Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Исходной проблемой культурологии является проблема: что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений этого понятия.
Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Дж. Херсковиц: культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и др.). Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, техника, жилища и т.п.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).
В учебных целях будем использовать следующее определение:
Культура (от лат. cultura - "возделывание", "воспитание", "развитие", "почитание") - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знании.
Первоначально слово "культура" восходит к латинскому colere-culture, что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии, в I в. до н.э., знаменитый древнеримский политик, философ и оратор Марк Туллий Цицерон применил этот термин по отношению к человеку, подразумевая под ним воспитание и образование. Цицерон рассматривал культуру как воздействие на человеческий ум, отмечая, что культура ума есть философия. Культура дополняет человеческую природу, формирует человека, делает его воспитанным и образованным.
Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово "cultura" в ином, т.е. переносном, смысле - применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же cultura стала противопоставляться другому латинскому понятию - "natura", т.е. "природа". В данном контексте слово "культура" стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно под культурой в самом широком смысле слова понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо это дало основание великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю охарактеризовать культуру как созданную человеком "вторую природу".
С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии - материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению (Борис Владимирович Бирюков, Сергей Николаевич Плотников).
С другой стороны, расширенное толкование понятия "культура" может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием - "общество". Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, позднее перестало ею быть. Так, изобретение человеком письменности и передача информации с его помощью стало великим культурным событием. Тогда как современный человек, пишущий на заборе или стене учебной аудитории матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру.
Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных "аспектов" культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: генетический; гносеологический; аксиологический; гуманистический; нормативный; социологический.
В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве единицы измерения общества. Альберт Швейцер отмечал, что культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.
В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом названные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой - становятся специфическим объектом освоения. Питирим Александрович Сорокин подчеркивал, что культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Вадим Михайлович Межуев говорит о том, что культура - это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это - тоже культура.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.
Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура - ядро, основа, "душа" общества:
o материальные и духовные ценности человека;
o способ жизнедеятельности людей;
o их отношения между собой;
o своеобразие жизни наций и народов;
o уровень развития общества;
o накапливаемая в истории общества информация;
o совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
o религия, мифология, наука, искусство, политика;
o особая знакомая система и т.д.