Основные подходы к классификации характера в западной психологии
В современной западной психологии используют различные основания для выделения характерологических особенностей личности.
Одной из наиболее популярных является психологическая модель личности (1923 г.) и ее характерологических особенностей швейцарского психолога К. Юнга (1875- 1961). Он ввел понятия "экстраверсия" и "интроверсия" для обозначения преимущественной направленности личности (функции "выхода").
Экстраверсия - преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия - направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, интересы, переживания и т.п. А есть люди, у которых экстра- и интравертированность выра-
Рис. 9.1. Классификация характеров
жены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).
Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная и социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость поведения, открытость, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил, конформность, повышенная внушаемость. Они испытывают дискомфорт при одиночестве, любят бывать на виду, в компании, нуждаются в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий, поступков.
Экстраверсия, по мнению К. Юнга, характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации: такая натура быстро образует связи и привязанности, отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью.
Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, социальной пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде, они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на обстоятельства и помощь других людей, проявляют большую самостоятельность в мыслях, суждениях, действиях и поступках.
По мнению К. Юнга, интроверт в норме - это колеблющаяся, рефлективная, застенчивая, стремящаяся к уединению натура, которая сохраняет себя для самой себя, склонная удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции.
К. Юнг предложил типологию характеров, основанную не только на экстра-, интроверсии, но и с учетом своеобразия проявления других психических функций человека: ощущение, интуиция, мышление и чувство. Каждая из этих функций (или типа ориентации и принятия решения) может действовать либо экстравертным, либо интровертным способом. И поэтому К. Юнг выделил восемь типологических групп людей, своеобразие которых он обстоятельно описал в работе "Психологические типы".
Рассмотрим с некоторыми упрощениями подход К. Юнга к выделению оснований для типологизации личностей и выделения ее характерологических особенностей.
К. Юнг исходил из того, что люди по-разному воспринимают мир, объективную реальность, что связано с особенностями развития и выраженности таких функций, как ощущение и интуиция (назовем их внешними функциями, функциями "входа"). Есть люди, которые в восприятии событий, фактов действительности опираются преимущественно на информацию, поступающую через первую сигнальную систему, органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др.), а функция интуиции у них развита слабо и выполняет подчинительную, вспомогательную роль - сенсорный тип личности (С). Есть люди с высокоразвитым воображением и преобладающей, играющей ведущую роль в восприятии мира интуицией - интуитивный тип личности (Ин).
Далее К. Юнг считал, что люди по-разному осуществляют и переработку, осмысление, понимание получаемой (и даже одинаковой) информации и на основе этого приходят к разным выводам и принимают разные решения, что обусловлено своеобразием развития таких функций, как мышление и чувства (внутренние функции, функции "центра"). У одних - преобладают логика, аргументация, здравый смысл, учет конкретных фактов и обстоятельств, рационализм, прагматизм, что свойственно левополушарному психотипу, - логический тип личности (Л). Другие при анализе жизненных обстоятельств ориентируются не только на здравый смысл и объективный ход событий, но и на субъективное отношение к ним, на нормы, правила, этические эталоны, нравственные последствия и т.п., что свойственно правополушарному психотипу, - этический тип личности (Эт).
Таким образом выделяются следующие психотипы: сенсорно-логический (СЛ), сенсорно-этический (СЭт), интуитивно-логический (ИнЛ), инструктивно-этический (ИнЭт). При этом каждый из этих типов личности, реализуя принятые решения, может вступать в контакт и взаимодействовать со средой на основе экстравертивной или интровертивной установки (внешние функции, функции "выхода"): экстравертивный (Э) или интровертивный (И) типы личности. Как видим, выделяется восемь типов личности: сенсорно-логический экстраверт, сенсорно-логический интроверт, сенсорно-этический экстраверт, сенсорно-этический интроверт, интуитивно-логический экстраверт, интуитивно-логический интроверт, интуитивно-этический экстраверт, интуитивно-этический интроверт.
На основе этого подхода К. Юнга в современной относительно молодой отрасли знаний соционике выделяют 16 типов личностей. Сторонники этого направления считают, что есть люди, у которых особо, более развиты внешние функции "входа", а внутренние функции выполняют как бы вспомогательную роль (см. подход К. Юнга).
