Основные положения концепции ювенального права
В современной России, как и в мировом сообществе в целом, круг общественных отношений, в которые вовлекаются несовершеннолетние, растет численно и усложняется качественно, становясь все более многообразным. Ускорение физического и психического созревания ведет к омоложению половых связей; появляется настоятельная необходимость принятия законодательства о снижении брачного возраста. Несовершеннолетние родители нуждаются в специальной правовой защите. Одаренные дети, число которых растет, вовлекаются в правовые отношения по поводу охраны и использования результатов их творческой деятельности. Значительный рост благосостояния отдельных групп населения вызывает необходимость осуществления сделок в интересах и с участием несовершеннолетних и совершенствования законодательства о наследовании; вполне естественно, наследниками чаще всего являются дети или более отдаленные потомки наследодателей. В силу различных причин активизируются трудовая и предпринимательская деятельность несовершеннолетних, их стремление к эмансипации или иной юридической самостоятельности. Таким образом, явно выраженной современной тенденцией мирового сообщества является стремление несовершеннолетних заявить о себе как о личности и занять подобающее место в обществе и государстве.
Вместе с тем экономические и социальные преобразования последних лет, ломка общественных устоев, тяжелый кризис, переживаемый семьей, многообразие ее структуры, моделей построения и функционирования, что препятствует обеспечению преемственности поколений, неспособность семьи противопоставить внутрисемейные ценности внешней среде, составляющей окружение несовершеннолетних, – все эти, а также иные весьма многочисленные и разнообразные негативные факторы привели к социальной нестабильности, в результате чего пострадали слабо защищенные слои населения, в числе которых едва ли не первое место занимают несовершеннолетние. Их социальное положение в несколько раз тяжелее по сравнению с положением взрослого населения в силу специфики их возрастных особенностей: отсутствия жизненного опыта, неумения приспособиться к трудной жизненной ситуации и преодолеть ее без посторонней помощи, зависимости от взрослых, отсутствия профессии, специальности и квалификации и т.п. Социально-экономическая ситуация в современной России, войны, межнациональные конфликты, катастрофы природного и техногенного характера, рост преступности, прежде всего, преступлений против жизни и здоровья, террористические акты и прочие явления, опасные для существования и развития личности, – все это порождает целый ряд негативных процессов, жертвами которых опять-таки становятся несовершеннолетние.
В Национальной стратегии обозначены следующие проблемы детства:
– недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
– высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
– распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
– низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
– неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
– социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);
– нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
– отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
По информации Генеральной прокуратуры РФ, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 г. более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов – в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
Согласно данным Росстата, в 2010 г. доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Как подчеркивается в данном документе, "проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения".
Все сказанное выше как нельзя более наглядно иллюстрируется статистическими данными, приведенными в Национальной стратегии. Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 млн в 2002 г. до 25 млн в 2011 г.
Высокой остается детская смертность: до 1 года – 14 436 человек, до 5 лет – 17 847 человек. Уровень смертности детей в Российской Федерации выше, чем в других европейских странах. В 37 субъектах РФ ее показатель превышает среднероссийский. По разным причинам 40 852 детей и подростков не обучаются в образовательных учреждениях, в том числе 20 694 человека по болезни[1].
В той или иной мере это также характерно для всего мирового сообщества. Однако настоящей бедой, скорее, именно для российского общества является проблема сиротства, в том числе "социального", т.е. сиротства при живых родителях. За последнее 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г., после Отечественной войны 1941–1945 гг. и в настоящее время. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило в 2011 г. 654,4 тысяч; 82% стали социальными сиротами вследствие лишения их родителей родительских прав; от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении.
Для современной России особенно актуальными являются проблемы не столько закрепления прав и свобод человека на конституционном и ином законодательном уровне, сколько их соблюдения, уважения и защиты, что должно органично включать в себя особую заботу о подрастающем поколении. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Таким образом, как позитивные, так и негативные процессы, происходящие в современном обществе, неизбежно приводят к увеличению числа и расширению сферы общественных отношений с участием несовершеннолетних. Многие из этих отношений нуждаются в социальном регулировании, в том числе в правовом воздействии. Это означает неизбежный рост массива правовых норм, регулирующих общественные отношения с участием детей как особой группы субъектов, что в свою очередь предполагает систематизацию этих норм.
