планирования закупок и управления запасами в торговых компаниях

CSRP

Customer synchronized resource planning

Планирование ресурсов, синхронизированное с запросами потребителей

S&OP

Sales and operation planning

Планирование продаж и операций

ECR

Efficient consumer response

Эффективная реакция на запросы потребителей

Организационными мерами являются попытки внедрять менеджеров процесса, т.е. supply chain (SC) менеджеров, которые отвечают за координацию всей цепи поставок. На многих предприятиях с той же целью создаются supply chain команды и комитеты. В качестве организационных усилий по повышению степени интеграции можно привести поиск новых более тесных форм сотрудничества между поставщиком и производителем (например, системный поставщик).

Резюмируя, можно свести виды интеграции, появившиеся в процессе эволюции логистики и УЦП, в табл. 1.2.

Исследование эволюции интеграции в разрезе развития логистики и УЦП позволяет выделить следующие основные уровни логистической интеграции и их эффект в цепях поставок (рис. 1.3).

Как следует из предыдущего анализа, не только изменялся уровень, но и появлялись все новые виды логистической интеграции в цепях поставок.

Следует особо отметить, что различные уровни развития логистики и появление концепции УЦП вызвали определенные преобразования в компаниях в разрезе организационных структур управления логистикой и создания УЦП-департаментов. В промышленно развитых странах управление логистикой строится по разным принципам, отражающим отраслевую спе-

Таблица 1.2. Виды интеграции в ходе эволюции логистики и УЦП

Операционная логистика

Координирующая логистика

УЦП

Интеграция операционной деятельности в службе логистики компании (инсорсинг). Интеграция логистических инфраструктурных мощностей

Интеграция внутренних бизнес-процессов и функциональных областей логистики. Организационная интеграция (матричные и процессноориентированные структуры управления логистикой). Операционная интеграция логистической деятельности (аутсорсинг, 3РL-провайдеры). Интегрированная информационная поддержка логистики (КИС ERP-класса). Использование интегрального критерия эффективности – ТСО

Интеграция логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Межорганизационная логистическая интеграция. Стратегическое планирование и контроллинг в цепи поставок (аутсорсинг, 4РL-провайдеры[14]). Интегрированное планирование и управление запасами в цепях поставок. Единое информационное пространство

Рис. 1.3. Основные уровни логистической интеграции и их эффект в цепях поставок

цифику, размер компании, базу знаний персонала, культуру управления, технологические ресурсы, ИТ-систему и пр. Даже для одной отрасли, в одном конкурентном окружении могут иметь место различные организационные структуры управления логистикой или подразделения УЦП, отвечающие тому или иному уровню интеграции и координации (см. рис. 1.3). Характерным примером, подтверждающим это разнообразие, является исследование состояния логистического контроллинга в промышленности Германии, проведенное известной консалтинговой компанией ZLU в 2009–2010 гг.[15]

Одним из результатов указанного исследования явился тот факт, что из более чем 500 обследованных компаний, имевших в своей структуре управления службы логистики и (или) УЦП, 33% имели операционную логистику, 39% компаний наряду с операционной деятельностью включали в полномочия служб логистики отдельные координирующие функции, а остальные фирмы имели департаменты УЦП, выполняющие различные наборы из общего состава указанных выше координационных видов логистической деятельности, а также осуществляющие интеграцию ключевых бизнес-процессов в цепях поставок (согласно модели GSCF – см. параграф 1.3).

Также необходимо указать, что в эволюционном разрезе появление УЦП-департаментов в организациях бизнеса промышленно развитых стран было во многом связано с негативным отношением так называемых функциональных директоров компаний (т.е. топ-менеджеров по закупкам, производству, продажам, маркетингу, финансам) к передаче службам логистики координирующей деятельности. Традиционно в большинстве компаний логистика считалась "центром затрат", ориентированным лишь на операционную деятельность, поэтому передача логистике таких функций, как управление запасами, интегрированное планирование, межфункциональная координация и др., наталкивалось на серьезное сопротивление функциональных директоров, считавших недопустимым расширение полномочий служб логистики в данном направлении и опасавшихся ущемления своих прав на этот верхний уровень управленческой иерархии. В то же время объективная экономическая необходимость внедрения нового кросс-функционального механизма принятия координирующих и интегрирующих решений как внутри компаний, так и в цепях поставок в целом предопределила возникновение организационных подразделений УЦП как альтернативы координирующей логистике.

В настоящее время в большинстве случаев УЦП организационно реализуется в фокусной компании в виде департамента, отдела или дирекции. Естественно, такое организационное построение SC-менеджмента не может в полной мере реализовать цель УЦП в разрезе межорганизационной интеграции и координации контрагентов цепи поставок, часто сосредотачиваясь на внутренних процессах фокусной компании цепи. Использование же управленческих надстроек цепи поставок в виде 4РL-провайдеров, координационных советов или комитетов, включающих представителей основных контрагентов цепей поставок, все еще носит в мире эпизодический характер.

Первое десятилетие нынешнего века отмечено вниманием к предметным областям, ранее не упоминавшимся в литературе по УЦП. Например, проблематика формирования стратегии цепей поставок испытала стремительное развитие как область академических исследований и как область практической деятельности.

Дж. Ферни [135] использовал концепцию УЦП для Национальной службы здравоохранения США. Фактически это была первая работа, посвященная УЦП в сфере услуг. Ю. Катавала и А. Халед [158] проанализировали применение цепей поставок в сфере услуг. Е. О'Брайен и Р. Кеннет [176] предложили использовать образовательную цепь поставок в качестве инструмента стратегического планирования высшего образования. Анализ проводился по результатам опросов сотрудников и студентов. Опросы подтвердили, что необходимо повысить интеграцию и координацию между студентами и персоналом. Р. Чиголини и др. [123] исследовали структуру цепей поставок, предназначенных для различных отраслей услуг, включая автосервис, продовольственную торговлю, обслуживание компьютеров, книгопечатание и т. п. Согласно результатам исследования, выполненного в Городском университете Гонконга, А. Лау [167] разделил образовательную цепь поставок на цепи поставок "Студент" и "Исследователь".

М. Хабиб [140] представил первое крупномасштабное эмпирическое исследование, в котором были системно проанализированы вклады и результаты, полученные университетом в области УЦП в сфере образования. В этом исследовании образовательная цепь поставок, исследовательская цепь поставок и управление образованием рассматриваются в качестве основных составляющих модели интегрального управления цепями поставок в сфере высшего образования (ITESCM). Применимость модели была проверена и подтверждена исследованиями, проведенными в ведущих образовательных центрах по всему миру [140, 141].

В историческом ракурсе специализацию концепции УЦП можно изобразить с помощью показанной на рис. 1.4 временно́й шкалы.

Исследование эволюции логистики и УЦП свидетельствует о том, что УЦП непрерывно развивается и пересматривает свои

Рис. 1.4. Временна́я шкала эволюции УЦП

подходы. Кроме того, все больший интерес у исследователей продолжает вызывать необходимость управлять взаимоотношениями и альянсами в цепях поставок.

Инновационный интегрированный подход к логистике и УЦП требует расширения сфер интеграции. Сегодня во многих компаниях усилия направлены на повышение степени интеграции SC-деятельности между взаимодействующими компаниями и внутри них. Наряду с упомянутыми выше информационнотехнологическими мерами по совершенствованию, которые должны привести к ускорению и качественному улучшению информационных потоков между контрагентами цепей поставок, применяются меры физической, организационной и социальной интеграции.