Основные понятия логистики
В параграфе 1.1 была подчеркнута важность терминологии для понимания сущности тенденций развития современной экономики в общем и концепций управления предприятиями и цепями поставок в частности. Рассмотрим наиболее важные определения логистики и логистического менеджмента.
Основным понятием в логистике является понятие "поток". С. И. Ожегов, Η. Ю. Шведова [ 14, с. 572] дают следующее определение данного понятия: "Поток – ... 2. Движущаяся масса чего-нибудь ...". Из этого определения следуют следующие важные выводы:
– можно разграничить потоки, которые существуют вне желания и воли людей (например, движение небесных тел или рек), и потоки, которые являются искусственными, т.е. созданными человеком;
Рис. 1.29. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом А: снижение затрат и устранение возможного дефицита за счет создания запасов товара (авторская доработка принципов А. Файоля)
Рис. 1.30. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом В: создание качества товара за счет увеличения затрат на ею производство (авторская доработка принципов Э. Деминга)
Рис. 1.31. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом С: экономия оборотных средств предприятия за счет снижения запасов товара (авторская доработка принципов Дж. Лайкера)
Рис. 1.32. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом D: обеспечение качества товара за счет сокращения продолжительности производственного цикла (авторская доработка принципов (мегатенденций) Д. Бауэрсокса, Д. Клосса и Т. П. Станка)
– не все искусственные потоки могут быть объектом исследования логистики, а только те, которые могут удовлетворить потребности людей или предоставить им ценность;
– не все потоки, создающие условия для удовлетворения потребностей людей или предоставления им ценности, могут быть востребованными на рынке в данный момент времени, а только те, которые обеспечивают это наилучшим образом;
– существует несколько видов потоков, удовлетворяющих представленным выше требованиям, которые необходимо объединить под эгидой не просто потока, а потока логистического.
Таким образом, объектом изучения логистики должен быть не любой поток, а только тот, который удовлетворяет требованиям, представленным в табл. 1.2.
Автором предлагается следующее определение понятия "логистический поток".
Логистический поток – совокупность объединенных по определенному признаку объектов (множество), перемещаемая в пространстве и во времени и адаптированная к количественным и качественным преобразованиям в соответствии с воздействиями на нее субъекта управления логистической системой (цепью поставок).
Различают материальные, информационные, финансовые и сервисные логистические потоки.
Материальный поток – вид логистического потока, в котором в качестве объектов выступают материальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и др.), предметы незавершенного производства, а также готовая продукция.
Информационный поток – вид логистического потока, в котором в качестве объектов выступают определенные законченные сообщения в речевой, документной (бумажной и (или) электронной) и других формах, предназначенные для принятия и реализации управленческих решений.
Финансовый поток – вид логистического потока, в котором в качестве объектов выступают финансовые средства в наличной или безналичной форме, обеспечивающие эффективное функционирование логистической системы и ее звеньев в условиях товарно-денежных отношений.
Сервисный поток – вид логистического потока, в котором в качестве совокупности объектов выступает определенный набор нематериальных благ, получаемый клиентами в соответствии с их потребностями.
Таблица 1.2
Классификационные признаки разграничения логистических и нелогистических потоков
Приоритет признака |
Классификационный признак |
Требования к логистическому потоку |
I |
Результат человеческой деятельности |
Спроектирован и создан людьми. Предназначен для удовлетворения потребностей и (или) предоставления ценности потребителям |
II |
Адекватное реагирование на покупательский спрос |
Соответствие потребностям как конечных покупателей, так и прочих хозяйствующих субъектов. Реагирование на воздействия субъекта управления логистической системы. Соответствие параметров и характеристик критериям компонентов комплекса логистики |
III |
Обеспечение конкурентных преимуществ предприятия |
Движение ресурсов в соответствии с требованиями логистического подхода. Минимизация издержек и времени на движение ресурсов. Рациональность (оптимальность) параметров и характеристик с учетом факторов внешней среды |
IV |
Связь с конкретной логистической системой (цепью поставок) |
Соответствие интересам (потребностям) звеньев логистической системы. Контроль движения ресурсов по фазам "закупки – производство – сбыт". Возможность выявления локальных объектов потока, измеряемых в абсолютных величинах, и вариантов их сочетаний |
Представленные выше основные виды логистического потока могут образовывать потоки более сложной структуры в различных их сочетаниях (интегрированные логистические потоки), что предполагает разработку, использование и дальнейшую оптимизацию методов управления данными потоками в рамках цепей и сетей поставок различного состава и конфигурации. Эта проблема является достаточно сложной и недостаточно проработанной в настоящее время.
