Зороастризм от Средневековья до наших дней
К 642 г. Сасанидский Иран, завоеванный арабами-мусульманами, был включен в состав арабской теократической империи – халифата.
Покоренное арабами население либо принимало веру победителей и в этом случае освобождалось от традиционной подушной подати, либо сохраняло старую веру и продолжало выплачивать все прежние налоги. Все иудеи, христиане (ахль-аль китаб – люди писания) и в течение первых веков существования халифата зороастрийцы были включены в категорию зиммиев (ахль-аль займа – люди, находящиеся под покровительством). Число зоро- астрийцев в Иране оставалось довольно значительным в течение долгого времени после арабского завоевания. Арабские историки и географы IX–X вв. Якуби, Масуди, Истахри, Ибн Хаукал сообщали, что во времена первых халифов из династии Омейядов, правившей с 661 по 750 г., население Кермана открыто исповедовало зороастризм. Центрами зороастризма продолжали оставаться в основном города прикаспийских областей – Гиляна, Мазандерана, Горгана, а также Истахр, сельское население которого было полностью зороастрийским. В Фарсе сохранялись древние храмы и алтари огня. Зороастрийцы еще не носили отличной от мусульман одежды. В удаленных от центра халифата провинциях Ирана исламизация населения происходила медленнее, и зороастризм сохранялся дольше.
При Аббасидах (династии, правившей с 750 г.) в халифате усилилось влияние иранской культуры, и некоторое время отношение к зороастризму было довольно терпимым. Соборные мечети в городах строились напротив храмов огня.
До середины IX в. в Иране не наблюдалось массового принудительного обращения зороастрийцев в ислам. Позднее начались притеснения. В IX–X вв. были уничтожены многие храмы и алтари огня, зороастрийские святыни. Зороастрийцев стали называть гебрами (искаженное кафир – неверный по-арабски). Между ними и их соотечественниками-мусульманами участились конфликты. Приверженцы древней иранской религии чувствовали себя изгоями в собственной стране. Это побуждало многих из них переселяться на чужбину. Хотя единовременного массового исхода зороастрийцев из Ирана и не было, число их неуклонно сокращалось за счет перехода в ислам.
Часть зороастрийцев переселилась в Индию, где их стали называть парсами, поскольку первые их поколения говорили на персидском языке. Из священных книг они взяли с собой только самые простые авестийские тексты для молитв. Обосновались они в Гуджарате. Долгое время их община жила там обособленно, браки за ее пределами запрещались, и она росла очень медленно. Парсы расселялись в городах, в том числе портовых. Через 200– 300 лет они говорили уже только на гуджаратском языке и носили местную одежду. В конце XVI–XVII вв. они сосредоточились в основном в портовых городах Бомбее и Сурате. На протяжении веков парсы поддерживали контакты с единоверцами в Иране, положение которых стало еще более трудным при сельджукских султанах (XI–XII вв.) и особенно во время нашествия монголов на Иран в XIII в., когда немногие сохранившиеся к тому времени храмы огня были разрушены, а священные книги уничтожены.
Притеснения иранских зороастрийцев продолжались при Тимуре и его преемниках и в эпоху Сефевидов. Шах Аббас I (правил в 1587–1629 гг.) насильственно переселил три тысячи богатых семей зороастрийцев из Йезда в столицу Исфаган. Предпоследний сефевидекий шах Солтан-Хосейн издал указ о насильственном обращении зороастрийцев в ислам. Тех, кто отказывался переменить веру, пытали и казнили.
С конца XVIII в. зороастрийцам было запрещено заниматься многими видами ремесел, связанных с изготовлением тканей, одежды и т.п. Многовековые гонения низвели последователей древнего пророка Заратуштры до положения малочисленного и дискриминируемого религиозного меньшинства. К началу XX в. их община в Иране не превышала нескольких тысяч человек.
Заметные изменения в отношении к зороастризму произошли в эпоху правления в Иране двух шахов последней династии Пехлеви (1925–1979). Ее основатель Реза-шах Пехлеви утвердил новую государственную идеологию Ирана, которая должна была "восстановить" древнеиранскую культурно-историческую традицию, заглушенную 13 веками господства в стране ислама. В этой доктрине, именуемой некоторыми исследователями пехлевизмом, основным источником самосознания иранцев провозглашалось величие древнего, доисламского Ирана и его культуры. Подданные династии Пехлеви должны были считать себя прежде всего представителями народа, создавшего в древности великие империи, и только во вторую очередь мусульманами-шиитами.
Эта установка посягала на интересы шиитских богословов, со времени Сефевидов обладавших исключительным влиянием на духовную жизнь иранцев и на всю общественную жизнь в стране.
Поэтому многие из авторитетных шиитских идеологов, включая будущего вождя исламской революции в Иране Хомейни, активно выступили против реформ Реза-шаха и его сына.