Все это требует безотлагательного применения научно обоснованной системы социально-экономических, организационных и правовых мер. Но поскольку любые меры в конечном счете облекаются в правовые формы, то неизбежно следует вывод, что право способно играть роль "цементирующего" начала для построения и укрепления такой системы. В то же время анализ норм Конституции и различных отраслей законодательства свидетельствует о том, что существующая правовая система России не всегда адекватно и оперативно решает задачи, которые ставит перед ней подрастающее поколение. Право, создавая механизм цивилизованного решения конфликтов между участниками общественных отношений, применительно к ребенку не всегда в должной мере учитывает специфику этого субъекта. С учетом комплексного характера регламентации правового положения ребенка, реализации его основных прав и свобод, института защиты прав ребенка необходимы качественно новые подходы к решению этой проблемы. Для этого, во-первых, и сами нормы, регламентирующие правовое положение несовершеннолетних, должны образовать четкую целостную систему, с тем чтобы нормы одних отраслей права не блокировали положения других его отраслей, т.е. чтобы нормы, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних граждан, меры охраны и защиты их прав и законных интересов, не вступали между собой в противоречия.
Во-вторых, возможна постановка вопроса о формировании самостоятельного научного направления, исследующего правовое положение ребенка во всех системах общественных отношений, которое может быть условно названо ювенальным правом. В основе этого направления развития правовой и, прежде всего, законодательной системы лежит правовой статус несовершеннолетнего, заложенный Конституцией и главным образом Конвенцией о правах ребенка. Таким образом, одним из путей решения проблем систематизации и гармонизации правовых норм, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних, является конструирование единой системы ювенального права как особого структурного нормативно-правового образования, как отрасли науки и как учебной дисциплины. Иными словами, необходима разработка теории ювенального права, его концепции.
В данном параграфе, как и во многих других разделах работы, речь идет прежде всего о концепции ювенального права как о его некой философской сущности, в то время как в понятие "теория ювенального права" вкладывается более широкий смысл, отражающий не только его сущность, но и его ОГЛАВЛЕНИЕ, в том числе входящие в его состав правовые и неправовые понятия и категории, например само понятие "несовершеннолетний", "ювенальный" (в соответствующих родах, числах и падежах), например "ювенальные технологии", "ювенальное право", "ювенальная юстиция", "ювенальные суды" и др. В то же время необходимо доказать, что излагаемая нами система взглядов на правовое регулирование отношений с участием несовершеннолетних действительно является концепцией, для чего следует разграничить такие понятия, как "научная гипотеза", "научная теория", "научная концепция"[2].
В философской литературе предлагаются следующие определения этих понятий: "гипотеза" – это форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки имеющиеся знания и способствующая реализации новой идеи[3]. Идеи, лежащие в основе правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних, нельзя отнести к числу научных гипотез, так как, во-первых, понятие "научная гипотеза" подразумевает определенное научное положение, выраженное в форме предположения и требующее подтверждения, в то время как идеи, составляющие концепцию ювенального права, основаны на данных общей теории права, на анализе действующего законодательства и правоприменительной практики, что всегда выражено в форме категорического императива. Во-вторых, научная гипотеза представляет собой, на наш взгляд, какую- либо единичную научную идею, в то время как концепция ювенального права составляет целый комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых идей.
Что касается соотношения понятий "научная теория" и "научная концепция", то эти понятия настолько близки, что их не так-то легко разграничить. В отличие от научной гипотезы научная теория представляет собой высшую, самую развитую форму организации научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта данной теории[4]. Теория, как и гипотеза, выступает в качестве обобщения уже имеющегося знания, но если гипотеза носит вероятностный характер, то, напротив, теория – это система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющая какие-либо явления. Ни одна научная теория не родилась в готовом виде, сначала она выступала как гипотеза[5]. Научная теория может представлять собой единую научную идею либо комплекс идей; последнее сближает ее с понятием научной концепции.
Научная концепция редуцируется к предварительной теоретической организации "материи" внутри научной теории и представляет собой устойчивую сложившуюся и внутренне не противоречивую, апробированную систему научных воззрений на соответствующий предмет, свойство, явление, категорию, понятие и т.п. В классических философских дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия "концепция" с понятием "теория". Поэтому представляется, что в отношении ювенального права вполне правомерно употребление выражений "теория" и "концепция", учитывая, однако, разницу между ними, подобную разнице между сущностью того или иного явления и его ОГЛАВЛЕНИЕм. К примеру, когда мы говорим о предмете, методе, системе ювенального права, об особенностях правоотношений, субъектами которых являются несовершеннолетние, об особенностях норм ювенального права и т.д., более адекватным представляется употребление понятия "теория ювенального права".
Но в таком случае возникает вопрос: что же следует вкладывать в понятие "концепция ювенального права" и когда это понятие можно использовать в его собственном значении? По нашему мнению, концепцию ювенального права составляет комплекс правовых и неправовых идей, подходов и научных воззрений, образующих основу правового регулирования всей совокупности общественных отношений с участием несовершеннолетних, отражающих особенности их правового регулирования, обусловленные их возрастом и выполняемыми ими социальными ролями, а также методологическую основу изучения всей совокупности проблем, касающихся правового регулирования отношений между несовершеннолетним и обществом, включая государство.