С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что логистический менеджмент предполагает комплексное управление разнообразными потоками, поэтому необходимо разграничивать параметры, описывающие как отдельный логистический поток, так и их совокупность (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Параметры логистических потоков
Виды потоков |
Параметры |
Отдельный поток |
Начальный, конечный и промежуточные пункты. Форма траектории. Длина траектории. Скорость. Время. Интенсивность. Масса (объем) одной поставки. Затраты на 1 т груза или 1 км транспортировки. Форма движения ресурсов (складская, транзитная). Коэффициенты использования грузоподъемности и пробега транспортного средства и др. |
Совокупность гомогенных потоков |
а) потоки – последовательные: – интервал времени между двумя поставками; – расстояние между двумя поставками; – абсолютные отклонения между параметрами гомогенных потоков; – соотношения параметров гомогенных потоков; б) потоки – парад дельные: – осредненные параметры гомогенных потоков во времени; – перекрытие гомогенных потоков во времени; – прирост издержек на оформление очередного потока ресурсов; – затраты на консолидацию (разукрупнение) гомогенных потоков; – соотношение параметров отдельных гомогенных потоков и интегрированного потока и др. |
Совокупность гетерогенных потоков |
а) потоки – без переработки ресурсов: – соотношение параметров гетерогенных потоков; – перекрытие гетерогенных потоков во времени; – удельные затраты на перемещение гетерогенных потоков; – отклонение фактических параметров гетерогенных потоков от плановых; – размер упущенной выгоды при несоблюдении синхронизации гетерогенных потоков; б) потоки – с переработкой ресурсов: – соотношение параметров гетерогенных потоков до и после их переработки; – количество брака и отходов при переработке ресурсов; – рациональность компоновки объектов гетерогенных потоков до и после переработки ресурсов; – рациональность параметров потоков после их переработки по отношению к основному потоку и др. |
С целью однозначной трактовки ряда понятий логистики автором предлагаются следующие основные термины, характеризующие потоковые процессы в логистических системах (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Термины, характеризующие потоковые процессы
Принцип ориентации потоковых процессов |
Теоретический аспект организации потоковых процессов |
Практический аспект организации потоковых процессов |
Логистическая операция по изменению параметров потока |
|
в коммерческой деятельности |
в операционной деятельности |
|||
Фокусирование |
Концентрация |
Обеспечение |
Накопление |
Консолидация |
Диссипация |
Распределение |
Реализация |
Разделение |
Разукрупнение |
Следующим но значимости определением логистики как концепции управления предприятиями является "логистическая система".
По мнению автора, логистическая система – система управления потоками ресурсов с целью придания им количественных параметров и качественных характеристик в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями логистической системы.
Представляется принципиально важной проблема разграничения понятий "канал" (channel), которое используется в маркетинге (например, широко известно понятие "канал распределения"), и "цепь" (chain).
Для решения данной проблемы автор предлагает использовать следующие классификационные признаки:
– тип движения потоков ресурсов (последовательный, параллельный);
– стабильность параметров и характеристик потоков ресурсов (стабильные и нестабильные).
В результате можно получить матрицу следующего вида (рис. 1.33), которая позволяет дать определения основных логистических систем.
