Лекция 22. ЗОРОАСТРИЗМ. ПАРСИЗМ

История возникновения и становления зороастризма как официальной религии древних иранских империй изобилует нерешенными вопросами и разноречивыми предположениями. Едва ли не каждое мнение, относящееся к истории зороастризма, есть не более чем гипотеза, и число предлагаемых исследователями версий того или иного эпизода этой истории неуклонно растет. Не вызывает никаких споров только иранское происхождение зороастризма.

Мнения ученых о времени жизни древнеиранского пророка Заратуштры (в греческой и общеевропейской традиции – Зороастр) расходятся в пределах нескольких столетий. Наиболее приемлемым можно считать предположение, что Заратуштра жил не позднее VII в. до н.э. По всей видимости, Заратуштра был реальной исторической личностью, профессиональным жрецом и певцом, человеком, страстно увлеченным своей идеей и претерпевшим гонения и лишения в попытках обратить окружающих в свою веру. У себя на родине он подвергался преследованиям, отчего бежал к князю Виштаспе, который взял его под свое покровительство. Некоторые исследователи полагают, что Заратуштра вышел из скифской среды, но, не встретив поддержки, вынужден был покинуть родину. Локализация страны, где правил Виштаспа, крайне неопределенна. Лингвистический анализ раннеавестийских текстов указывает на то, что владение Виштаспы находилось где-то на востоке Ирана.

В более поздних зороастрийских письменных памятниках личность Заратуштры была мифологизирована, он приобрел черты легендарного героя, наделенного сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма Авеста – памятник многослойный, создававшийся в течение нескольких столетий. Письменно текст Авесты был зафиксирован не ранее III в. и не позже VI в., но частично восходит к передававшимся изустно сюжетам II тысячелетия до н.э. Большая часть из 21 книги Авесты не сохранилась. В IV–VI вв. Авеста редактировалась и кодифицировалась, снабжалась комментариями – Зенд.

Главными в Авесте считаются три части. Первая – Ясна, гимны и молитвы, разделенные на 72 главы. Ядром в Ясне являются 17 гат – стихотворных гимнов, согласно традиции, созданных Заратуштрой и его учениками, и примыкающие к ним семь глав, наиболее древние и близкие по языку к гагам.

Вторая часть Авесты, так называемая Яшта – моления божествам-язатам, третья – Видевдат (Вендидад), единственный целиком сохранившийся ритуально-культовый сборник, свод обрядовых предписаний, посвященный толкованию понятий греха, осквернения, чистоты и очищения. Примыкают к Авесте Зенд – ее толкование, записанное авестийским алфавитом на пехлевийском языке, и Бундегеш – изложение истории мироздания и пророчеств, так называемая Малая Авеста – сборник архаичных молитв, восходящих к маздеизму.

Для изучения истоков зороастризма наибольшее значение имеет часть Авесты, именуемая Ясна (жертвоприношение), в которой объединены различные тексты, произносимые при совершении тех или иных обрядов.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ гат – обличение существующих верований и стоящей за ними жреческой касты. Заратуштра призывает к ниспровержению ложных богов и их почитателей, включая и тех правителей, что покровительствуют "дурным проповедям". Отвергая культ древних божеств дэвов и низводя их в разряд демонов, Заратуштра выступил первым пророком верховного бога Ахура- Мазды (в греческой передаче – Ормузд). По учению Заратуштры, Ахура-Мазда – бог добра, олицетворяющий жизнь и правду. Он существовал предвечно и создал мир. Наряду с Ахура-Маздой изначально существовал и его антипод – дух зла Анхра-Майнью (Ариман), олицетворяющий мрак и смерть. Ахура-Мазда непрерывно борется с Анхра-Майнью, опираясь на своих помощников, которые воплощают триаду зороастрийской этики: добромыслие, правду, бессмертие. Человек создан Ахура-Маздой, но свободен в выборе между добром и злом, а потому доступен воздействию духов зла. Таким образом, доктрина Заратуштры включала в себя дуалистическую идею вселенского противостояния двух полярных начал.

Самым оригинальным и смелым новшеством Заратуштры было утверждение свободы воли, свободного выбора человеком линии поведения. Сам пророк решительно и бескомпромиссно выступил как поборник добра (арта).

Большинство исследователей согласно в том, что идея борьбы Ахура-Мазды с Анхра-Майнью отражала реальные общественные коллизии. Существует несколько гипотез, объясняющих смысл этих конфликтов, исходя из содержания самих проповедей Заратуштры. Так, в гатах часто и в разных сочетаниях упоминается скотоводство, говорится о домашних животных, обычно быках и коровах. Пророк призывает заботиться о скоте, беречь его от массовых забоев при жертвоприношениях (что практиковалось в современных ему обрядах) и, главное, от хищничества и разбоя. В. М. Массон дает следующее толкование этому мотиву: "Известно, что на определенной стадии развития общества, когда резко обособляются социальные группы, перерастающие в классы, именно скот и владение им были символом социальной и общественной значимости. Скот, как легко отчуждаемое имущество, становился в первую очередь объектом собственности. Обладание скотом означало богатство и процветание. В этом отношении показательно, что знатный род, представители которого одними из первых поддержали учение Заратуштры, назывался “хвагва”, что этимологизируется как “имеющий хорошего быка” или “хороший скот”. Один из приверженцев пророка носит имя Фраша- уштра, что означает “обладающий годными (хорошими) верблюдами”, другой – Джамаспа – “ведущий лошадь”. Даже имя самого пророка означает “обладающий желтым верблюдом” или “верблюжий погонщик”"[1].

Призывая покровительствовать скотоводству как залогу процветания, Заратуштра указывал и на ту силу, которая способна избавить общество от набегов и грабежей, утвердить на земле порядок и справедливость. Это хшатра – власть земных владык. В 17 сохранившихся проповедях Заратуштры это понятие упомянуто 63 раза. По мнению пророка, добрый правитель несет смерть и истребление врагам и тем самым созидает мир для благополучных селений.

Можно предположить, что проповеди Заратуштры в его время воспринимались окружающими не только, а возможно, и не столько как вероучительные новации, но и как злободневные политические манифесты, призывавшие к созданию крупных государственных объединений под властью "праведных царей". Идея об Ахура-Мазде прямо соотносилась с идеей сильной центральной власти. Вероятно, этим объяснялись и неприятие учения Заратуштры в той среде, которую он порицал, и, напротив, быстрое распространение его проповеди среди знати, стремившейся закрепить приобретенный ею имущественный и социальный статус.

Сам Заратуштра принял деятельное участие в политической борьбе за утверждение прочных начат государственности. При дворе Виштаспы приверженцами нового учения стали многие представители знати, включая Джамаспу, главного советника князя. Согласно зороастрийской традиции, Заратуштра добился признания в возрасте 42 лет. Но попытки Виштаспы создать значительное владение окончились неудачей. Его главный противник Арджатаспа, вождь одного из племен, подчинил себе княжество Виштаспы. Сам же Заратуштра в возрасте 77 лет был убит человеком из племени тура, т.е. кочевником.

Несмотря па трагический конец пророческой миссии Заратуштры его деятельность оказала воздействие на последующее духовное развитие иранских народов и сыграло заметную роль в становлении иранских государственных институтов.