Вместе с тем есть люди, у которых доминантно развиты внутренние функции по сравнению с внешними, функциями "входа". Эти люди способны на основе ограниченной информации, воспринимаемой преимущественно на основе сенсорных каналов или интуиции, делать достаточно глубокие обобщения и обоснованные выводы. Таким образом, выделяется еще четыре типа характеров: логически-сенсорный, логически-интуитивный, этико-сенсорный, этико-интуитивный.
Каждый из них может иметь экстра- или интровертивную установку. Получается еще восемь психотипов: логико-сенсорный экстраверт, логико-сенсорный интроверт, этико-сенсорный экстраверт, этико-сенсорный интроверт, логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-интуитивный экстраверт, этико-интуитивный интроверт.
Как видим, в соционике выделяют 16 психотипов личности. Группа, состоящая из этих 16 психотипов была названа социон, а отрасль знаний, изучающая психологические особенности каждого из психотипов, особенности взаимоотношений между ними и т.п., получила название "Соционика" (Аушра Аугустинавичуте).
Для более упрощенного обозначения каждый из этих психотипов в соционике назван именами известных людей, наиболее полно соответствующих по своим психологическим особенностям определенному типу (Македонский, Горький, Дон Кихот, Шерлок Холмс, Ватсон, Дюма и т.д.).
Отношения между этими психотипами разные: от дуальных (взаимодополняющие типы), активации, зеркальных и т.п. вплоть до конфронтационных.
Дуальных пар восемь. Две вполне определенные дуальные пары, соединенные вместе, составляют квадру (их четыре), каждая из которых имеет вполне определенные возможности. Все 16 психотипов, соединенных для совместной деятельности, составляют социон. Такая группа способна решать самые разнообразные задачи1. В западной психологии существует подобная типология личности - типология Кейрси (Бриге и Майерс).
Практика показала, что описание личности с помощью обобщенной характеристики по шкале экстраверсия-интроверсия является недостаточным.
В 1960-х гг. в США психолог Дж. Роттер предлагает понятие "Локус Контроля" и разрабатывает методику его оценки. Под Локусом Контроля (Л К) понимается качество личности, характеризующее се склонность видеть и приписывать ответственность за результаты своих действий и поведения внешним силам, обстоятельствам (внешний ЛК, экстернальный тип личности) либо собственным способностям, усилиям (внутренний ЛК, интернальный тип личности). Другими словами, склонность человека видеть источник регуляции своей жизни и деятельности либо во внешней среде, либо в самом себе.
Выявлено, что люди, обладающие внутренним ЛК, более уверены в себе, осмотрительны, обстоятельны в действиях и поступках, более последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, уравновешены, общительны, склонны к самоанализу, адекватной самооценке, более самостоятельны и независимы.
Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы, они менее склонны подчиняться мнению других, болезненно реагируют на утрату личной свободы, в большей степени, чем экстерналы сопротивляются, когда понимают, что ими манипулируют. Они лучше работают в одиночестве. У них более активная позиция по отношению к своему здоровью, они больше информированы о его состоянии и проявляют о нем заботу.
Для людей с высоким внешним ЛК характерны неуверенность в себе, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность, агрессивность, конфликтность, отсутствие системности и настойчивости в достижении поставленных целей, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенное время.
Позже в отечественной психологии для обозначения локуса субъективного контроля стали использоваться и другие понятия. Интрапуиитивный тип личности - для людей с внутренним типом ЛК, а люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивпый тип - те, кто связывают результаты своих действий, поступков с поведением и деятельностью других людей; импунитивный тип - считают, что определяющую роль в результатах их действий играют внешние объективные условия, обстоятельства, случай, стечение обстоятельств.
В дальнейшем на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева была разработана методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК), основанная на многомерной характеристике личности, компоненты которой связаны с разными типами социальных ситуаций. Было выделено семь шкал УСК:
1) общей интернальности;
2) интернальности в области достижений;
3) интернальности в области неудач;
4) интернальности в области производственных отношений;
5) интернальности в семейных отношениях;
6) интернальности в области межличностных отношений;
7) интернальности в области здоровья и болезни.
Представляет интерес типология характеров, предложенная немецко-американским психологом, психиатром, социологом Э. Фроммом.
Э. Фромм (1900-1980) предложил следующие основные типы индивидуальных характеров.
