Основные показатели деятельности транснациональных корпораций
Деятельность ТНК оценивается как по абсолютным, так и по относительным показателям. Среди абсолютных показателей наиболее значимы размер активов, продаж, прибыли, численность работников. Крупнейшие ТНК мира по объему продаж представлены в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Крупнейшие нефинансовые ТНК по объему продаж, 2011 г.[1]
Место |
Компания |
Страна |
Отрасль |
Объем продаж (млрд долл.) |
|
1 |
General Electric |
США |
Электронное и электротехническое оборудование |
582 515 |
|
2 |
Vodafone Group Plc |
Великобритания |
Телекоммуникации |
397 268 |
|
3 |
Royal Dutch Shell Group |
Великобритания/ Нидерланды |
Нефтяная |
458 361 |
|
4 |
British Petroleum company Pic |
Великобритания |
Нефтяная |
365 700 |
|
5 |
Exxon Mobil |
США |
Нефтяная |
459 579 |
|
6 |
Toyota Motor Corp. |
Япония |
Автомобильная |
226 221 |
|
7 |
Total |
Франция |
Нефтяная |
250 489 |
|
8 |
Electricite de France |
Франция |
Энергетика, газоснабжение, коммунальные услуги |
89 463 |
|
9 |
Ford Motor |
США |
Автомобильная |
129 166 |
|
10 |
E.OR'AG |
Германия |
Энергетика, газоснабжение, коммунальные услуги |
120 742 |
|
Как видно из табл. 6.3, крупнейшие нефинансовые ТНК по объему продаж представляют энергетический сектор и две машиностроительные отрасли – производство электронного и электротехнического оборудования и автомобилестроение. Общий объем активов ТНК имел тенденцию роста за исключением 2008 г. – периода финансового кризиса. Крупнейшие ТНК по объему прибыли представлены в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Крупнейшие ТНК по объему прибыли по данным Forbes, 2011 г.[2]
Место |
Компания |
Страна |
Отрасль |
Прибыль (млрд долл.) |
1 |
Morgan Chase |
США |
Банковский сектор |
11,65 |
2 |
General Electric |
США |
Конгломерат[3] |
11,03 |
3 |
Bank of America |
США |
Банковский сектор |
6,28 |
4 |
Exxon Mobil |
США |
Нефтяная |
19,28 |
5 |
ICBC |
Китай |
Банковский сектор |
16,27 |
6 |
Banco Santander |
Испания |
Банковский сектор |
12,34 |
7 |
Wells Fa rgo |
США |
Банковский сектор |
12,28 |
8 |
HSBC Holdings |
Великобритания |
Банковский сектор |
5,83 |
9 |
Royal Dutch Shell |
Нидерланды |
Нефтяная |
12,52 |
10 |
JPMorgan Chase |
США |
Банковский сектор |
11,65 |
По объемам полученной прибыли доминируют ТНК банковского сектора и наиболее крупные представители промышленности – нефтяные гиганты, Exxon Mobil и Royal Dutch Shell, а также диверсифицированная электротехническая компания General Electric.
Количество работников, занятых в ТНК и их филиалах, является важным показателем, характеризующим масштаб эффективность деятельности ТНК. По оценкам Международной организации труда (МОТ), в ТНК занят каждый 20-й из общего количества работающих в мире. В 100 ведущих ТНК занято свыше 15 млн человек. Динамика роста численности работников в ТНК показана в табл. 6.5. 1 2 3
Таблица 6.5
Динамика численности работников в крупнейших транснациональных корпорациях (в тыс. чел.)[4]
1982 |
1990 |
2005-2007 (средний показатель) |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Численность работников |
21 524 |
25 103 |
55 001 |
64 484 |
66 688 |
68 218 |
Численность работников увеличилась в 2010 г. более чем в четыре раза по сравнению с 1982 г. Это говорит как об увеличении числа ТНК, так и об их росте.