Рис. 1.33. Классификация основных видов логистических систем
Логистический канал – совокупность звеньев логистической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистические потоки без изменения их параметров, начиная от источника возникновения каждого из них до источника поглощения.
Логистическая цепь – совокупность звеньев логистической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистический поток с целью изменения их параметров, начиная от источника возникновения каждого из них до источника поглощения.
Логистический фронт – совокупность звеньев логистической системы (логистических каналов), параллельно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистические потоки с целью сохранения их параметров, начиная от источников возникновения каждого из них до источников поглощения.
Логистический эшелон – совокупность звеньев логистической системы (логистических цепей), параллельно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистические потоки с целью изменения их параметров, начиная от источников возникновения каждого из них до источников поглощения.
В табл. 1.5 представлены основные схемы логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов.
Сведения, представленные на рис. 1.10, 1.11 и 1.33 и в табл. 1.1, позволяют не только создать еще одну классификацию логистических систем, но и установить взаимосвязи между ними (рис. 1.34):
– логистические системы совместно с торговыми и маркетинговыми системами формируют коммерческие системы. Одновременно логистические системы совместно с технологическими системами и системами подготовки производства формируют операционные системы. Автор напоминает, что операционные системы включают производственные и сервисные системы;
– логистические системы состоят из фокусирующих и диссипативных систем. Фокусирующие системы включают, соответственно, фокусирующие операционные системы: "системы накопления ресурсов" и фокусирующие коммерческие системы, или "системы обеспечения ресурсами". В свою очередь, диссипативные системы включают, соответственно, диссипативные операционные системы, или "системы разделения ресурсов", и диссипативные коммерческие системы, или "системы реализации ресурсов";
– фокусирующие и диссипативные операционные системы формируют логистические операционные системы; фокусирующие и диссипативные коммерческие системы формируют логистические коммерческие системы.
Таблица 1.5
Схемы основных видов логистических систем
Вид логистической системы |
Схемы основных видов логистических систем в сферах |
|
реализации продукции и услуг |
обеспечения ресурсами |
|
Канал |
||
Цепь |
||
Фронт |
||
Эшелон |
Дадим несколько определений типовых логистических систем.
Логистическая система обеспечения ресурсами (ЛСОР) – система логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов, обеспечивающая управление потоками ресурсов с целью увеличения их количественных параметров в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.
Логистическая система реализации продукции и услуг (ЛСРПУ) – система логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов, обеспечивающая управление потоками продукции и услуг с целью уменьшения их количественных параметров в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.
Логистическая коммерческая система (ЛКС) – система логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов, обеспечивающая управление потоками ресурсов с целью изменения их количественных параметров в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.
Рис. 1.34. Классификация и взаимосвязи логистических систем
Логистические системы состоят из звеньев и взаимосвязей между ними.
Звено логистической системы – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами (организация) или физическое лицо, выполняющее операции (функции) управления потоками материальных,
информационных, финансовых ресурсов, а также потоками услуг.
Звенья логистической системы могут быть:
– генерирующими;
– преобразующими;
– поглощающими материальные, сервисные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки.
Логистическая операция – любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках возникновения, преобразования или поглощения логистического потока.
В соответствии с данными рис. 1.26 к основным логистическим операциям относятся транспортировка, складирование, хранение, консолидация, разукрупнение, сортировка, маркировка, упаковка, затаривание.
Логистическая функция – обособленная совокупность логистических операций, направленных на достижение целей логистической системы и (или) ее звеньев.
Логистический цикл – период времени между началом выполнения одной логистической операции и завершением той же или иной логистической операции.
Логистический цикл в общем виде состоит из следующих интервалов – времени:
1) на формирование заказа на ресурсы и его оформление;
2) доставку или передачу ресурсов поставщику;
3) выполнение заказа поставщиком, включая время:
– ожидания постановки заказа на выполнение;
– выполнения заказа;
4) доставку заказанных ресурсов потребителю;
5) подготовку ресурсов к производственному потреблению (эксплуатации) или к продаже.