Мазохист-садист. Это тип личности, который видит причины своих успехов и неудач, социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь изменить, улучшить либо устранить эти причины, люди такого типа проявляют две основные тенденции.
Одни видят причины социальных фактов, своих успехов или неудач в окружающих людях (экстрапунитивная ориентация) и поэтому направляют свою агрессию на других. Своей настойчивостью, требовательностью, притязанием, придирками они могут довести других до изнеможения, физического и психического истощения. Особенно опасен такой тип, когда он получает власть над другими людьми: исходя из благих пожеланий, намерений садист терроризирует других людей, проявляет нравственную глухоту, демонстрирует крайнюю форму аморальности, ригоризма. Обычно такие люди много занимаются самообразованием, своим физическим воспитанием, волевой подготовкой, стремятся возвыситься над другими.
Другие, которым свойственны интрапунитивные ориентации, проявляют мазохистские тенденции. Им присуще чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности (Э. Фромм). У них проявляется стремление принижать себя, возводить на себя немыслимые обвинения даже там, где они не виновны. Их характеризует жертвенность в мыслях, действиях, поступках.
Э. Фромм обнаружил, что у этого типа наряду с мазохистскими тенденциями обычно проявляются и садистские склонности как реакции компенсации. Они стремятся приобрести власть над другими, причинить им боль и страдание: проявляют авторитаризм по отношению к другим людям. Многие известные в истории деспоты относились к такому типу (Гитлер, Калигула).
Разрушитель. Это тип человека, который видит причины своих успехов и неудач не в людях, а в обстоятельствах, предметах, средствах и т.п. (импунитивная ориентация личности). И поэтому такие люди стремятся изменить (например, преобразовать природу), устранить, разрушить обстоятельства, объекты (общественный строй, например). У этих людей притуплено, приглушено созидательное начало (например, Ельцин, Горбачев).
По мнению Э. Фромма, разрушительность выступает средством избавления от невыносимого чувства бессилия, повышенной тревожности. Разрушительность проявляется у людей, которые испытывают ограничение возможностей в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных способностей, физического потенциала, это люди с завышенной самооценкой и чрезмерными притязаниями. При социальных катаклизмах такие люди выступают в качестве основной, ведущей разрушительной силы.
Конформист-автомат. Это тип личности с ярко выраженной, доминирующей конформной ориентацией, человек, не имеющий собственной позиции, мнения. Такие люди беспрекословно подчиняются любым требованиям, обстоятельствам, нормам и правилам, легко их усваивая. Для них правда там, где сила и большинство. Это "хороший" человеческий материал для разного рода политических авантюристов и провокаторов, поскольку конформист быстро меняет свои убеждения (часто не имея их вообще), не особенно задумывается над моральной стороной своих поступков, оправдывает свои действия приказом, распоряжением свыше, поведением других. У этих людей с особой силой проявляется стадность, леность, инертность мышления и даже бездумность поведения в массе.
Наряду с представленным подходом Э. Фромм вводит понятие "социальный характер". Социальный характер определяется способом существования данного общества и включает в себя выборку черт характера большинства членов группы, которые сформированы в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Э. Фромм разделил людей на два типа: личности с плодотворной и неплодотворной ориентациями. К числу неплодотворных типов социальных характеров он относит личности с рецептивной, эксплуататорской, стяжательской и рыночной ориентациями.
Личность с рецептивной ориентацией считает, что "источник всех благ" находится вовне и единственный способ получить желаемое - это получить его из внешнего источника, от других людей. Поэтому их устремления направлены на то, чтобы найти людей, которые дали бы им желаемое. И даже проблема любви для них состоит в том, чтобы быть любимым, а не давать любовь другим. Обычно такие люди дружелюбны, сердечны, оптимистичны, умеют устанавливать дружеские отношения с желаемыми другими и пользоваться этим.
Люди с эксплуататорской установкой, так же как и предыдущий тип, видят "источник всех благ" вне себя. Они считают, что сами ничего создавать не должны (хотя и могли бы). Свою задачу видят в том, чтобы добыть нужное для себя силой, хитростью, захватом и изъятием у других. А потому они стремятся использовать любого, из кого могут что-то выжать в своих интересах. Каждого человека они рассматривают с точки зрения его полезности для себя. В области любви и чувств такие люди испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять у другого. Привлекательными для них становятся те, кто испытывает привязанность к кому-то другому. Они чувствуют удовлетворение, когда всякими ухищрениями уводят привязанного к другому человека. Им нравится разрушать сложившиеся у других семейные и иные любовные отношения. В отношении к другим людям они испытывают цинизм, скрытую или открытую подозрительность, враждебность, ревность, зависть, недоброжелательность.