Анализ отраслевой структуры крупнейших нефинансовых ТНК развитых стран выявил, что ТНК – лидеры по привлечению рабочей силы функционируют в розничной торговле, производстве электронного и электротехнического оборудования, автомобильной промышленности и транспорте (табл. 6.6). Первая десятка ТНК-лидеров (за исключением предприятий розничной торговли Wal-Mart Stores Inc. Tesco Pic и автомобилестроительной Toyota Motor Corp.) задействует преимущественно зарубежный персонал.
В развивающихся странах крупнейшие по привлечению персонала ТНК размещают основное количество рабочих мест как за рубежом, так и в стране своего основного базирования. География ТНК развивающихся стран четко локализирована. 100 крупнейших нефинансовых структур базируются в 16 странах. Основная масса ТНК сосредоточена в КНР (включая Гонконг и провинцию Тайвань), России, Сингапуре, ЮАР и Индии. Па долю этих стран приходится 74% ТНК из списка 100 крупнейших. Наибольшую долю имеет Гонконг – 18%, провинция Тайвань – 12%, Россия – 10%, КНР и Сингапур – по 9%[5]. Степень активного привлечения персонала, в частности зарубежного, связана в бо́льшей степени со спецификой отраслевой принадлежности ТНК, чем со страной базирования (китайских ТНК большинство в списке крупнейших), зарубежными активами или показателями транснационализации.
В абсолютных показателях определяется и научная, и инновационная активность ТНК. В начале 1990-х гг. доля средств, потраченных на НИОКР 400 крупнейшими ТНК мира, составляла около 23% мировых отчислений на НИОКР, к 2001 г. она достигла 28–30%. ТНК контролируют 90% частных патентов. Доля ТНК в мировом производстве инноваций значительно превышает их долю в финансировании НИОКР и приближается, по разным оценкам, к 40–50% от общемирового[6]. Это объясняется двумя основными причинами:
– ТНК становятся исполнителями государственного заказа на производство инновационной продукции;
Таблица 6.6
ТНК развитых стран – лидеры по привлечению рабочей силы[7]
Название компании |
Страна базирования |
Отрасль |
Персонал (человек) |
Активы (млн долл.) |
Индекс транснациональности |
||||
Зарубежный |
Общий |
Зарубежный/ общий, % |
Зарубежные |
Ранг |
Значение |
Ранг |
|||
Wal-Mart Stores Inc |
США |
Розничная торговля |
800 000 |
2 100 000 |
38,10 |
74 660 |
34 |
35,1 |
97 |
Volkswagen Group |
Германия |
Автомобильная промышленность |
277 105 |
501 956 |
55,21 |
115 081 |
16 |
61,8 |
60 |
Tesco Pic |
Великобритания |
Розничная торговля |
199 038 |
492 714 |
40,40 |
41 084 |
67 |
41,7 |
93 |
International Business Machines Corp. |
США |
Электроника и электротехническое оборудование |
308 287 |
433 362 |
71,14 |
57 819 |
49 |
62,1 |
59 |
Deutsche Post AG |
Германия |
Транспорт и хранение |
255 394 |
423 502 |
60,31 |
40 739 |
69 |
68,3 |
45 |
Carrefour SA |
Франция |
Розничная торговля |
302 557 |
412 464 |
73,35 |
39 710 |
72 |
63,2 |
56 |
Hewlett- Packard Со. |
США |
Электроника и электротехническое оборудование |
228 392 |
349 600 |
65,33 |
64 969 |
44 |
60,3 |
65 |
Siemens AG |
Германия |
Электроника и электротехническое оборудование |
244 000 |
360 000 |
67,78 |
112 356 |
17 |
77,4 |
30 |
Nestle SA |
Швейцария |
Пищевая промышленность, напитки и табак |
318 301 |
328 000 |
97,04 |
116 130 |
15 |
96,9 |
1 |
Toyota Motor Corp. |
Япония |
Автомобильная промышленность |
123 655 |
325 905 |
37,94 |
214 117 |
5 |
52,1 |
86 |
– для более эффективного осуществления НИОКР крупные ТНК все чаще образуют СА, тем самым "перекрывая" все рыночные ниши, ранее занимавшиеся национальными структурами.
Общую характеристику международной деятельности ТНК поможет дать сводная табл. 6.7.
