Основные показатели деятельности транснациональных корпораций

Деятельность ТНК оценивается как по абсолютным, так и по относительным показателям. Среди абсолютных показателей наиболее значимы размер активов, продаж, прибыли, численность работников. Крупнейшие ТНК мира по объему продаж представлены в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Крупнейшие нефинансовые ТНК по объему продаж, 2011 г.[1]

Место

Компания

Страна

Отрасль

Объем продаж (млрд долл.)

1

General Electric

США

Электронное и электротехническое оборудование

582 515

2

Vodafone Group Plc

Великобритания

Телекоммуникации

397 268

3

Royal Dutch Shell Group

Великобритания/ Нидерланды

Нефтяная

458 361

4

British Petroleum company Pic

Великобритания

Нефтяная

365 700

5

Exxon Mobil

США

Нефтяная

459 579

6

Toyota Motor Corp.

Япония

Автомобильная

226 221

7

Total

Франция

Нефтяная

250 489

8

Electricite de France

Франция

Энергетика, газоснабжение, коммунальные услуги

89 463

9

Ford Motor

США

Автомобильная

129 166

10

E.OR'AG

Германия

Энергетика, газоснабжение, коммунальные услуги

120 742

Как видно из табл. 6.3, крупнейшие нефинансовые ТНК по объему продаж представляют энергетический сектор и две машиностроительные отрасли – производство электронного и электротехнического оборудования и автомобилестроение. Общий объем активов ТНК имел тенденцию роста за исключением 2008 г. – периода финансового кризиса. Крупнейшие ТНК по объему прибыли представлены в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Крупнейшие ТНК по объему прибыли по данным Forbes, 2011 г.[2]

Место

Компания

Страна

Отрасль

Прибыль (млрд долл.)

1

Morgan Chase

США

Банковский сектор

11,65

2

General Electric

США

Конгломерат[3]

11,03

3

Bank of America

США

Банковский сектор

6,28

4

Exxon Mobil

США

Нефтяная

19,28

5

ICBC

Китай

Банковский сектор

16,27

6

Banco Santander

Испания

Банковский сектор

12,34

7

Wells Fa rgo

США

Банковский сектор

12,28

8

HSBC Holdings

Великобритания

Банковский сектор

5,83

9

Royal Dutch Shell

Нидерланды

Нефтяная

12,52

10

JPMorgan Chase

США

Банковский сектор

11,65

По объемам полученной прибыли доминируют ТНК банковского сектора и наиболее крупные представители промышленности – нефтяные гиганты, Exxon Mobil и Royal Dutch Shell, а также диверсифицированная электротехническая компания General Electric.

Количество работников, занятых в ТНК и их филиалах, является важным показателем, характеризующим масштаб эффективность деятельности ТНК. По оценкам Международной организации труда (МОТ), в ТНК занят каждый 20-й из общего количества работающих в мире. В 100 ведущих ТНК занято свыше 15 млн человек. Динамика роста численности работников в ТНК показана в табл. 6.5. 1 2 3

Таблица 6.5

Динамика численности работников в крупнейших транснациональных корпорациях (в тыс. чел.)[4]

1982

1990

2005-2007 (средний показатель)

2008

2009

2010

Численность работников

21 524

25 103

55 001

64 484

66 688

68 218

Численность работников увеличилась в 2010 г. более чем в четыре раза по сравнению с 1982 г. Это говорит как об увеличении числа ТНК, так и об их росте.

Анализ отраслевой структуры крупнейших нефинансовых ТНК развитых стран выявил, что ТНК – лидеры по привлечению рабочей силы функционируют в розничной торговле, производстве электронного и электротехнического оборудования, автомобильной промышленности и транспорте (табл. 6.6). Первая десятка ТНК-лидеров (за исключением предприятий розничной торговли Wal-Mart Stores Inc. Tesco Pic и автомобилестроительной Toyota Motor Corp.) задействует преимущественно зарубежный персонал.

В развивающихся странах крупнейшие по привлечению персонала ТНК размещают основное количество рабочих мест как за рубежом, так и в стране своего основного базирования. География ТНК развивающихся стран четко локализирована. 100 крупнейших нефинансовых структур базируются в 16 странах. Основная масса ТНК сосредоточена в КНР (включая Гонконг и провинцию Тайвань), России, Сингапуре, ЮАР и Индии. Па долю этих стран приходится 74% ТНК из списка 100 крупнейших. Наибольшую долю имеет Гонконг – 18%, провинция Тайвань – 12%, Россия – 10%, КНР и Сингапур – по 9%[5]. Степень активного привлечения персонала, в частности зарубежного, связана в бо́льшей степени со спецификой отраслевой принадлежности ТНК, чем со страной базирования (китайских ТНК большинство в списке крупнейших), зарубежными активами или показателями транснационализации.

В абсолютных показателях определяется и научная, и инновационная активность ТНК. В начале 1990-х гг. доля средств, потраченных на НИОКР 400 крупнейшими ТНК мира, составляла около 23% мировых отчислений на НИОКР, к 2001 г. она достигла 28–30%. ТНК контролируют 90% частных патентов. Доля ТНК в мировом производстве инноваций значительно превышает их долю в финансировании НИОКР и приближается, по разным оценкам, к 40–50% от общемирового[6]. Это объясняется двумя основными причинами:

– ТНК становятся исполнителями государственного заказа на производство инновационной продукции;

Таблица 6.6

ТНК развитых стран – лидеры по привлечению рабочей силы[7]

Название компании

Страна базирования

Отрасль

Персонал (человек)

Активы (млн долл.)

