Лекция 11. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ КОНСТИТУИРОВАНИЯ ПОМОЩИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные понятия
Дивергенция (от лат. divergo – отклоняюсь) |
Расхождение признаков и путей развития первоначально сходных социальных общностей |
|
Конвергенция (от лат. convergo – сближаю) |
Противоположность дивергенции. Процесс сближения, схождения, компромисса, стабилизации, взаимоуподобления |
|
Принцип субсидиарности (от лат. subsidiarius – вспомогательный) |
Принцип распределения социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы |
|
Психогигиена |
Прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей |
|
Социальная ответственность |
Сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей |
|
Социальная помощь |
Защита, забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования |
|
Социальное обслуживание |
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи |
|
Социальный контроль |
Система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми нормами |
|
Стандартизация |
Деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: – безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; – технической и информационной совместимости |
Помощь как основная категория теории социальной работы
Помощь как универсальное понятие
Помощь как основная категория социальной работы в настоящее время нуждается в легитимации. Понятие помощи можно рассматривать как универсально применимое: для обозначения полей социальной работы (помощь пожилым людям, помощь молодежи, помощь семье и т.д.), для описания собственного самопонимания ("помощь в самопомощи"), для выражения самокритики ("синдром помощника"). Однако подобный подход формирует проблемное пространство вокруг помощи как собирательного понятия профессиональной деятельности, значимость которого рассматривается исключительно с точки зрения профессионально-исторических аспектов.
В настоящее время предметные дискурсы ведутся вокруг представлений о социальном обслуживании или социальном контроле, о полномочиях в значении "помощи в самопомощи". Поскольку понятие "получатель услуг" обозначает нечто иное, чем понятие "нуждающийся в помощи", а последнее, в свою очередь, отличается от понятия "адресат социальной помощи", то и понятие помощи как основной категории предметной целостности остается достаточно
Рис. 11.1. Предметные дискурсы помощи
размытым. В связи с этим многими учеными отрицается возможность употребления современного понятия помощи как универсальной основной категории социальной работы. Они выдвигают тезис о том, что данное понятие незаменимо в определенных ситуациях, только необходимо четко обозначить, в каком контексте его следует употреблять (рис. 11.1).
Распространенное понимание социальной работы как помощи исконно восходит ко всеобщему пониманию человеческого в том смысле, когда говорят о "сострадательных самаритянах" как прообразе социальных работников, о социальных работниках как "профессиональных альтруистах" или о помощи как основе, предпонятии деятельности человека. Кроме того, социальная работа как помощь понимается многими учеными исходя из антропологических подходов: человеку более, чем любому другому живому существу, свойственно реализовать свое существование на основе помощи, через предоставление помощи другим. Таким образом, социальная работа, с одной стороны, приближается по значению к обыденной деятельности (она выражается в заботе о том, что касается каждого), а с другой – становится безусловным моральным долженствованием. Подобный подход ведет к подмене понятий, когда социальная работа декларирует себя в качестве элемента, замещающего отсутствующее благо в человеколюбивом обществе.
Помощь как "остаточное" понятие
Существует и иной подход, в рамках которого помощь рассматривается как "остаточное" понятие. В современных условиях, когда роли консультанта и помощника выходят за пределы интимно-личностных отношений, а милосердие становится требованием, абстрактный призыв к моральной готовности помочь уже не соответствует действительному положению вещей.
Немецкий ученый Никлас Луман обозначает социальную работу как помощь, но, по сути, говорит об услугах, предоставляемых социальным государством. Социальная работа больше не "помогает", а ведет социальные программы, направленные на тех, кто имеет право на поддержку в рамках данных программ. Индивидуальная потребность в помощи больше не является необходимой. Помогающая активность уже не связана с нуждаемостью, она основана на сопоставлении действительной ситуации и требований программы и в этой форме достигает надежности и стабильности. С подобной точки зрения помощь как предметная категория становится излишней.
Социальная работа: между понятиями "помощь" и "обслуживание"
Проанализировав два предыдущих подхода к понятию помощи, необходимо отметить следующее. Недостаточно представить социальную работу как корректный пересмотр и профессионально-правовое обоснование потребностей в услугах. Социальную работу нельзя сравнивать с другими профессиями, предоставляющими услуги (например, парикмахер, служащий отеля и т.д.). Ей присуща позиция, морально более ангажированная, связанная не только с попечительской или солидарной помощью, но и с ориентацией на полномочность, соучастие, право клиента на формирование своего собственного повседневного образа жизни.
Социальная работа должна и может установить, каким образом и в каких пределах можно говорить о собственно помощи, но для нее совершенно невозможно вообще отказаться от этого понятия. Нуждаемость в помощи не может быть ни навязана силой, ни устранена из законодательного определения (раздефинирована). Опасность навязать нуждаемость в помощи в настоящее время очень ограничена, чего не скажешь об опасности раздефинирования. Однако задачи, связанные с социальным контролем, не могут быть раздефинированы, в особенности там, где речь идет о защите социально ослабленных групп населения, о распределении ограниченных ресурсов. Практическое восприятие социальной работы не должно определяться только как помощь или исключительно как обслуживание.