Таблица 6.7
Характеристика международной коммерческой деятельности транснациональных корпораций[8]
Показатель |
Оценка в текущих ценах (млрд долл.) |
||||
1996 |
2000 |
2006 |
2008 |
2010 |
|
Объем продаж иностранных аффилированных компаний |
2741 |
6126 |
25 844 |
31 197 |
32 245 |
Объем производства иностранных аффилированных компаний |
2741 |
6126 |
25 844 |
31 197 |
32 245 |
Совокупные активы иностранных аффилированных компаний |
2206 |
6036 |
55 818 |
68 716 |
71 258 |
Экспорт иностранных аффилированных компаний |
688 |
1523 |
4950 |
5714 |
5936 |
Занятость в иностранных аффилированных компаниях, тыс. |
21 524 |
25 103 |
70 003 |
81 615 |
80 512 |
Общий объем производства в текущих ценах |
12 083 |
22 163 |
48 925 |
54 568 |
56478 |
Экспорт товаров и нефакторных услуг |
2395 |
4417 |
14 848 |
17 138 |
17 249 |
Данные табл. 6.7 показывают, что все показатели развития ТНК имели тенденцию ускоренного роста. Тем не менее существующая система показателей развития транснационального бизнеса не всегда позволяет объективно оценить результаты деятельности ТНК. В ее составе преобладают данные об объемах производственно-сбытовой деятельности и размере иностранных активов ТНК в рамках мирового хозяйства и отдельных стран. При этом не раскрывается отраслевая и пространственная структура этих показателей, что не позволяет получить адекватное представление об отраслевых и региональных сдвигах в процессе транснационализации и отразить возрастание роли ТНК в инновационной деятельности.
Рассмотрим относительные показатели деятельности ТНК. Методика оценки деятельности ТНК, предложенная ЮНКТАД[9], основана на том, что, опираясь на абсолютные показатели деятельности ТНК, их зарубежные активы, объемы зарубежных продаж, численность зарубежных сотрудников, количество зарубежных филиалов, общие активы, общие объемы продаж, общую численность сотрудников, общее число филиалов, количество стран присутствия, предлагается вычислить относительные индексы. С 1990 г. для характеристики вовлеченности ТНК в экономику зарубежных стран ЮНКТАД ввела понятие "индекс транснациональности компаний".
Индекс транснациональности (Transnationality Index, ΤΝΓ) показывает долю зарубежных операций компании относительно общих операций. Данная величина является невзвешенным средним трех соотношений:
где A:з – зарубежные активы – зарубежные основные и оборотные средства; А0 – общие активы – общие основные и оборотные средства; П3 – зарубежные продажи – чистая сумма продаж товаров (услуг) (валовая выручка от продажи за вычетом налога на добавленную стоимость и аналогичных налогов и сборов), произведенных зарубежными филиалами. В некоторых случаях данная величина может включать экспорт материнской компании, когда отсутствуют более специфические данные; П0 – общие продажи – чистая сумма продаж товаров (услуг) (валовая выручка от продажи за вычетом налога на добавленную стоимость и аналогичных налогов и сборов); Ш3 – зарубежный штат – общее количество сотрудников (как полностью, так и частично занятых) в зарубежных филиалах; Ш0 – общий штат – общее количество сотрудников (как полностью, так и частично занятых).
Размышляем самостоятельно
Объясните, почему высокие индексы транснациональности часто имеют ТНК, замыкающие список крупнейших компаний мира по величине зарубежных активов.
Индекс интернационализации (Internationalization Index, II) рассчитывается как отношение зарубежных аффилированных структур к общему количеству контролируемых рассматриваемой фирмой компаний[10].
где – количество зарубежных аффилированных структур; – общее количество аффилированных структур.
Индекс географического распространения (Geographical Spread Index, GSI) рассчитывается как квадратный корень из индекса интернационализации, умноженного на количество стран-реципиентов ПЗИ рассматриваемой фирмы:
где С – количество стран-реципиентов ПЗИ рассматриваемой фирмы.
Относительные показатели в большей степени задействованы для объяснения и принятия решений в области пространственного размещения активов ТНК.