Люди со стяжательской ориентацией мало верят в то, что они могут получить необходимое из внешнего мира и свою безопасность основывают па стяжательстве и экономии, а траты воспринимают как угрозы. Они считают, что нужно как можно больше приносить в свой дом и поменьше из него отдавать. Такие люди обычно многое знают, но они неспособны к продуктивному мышлению. Их характерными чертами являются педантичная аккуратность, организованность, упорядоченность в вещах, маниакальная чистоплотность, пунктуальность, упрямство, терпеливость, жадность, накопительство, скрытность, они не склонны к дружбе. В области любви они не способны к глубокому переживанию этого чувства и привязанности к другому, а склонны лишь к обладанию другим человеком как вещью, как объектом удовлетворения потребности.
Люди с рыночной ориентацией мыслят и действуют в соответствии со спецификой рыночных отношений: воспринимают себя как профессиональный товар определенной ценности. Они считают, что профессионализма для достижения жизненных целей недостаточно. Нужно еще быть способным вступить в состязательные отношения с другими, конкурентами. И успех зависит не только от профессиональной подготовленности, но и от того, как ты умеешь продать свою подготовленность и себя как личность на рынке труда. Человек с рыночной ориентацией выступает на рынке труда и как товар, и как продавец одновременно. Он начинает понимать, что его успешность во многом определяется факторами от него мало зависимыми: успехом в рыночной конкуренции с ее постоянно меняющимися условиями. При этом все большую роль приобретают личностные особенности работника, в какой степени он как личность соответствует запросам работодателя. Все это формирует у таких людей практичность, деловитость, общительность, расчетливость, экономность, упорство и другие позитивные качества. Но под влиянием срывов и неудач у этих людей формируется жадность, подозрительность, неуверенность, неполноценность, беспомощность, податливость обстоятельствам, скрытность и другие негативные характеристики психики.
Свою модель типов личности и ее характерологических особенностей предложил американский психиатр и психолог Э. Берн. Он выделил в Я-сознании человека три Я-сознания: Я-детское, Я-родительское и Я-взрослое.
Я-детское (Я-ребенок) в личности - это система потребностей человека, которые как бы подталкивают человека к проявлению активности по их удовлетворению. Суть Я-детского в личности можно выразить словами; я хочу, мне нужно. Если в Я-сознании личности эта субличность является доминантной и играет ведущую роль, подавляя Я-родительскую и Я-взрослую субличности, подчиняя их возможности своим интересам, то такой человек становится рабом своих потребностей, желаний, как правило, гедонистического характера и для удовлетворения своих потребностей использует возможности Я-родительского и Я-взрослого. Как правило, таким людям присущ "животный строй" психики. Основу их поступков, поведения составляют эмоциональные состояния. Люди с такой доминантой сориентированы на гедонизм и нередко становятся социально деструктивными, склонными к алкоголизму, наркомании, нечестным способам добывания денег, других средств существования.
Я-родительское в личности представляет собой систему социально обусловленных и воспринятых, часто внутренне принятых норм, правил, ценностей, отношений и т.п. Все это в совокупности и становится определяющим регулятором поведения и деятельности человека, своеобразным цензором в проявлениях его Я-детского. Такой человек действует с позиций правил, норм, принятых им ценностей. Суть Я-родительского в личности можно кратко выразить словами: я должен, обязан, так надо.
Человек с доминантой такой субличности превращается в своеобразного "социального робота", строго следующего предписаниям, идущим извне, от социальной среды его жизнедеятельности и подавляющим, держащим в узде свое (нередко и других людей) Я-детское в личности. У человека с такой доминантой обычно проявляется "зомбированный строй" психики.
Такой человек часто является внутренне напряженной личностью из-за невозможности реализовывать значимые для него потребности, либо чрезмерной регуляции частичного и ситуативного удовлетворения таких потребностей.