Идеология и практика пехлевизма сыграла немалую роль в оживлении интереса к доисламской культуре и традициям иранцев. Государство покровительствовало научным исследованиям в этих областях. В связи с этим иначе стали смотреть и на зороастризм. В 1934 г. на литературном факультете Тегеранского университета было введено преподавание Авесты. Изучались зороастрийская философия и этика. Издавались и комментировались тексты на авестийском, древнеперсидском и среднеперсидском языках. Началась реформа современного литературного персидского языка, многие арабские слова заменялись персидскими, в том числе неологизмами. Многие из этих слов прижились в лексике языка фарси. Произошли изменения и в общепринятой иерархии великих персидских поэтов Средневековья. Если прежде самыми популярными классиками были Саади и Хафез, поэты, причисляемые к суфийскому кругу, то начиная с 1920-х гг. предметом особого почитания стала великая поэма Фирдоуси "Шахнаме", некогда вызывавшая настороженное отношение ревнителей мусульманского благочестия главным образом потому, что в ней прославляются легендарные цари и герои древнего, доисламского Ирана. Началось археологическое изучение древнеиранских городов Персеполя, Пасаргад, Суз.
Положение зороастрийцев в Иране существенно менялось к лучшему. Они уже не считались изгоями. В конце 1920-х гг. они были уравнены с мусульманами во всех правах. Некоторые из них приобрели достаточно видное положение в обществе, другие владели большими предприятиями, занимались торговлей. Стали расширяться контакты иранских зороастрийцев с единоверцами в Индии.
Иранская революция 1978–1979-х гг., положившая конец правлению династии Пехлеви, резко изменила идеологические ориентиры властей. Узаконенные конституцией Исламской республики Иран (принята в декабре 1979 г.) верховные полномочия шиитских законоведов позволили им упразднить многие из предпринятых шахами Пехлеви нововведений. Властью утверждается непререкаемое первенство исламских начал во всех областях жизни. В этих условиях положение иранских зороастрийцев изменилось к худшему. Согласно конституции, они наряду с иудеями считаются религиозным меньшинством, их общественная активность резко снизилась. Судьба индийских зороастрийцев, парсов сложилась не столь драматично.
Зороастрийская этика. В зороастризме всегда стойко сохранялась, существовавшая еще в языческих верованиях древних иранцев и ярко выраженная в проповедях Заратуштры этическая доминанта. Само бытие человека, по этим представлениям, ставит его перед выбором пути. Зороастризм наделяет человека свойствами целого мира, микрокосма.
Главным нравственным правилом современного зороастризма остаются провозглашенные основателем веры, пророком Заратуштрой, требования сохранения жизни и борьбы со злом. Жизнь следует поддерживать постоянным трудом и заботой о продолжении рода. По традиции, самыми почитаемыми из видов деятельности считаются разведение скота и земледелие. Борьба со злом понимается как сражение с демонами. Силы зла суть силы смерти. Бог противостоит злу, как свет тьме, как жизнь нежизни. Поэтому поддерживающие жизнь еда и питье действуют против злого духа Аз, и зороастризм не налагает запрета на умерщвление любых живых существ и не предписывает вегетарианства.
Посмертная судьба человека определяется в зороастризме соотношением его добрых и злых дел, слов и помыслов в течение всей жизни. Этот принцип допускает снисходительность к человеческим слабостям: не все провинности человека будут положены на весы последнего суда. Проступки и прегрешения искупаются исповедью, покаянием и молитвой, а также добрыми делами.
Обряды и праздники. Современный зороастризм сохранил основные обряды, сложившиеся за его многовековую историю. Некоторые из этих обрядов восходят к глубокой древности, возможно, к эпохе протоиндоиранской общности.
В возрасте семи лет (в Индии) или десяти лет (в Иране) ребенок в зороастрийской семье проходит обряд инициации. Он получает рубаху и пояс, которые должен носить всю жизнь. Обряд жертвоприношения (ясна), при котором используют священный эликсир (хома), совершается перед священным огнем. При этом читают тексты из Авесты. Священный огонь должен гореть в храме постоянно. Его подпитывают пять раз в течение дня. Молитвы читают также пять раз в день.
Есть все основания полагать, что правило пятикратной молитвы в исламе имеет зороастрийское происхождение. Для обозначения молитвы у мусульман кроме арабского слова салат существует и другое, иранское – намаз. Оно больше распространено именно в тех странах, где до ислама господствовал зороастризм, – в Иране, Афганистане, Средней Азии.
Большим своеобразием отличается погребальный обряд зороастрийцев. К телу умершего пять раз в течение дня подводят собаку. После первого раза в помещение вносят огонь, который горит там в течение трех дней после того, как покойника отнесут на Башню Молчания. Вынос тела должен происходить в дневное время. Башню Молчания завершают три площадки в виде концентрических кругов – соответственно для мужчин, женщин и детей. Тела кладут обнаженными. Гнездящиеся вокруг башни грифы за один – три часа обгладывают тела до костей. После того как кости высохнут на солнце, их сбрасывают в колодец, отверстие которого находится в центре башни. Раньше кости мертвых хранились также в оссуариях. Зороастрийцы верят, что душа покойного достигает того света на четвертый день и предстает перед божьим судом.
В зороастризме сохранилось множество праздников, в большинстве своем, вероятно, имеющих языческое происхождение. Главными считаются шесть сезонных праздников (гаханбар). Кроме того, каждый из 12 месяцев посвящен какому-либо из древних божеств.
Самый торжественный и радостный из всех зороастрийских праздников – Ноуруз (Новый год), отмечаемый в день весеннего равноденствия. История Ноуруза также подтверждает чрезвычайную живучесть древних обрядов. Ноуруз, считавшийся главным иранским праздником еще в ахеменидскую эпоху, сохранился до наших дней не только у зороастрийцев. Он широко отмечается и в некоторых ныне мусульманских странах, прежде всего в Иране, Афганистане, Средней Азии.