Основные понятия теории социального управления
Помимо понятий "управление" и "социальное управление" существует ряд других основных категорий в данной области знаний.
→ Управленческое решение – формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие ее члены. В ОГЛАВЛЕНИЕ управленческого решения входят обоснование его необходимости и формулировка цели предполагаемого изменения. Принятие управленческого решения означает включение его в систему организационных отношений; осуществление подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели. Степень осуществления управленческих решений – это показатель управляемости объектом.
→ Управляемые переменные – это независимые переменные величины, отражающие социальные процессы, которые могут непосредственно регулироваться и контролироваться социальным управлением, т.е. могут быть изменены с помощью прямых управляемых воздействий. Например, уровень исполнительской дисциплины в педагогическом коллективе регулируется в ходе контроля за исполнением приказов, распоряжений, инструкций и других руководящих документов, результаты которого могут служить основанием для поощрения или наказания работника.
→ Управляемость – это характеристика управленческих отношений в трудовых организациях, означающая ту степень контроля, которую руководитель осуществляет по отношению к объекту управления, а также ту степень автономии, которую объект управления сохраняет по отношению к руководителю.
→ Управленческая деятельность – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемых подсистем по достижению запланированного результата. Выделяют следующие виды управленческой деятельности (функции управления): анализ, целеопределение, планирование, организация, регулирование, контроль. Управление как деятельность имеет определенную структуру. В нее входят следующие компоненты:
– цели (представления о результате управления);
– предмет труда;
– средства труда;
– совокупность профессиональных служебных обязанностей (функционал);
– уровень компетенции (права и ответственность);
– производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Цель управленческой деятельности – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого эта деятельность направлена. Будучи значимой и "прозрачной", она определяет характер и способы достижения целей, стоящих перед управляемой системой, посредством подготовки, принятия и реализации эффективных управленческих решений, дополняемых контролем за результатами функционирования объекта управления.
В последнее время в России наряду с термином "управление" активно используется понятие "менеджмент" (от англ, manage – управлять, заведовать, руководить). Одни считают его тождественным управлению, другие – частью управления. В современной науке менеджмент рассматривается с двух точек зрения:
– как управление организацией, самостоятельно действующей в условиях рынка и часто принимающей рискованные решения в самых неожиданных обстоятельствах;
– как управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающем создание предприятия и руководство подчиненными, например организация выступлений "звезд" эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т.п.
При этом цель менеджмента и в том и в другом случае – достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего положения вещей.
Кроме того, под менеджментом понимается учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. американский промышленник Джозеф Уортон[1]. С этой точки зрения менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
Наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Особенно интересен взгляд на менеджмент для некоммерческой сферы деятельности, высказанный известным американским теоретиком менеджмента Питером Друкером. По его мнению, современный менеджмент – это специфический вид у правленческой деятельности, вращающийся вокруг человека с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей[2].
Из приведенного фрагмента очевидно, что взгляды Друкера сфокусированы в первую очередь на работе с людьми как основном "участке" социальной технологии эффективности производства.
Теория менеджмента относится к теории управления, как часть к целому. Известно, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. Однако несомненно, что в каждом случае речь идет о различных видах управления. Растения, машины и химические элементы являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем развитии законам природы. Эти объекты не обладают свойством субъектности. Когда речь идет об управлении людьми, ситуация существенно меняется, поскольку люди обладают индивидуальным сознанием, волей, психикой, интересами, стремлениями. Здесь вступают в действие методы социального управления, разновидностями которого выступают государственное, военное, хозяйственное управление и т.п. Менеджмент является разновидностью хозяйственного управления в рыночных условиях, в отличие от такого же управления в условиях административно- командной, плановой системы регулирования экономики.
Из сказанного закономерно следует вывод: подходы менеджмента не только можно использовать в сфере образования без всякого ущерба для специфики последнего, но более того, успешное развитие управления школой абсолютно невозможно без опоры на общие основы менеджмента организаций. Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо условия деятельности людей, их цели, задачи постоянно меняются. Менеджмент учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие "правила игры".