Это обобщенное определение концепции ювенального права нуждается в конкретизации. Данную концепцию можно понимать в двух значениях, самым тесным образом, практически неразрывно связанных между собой, но все же относительно самостоятельных. Во-первых, это концепция правового регулирования всей совокупности общественных отношений с участием несовершеннолетних, представляющая собой систему правовых и неправовых идей, лежащих в основе правового регулирования этих отношений, систему подходов к их правовому регулированию, включая нормотворческую и правоприменительную практику. Во-вторых, это собственно научная концепция, понимаемая как система научных воззрений на весь комплекс правовых проблем жизни несовершеннолетних в обществе, система оценок, методов, принципов, целей и задач их изучения, включая изучение подходов к их решению со стороны законодателя и правоприменителей, оценку эффективности правового регулирования указанных общественных отношений и т.п.
Особую важность для разработки общей теории ювенального права, а также для нужд практики, в частности для создания ювенальных юридических технологий, представляет концепция ювенального права в первом ее значении, т.е. концепция правового регулирования всей совокупности общественных отношений с участием несовершеннолетних с учетом их возрастных особенностей и специфики их ролевого поведения. Следует обратить особое внимание на необходимость использования при изучении этих проблем данных в области биологии, особенно детской и подростковой физиологии, психологии, социологии, медицины и психиатрии и других естественных и гуманитарных наук, предметом которых являются проблемы жизнедеятельности несовершеннолетних.
Любая фундаментальная теоретическая схема включает в себя исходные принципы, законы, смыслообразующие категории и понятия. Как известно, в основе правового регулирования той или иной группы общественных отношений лежат основополагающие исходно-нормативные правовые идеи, которые принято относить к принципам права (в законодательстве подобные нормы-принципы принято называть основными началами). Каково же соотношение принципов права и концепции правового регулирования общественных отношений, если и то и другое предлагается считать основой их правового регулирования? Думается, что принципы права, будь то общеправовые, межотраслевые, отраслевые или локальные, безусловно, являются основным элементом научной концепции, в частности концепции правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних, ее ядром. Однако концепция правового регулирования общественных отношений включает в себя, помимо принципов, также цели и задачи, характер и степень интенсивности правового регулирования, его методы и способы.
Что касается неправовых категорий, которые должны быть учтены при правовом регулировании отношений с участием несовершеннолетних, то к их числу относятся категории возраста и социальных ролей, выполняемых несовершеннолетними. Оба указанных фактора должны учитываться в совокупности, что и имеет место, скажем, в уголовном, уголовнопроцессуальном, трудовом, семейном и гражданском праве. Возраст учитывается, во-первых, как критерий, по которому проводятся градация различных групп населения, дифференциация различных категорий молодежи; во-вторых, возрастные особенности различных групп несовершеннолетних учитываются при их дифференциации на категории малолетних и несовершеннолетних в гражданском праве, для разграничения субъектов уголовной ответственности в уголовном праве, при установлении в уголовном процессе особенностей производства следственных действий и судебного рассмотрения по делам с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, потерпевших и свидетелей. Различный возраст несовершеннолетних учитывается также в трудовом праве при определении сфер деятельности несовершеннолетних различных возрастов, а также при установлении особенностей заключения с ними трудового договора.
Акцент в правовом регулировании отношений с участием несовершеннолетних делается также на социальные роли, которые в данный момент присущи тем или иным несовершеннолетним лицам, Особые меры по охране и защите их прав устанавливаются, к примеру, в семейном праве (несовершеннолетние дети, являющиеся в то же время несовершеннолетними родителями); в уголовном процессе устанавливается, как уже отмечалось, разное правовое положение для различных участников процесса; в трудовом праве также можно выделить несовершеннолетних работников и несовершеннолетних работодателей. Учет возраста и социальных ролей несовершеннолетних позволяет говорить об их общем и специальном правовом статусе, хотя применительно к общему правовому статусу личности все несовершеннолетние, как бы они ни дифференцировались, обладают специальным правовым статусом.
Что касается целей правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних, то можно говорить о главной, конечной, а также ближайших целях. Главной целью правового регулирования этих отношений являются охрана и защита прав и законных интересов несовершеннолетних, что одновременно можно расценивать и как принцип ювенального права. Конечной целью правового регулирования указанных отношений является, как нам кажется, создание надлежащих условий для формирования личности несовершеннолетних, для подготовки их к полезной деятельности и для ее осуществления.
Таковы основные положения концепции ювенального права, которые будут конкретизированы и развиты в последующих главах.