Индекс транснациональности

Зарубежный

Общий

Зарубежный/ общий, %

Зарубежные

Ранг

Значение

Ранг

Wal-Mart Stores Inc

США

Розничная торговля

800 000

2 100 000

38,10

74 660

34

35,1

97

Volkswagen Group

Германия

Автомобильная промышленность

277 105

501 956

55,21

115 081

16

61,8

60

Tesco Pic

Великобритания

Розничная торговля

199 038

492 714

40,40

41 084

67

41,7

93

International Business Machines Corp.

США

Электроника и электротехническое оборудование

308 287

433 362

71,14

57 819

49

62,1

59

Deutsche Post AG

Германия

Транспорт и хранение

255 394

423 502

60,31

40 739

69

68,3

45

Carrefour SA

Франция

Розничная торговля

302 557

412 464

73,35

39 710

72

63,2

56

Hewlett- Packard Со.

США

Электроника и электротехническое оборудование

228 392

349 600

65,33

64 969

44

60,3

65

Siemens AG

Германия

Электроника и электротехническое оборудование

244 000

360 000

67,78

112 356

17

77,4

30

Nestle SA

Швейцария

Пищевая промышленность, напитки и табак

318 301

328 000

97,04

116 130

15

96,9

1

Toyota Motor Corp.

Япония

Автомобильная промышленность

123 655

325 905

37,94

214 117

5

52,1

86

– для более эффективного осуществления НИОКР крупные ТНК все чаще образуют СА, тем самым "перекрывая" все рыночные ниши, ранее занимавшиеся национальными структурами.

Общую характеристику международной деятельности ТНК поможет дать сводная табл. 6.7.

Таблица 6.7

Характеристика международной коммерческой деятельности транснациональных корпораций[8]

Показатель

Оценка в текущих ценах (млрд долл.)

1996

2000

2006

2008

2010

Объем продаж иностранных аффилированных компаний

2741

6126

25 844

31 197

32 245

Объем производства иностранных аффилированных компаний

2741

6126

25 844

31 197

32 245

Совокупные активы иностранных аффилированных компаний

2206

6036

55 818

68 716

71 258

Экспорт иностранных аффилированных компаний

688

1523

4950

5714

5936

Занятость в иностранных аффилированных компаниях, тыс.

21 524

25 103

70 003

81 615

80 512

Общий объем производства в текущих ценах

12 083

22 163

48 925

54 568

56478

Экспорт товаров и нефакторных услуг

2395

4417

14 848

17 138

17 249

Данные табл. 6.7 показывают, что все показатели развития ТНК имели тенденцию ускоренного роста. Тем не менее существующая система показателей развития транснационального бизнеса не всегда позволяет объективно оценить результаты деятельности ТНК. В ее составе преобладают данные об объемах производственно-сбытовой деятельности и размере иностранных активов ТНК в рамках мирового хозяйства и отдельных стран. При этом не раскрывается отраслевая и пространственная структура этих показателей, что не позволяет получить адекватное представление об отраслевых и региональных сдвигах в процессе транснационализации и отразить возрастание роли ТНК в инновационной деятельности.

Рассмотрим относительные показатели деятельности ТНК. Методика оценки деятельности ТНК, предложенная ЮНКТАД[9], основана на том, что, опираясь на абсолютные показатели деятельности ТНК, их зарубежные активы, объемы зарубежных продаж, численность зарубежных сотрудников, количество зарубежных филиалов, общие активы, общие объемы продаж, общую численность сотрудников, общее число филиалов, количество стран присутствия, предлагается вычислить относительные индексы. С 1990 г. для характеристики вовлеченности ТНК в экономику зарубежных стран ЮНКТАД ввела понятие "индекс транснациональности компаний".

Индекс транснациональности (Transnationality Index, ΤΝΓ) показывает долю зарубежных операций компании относительно общих операций. Данная величина является невзвешенным средним трех соотношений:

где A:з – зарубежные активы – зарубежные основные и оборотные средства; А0 – общие активы – общие основные и оборотные средства; П3 – зарубежные продажи – чистая сумма продаж товаров (услуг) (валовая выручка от продажи за вычетом налога на добавленную стоимость и аналогичных налогов и сборов), произведенных зарубежными филиалами. В некоторых случаях данная величина может включать экспорт материнской компании, когда отсутствуют более специфические данные; П0 – общие продажи – чистая сумма продаж товаров (услуг) (валовая выручка от продажи за вычетом налога на добавленную стоимость и аналогичных налогов и сборов); Ш3 – зарубежный штат – общее количество сотрудников (как полностью, так и частично занятых) в зарубежных филиалах; Ш0 – общий штат – общее количество сотрудников (как полностью, так и частично занятых).

Размышляем самостоятельно

Объясните, почему высокие индексы транснациональности часто имеют ТНК, замыкающие список крупнейших компаний мира по величине зарубежных активов.

Индекс интернационализации (Internationalization Index, II) рассчитывается как отношение зарубежных аффилированных структур к общему количеству контролируемых рассматриваемой фирмой компаний[10].

где – количество зарубежных аффилированных структур; – общее количество аффилированных структур.

Индекс географического распространения (Geographical Spread Index, GSI) рассчитывается как квадратный корень из индекса интернационализации, умноженного на количество стран-реципиентов ПЗИ рассматриваемой фирмы:

где С – количество стран-реципиентов ПЗИ рассматриваемой фирмы.

Относительные показатели в большей степени задействованы для объяснения и принятия решений в области пространственного размещения активов ТНК.