Личность с такой доминантой не только является внутренне напряженной и потому конфликтной, но и создает поле психического напряжения вокруг себя. Такие люди могут проявлять повышенную требовательность, и даже жестокость по отношению к другим, особенно - близким к себе людям. На определенном этапе социального развития такая личность может испытывать удовлетворение от своих деяний. И в этом смысле такая личность может быть отнесена к садомазохистскому типу.
Я-взрослое в личности - это совокупность ее представлений о реальной действительности, о законах ее развития. Это то в личности, что можно было бы назвать ее рациональностью, способностью более адекватно воспринимать, анализировать, понимать, оценивать реальность. А потому и действовать, сообразуясь с обстановкой - целесообразно. Такая субличность имеет возможности оказывать конструктивное влияние на проявления других субличностей, снижая возникающую между ними напряженность, внутри личностную конфликтность (особенно при доминировании Я-взрослого над детским). Личность с такой доминантой обычно действует на основе ума, логики, анализа, строгого расчета.
При доминировании такой субличности человек склонен к чрезмерной рационализации своих планов, действий, к прагматизму. Люди с такой психической доминантой достаточно целеустремленны в своих действиях, способны достигать поставленных целей (порой с использованием и неправедных средств и способов), испытывая при этом удовлетворение и даже наслаждение от своих возможностей, видя при этом свои преимущества над другими. Человек такого рода часто имеет так называемый "демонический строй" психики.
Выделяют и четвертый тип личности: при относительно одинаковом уровне развития всех трех Я-сознаний личности. Это - гармонизированный тип личности, достаточно адаптивный и неконфликтный.
Существуют и психофизиологически обусловленные особенности личности, характера.
Одной из таких основ характера выступает темперамент, как физиологически обусловленная подструктура личности (К. К. Платонов), пол человека.
В психологии используются и другие биологически обусловленные объяснения характерологических особенностей людей.
Так, например, немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер связывал своеобразие характера с особенностями строения тела человека. Э. Кречмер выделил и описал четыре основных типа строения тела, конституции человека, каждому из которых присущ соответствующий тип личности со своими характерологическими особенностями: атлетический, астенический, пикнический и диспластичный.
Атлетический тип характеризуется достаточно развитым скелетом и хорошей мускулатурой, широкими плечами, мощной грудной клеткой. Рост - от среднего до высокого.
Астенический тип отличается недостаточной толщиной при среднем и высоком росте тела. И этот недостаток толщины присутствует во всех частях тела и во всех тканях. Обычно это худой человек хрупкого, тонкого телосложения, с узкими плечами, плоской грудной клеткой, впалым животом, тонкими и длинными руками, слаборазвитой мускулатурой и небольшими жировыми накоплениями. Женщины этого типа обычно еще и малорослы.
Пикнический тип телосложения характеризуется выраженным развитием внутренних полостей тела (голова, грудь, живот), склонностью к ожирению при относительно слабом развитии мышц и опорно-двигательного аппарата, округлой фигурой, короткой массивной шеей, толстым брюшком, выходящим из-под грудного свода и расширяющимся к нижней части тела. Обычно это люди среднего роста.
Диспластичный тип: к нему относятся люди с явно выраженными девиантными аспектами строения тела.
Есть и промежуточные, смешанные типы телосложения: атлетический с проявлениями астенических или пикнических черт, астенический или пикнический смешанный.
Э. Кречмер обнаружил связь психических заболеваний личности с типом телосложения человека. Так, например, маниакально-депрессивным психозом чаще болеют люди с явно выраженным пикническим телосложением. К шизофреническим заболеваниям более склонны атлетики и особенно астеники. Тех, кто по своим проявлениям напоминает больных с маниакально-депрессивным психозом, Э. Кречмер назвал циклотимиками, а тех, кто напоминает шизофреников, - шизотимиками. Соответственно выделены психотипы личности: циклотимный и шизотимный. Смешанный, гармоничный психотип получил название вискозного.
Циклотимики обладают веселостью, разговорчивостью, задушевностью, беспечностью, энергичностью, склонностью к юмору, настойчивостью, общительностью, тенденцией к изменчивости настроения, готовностью прийти на помощь другим, заботливостью. Они особо нуждаются в понимании со стороны окружающих.
Шизотимный тип характеризуется такими чертами характера, как деликатность, аристократичность и тонкость чувств, властность, холодность, дистантность во взаимоотношениях с людьми, сухость, педантизм, слабая выраженность эмоций.