Лекция 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

После изучения Главы 4 бакалавр должен:

знать:

•основные направления современной западной психологии, в рамках которых разрабатываются проблемы межличностного общения;

•основные подходы к анализу общения в трудах представителей западной психологии;

• вклад западных психологов в теоретические основы дисциплины "Психология и этика делового общения";

уметь:

•выявлять суть разногласий в понимании природы общения между различными направлениями западной психологии;

• выявлять сильные и слабые стороны различных трактовок природы межличностного общения в западной психологии;

владеть:

• понятийным аппаратом западной психологии по проблемам межличностного общения.

Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм. Кратко рассмотрим эти направления с интересующей нас точки зрения.

Бихевиоризм, или психология поведения

В США в начале XX в. появилось такое направление в психологии, как бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), или психология поведения. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874–1949). Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В другой своей работе – "Принципы обучения, основанные на психологии", вышедшей в США в 1906 г., – Э. Торндайк отметил, что педагогика должна опираться на психологию и прежде всего на психологию поведения. В предисловии к русскому переводу этой работы (1926 г.) Л. С. Выготский писал, что Э. Торндайк, по всей вероятности, является основоположником психологии поведения и объективной психологии вообще. Он обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение как на "систему реакций организма на внешние раздражения, посылаемые средой, и на внутренние раздражители, возникающие в самом организме". По его мнению, "все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте".

В 1913 г Джон Бродес Уотсон (1878–1958) в своей программной статье "Психология как ее видит бихевиорист" сформулировал основные принципы поведенческой психологии, которые затем получили подробное обоснование в его книге "Психология как наука о поведении". В предисловии к первому изданию этой книги Дж. Уотсон писал, что "наиболее плодотворная отправная точка для психологии – это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа". Таким путем можно объяснить и собственное поведение. Он критически отзывался о структуралистическом методе В. Вундта и функционалистском методе У. Джеймса, которые отправной точкой в психологии считали "изучение своего собственного ума". По мнению Дж. Уотсона, в таком интроспективном анализе много субъективизма, идущего от личных ощущений, представлений, оценок и т.д., в связи с чем такой подход нельзя признать научным.

Бихевиоризм же предлагает исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятий, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Дж. Уотсон называл стимулами. Так возникла схема анализа S–R (стимул – реакция). Ученый подчеркивал, что "психология как наука о поведении занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания".

В решении подобных задач суть и значение бихевиоризма. Многие его положения помогают объяснить влияние rex или иных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение людей, их деятельность и межличностное общение.

В то же время игнорирование собственно психических процессов не позволило бихевиористам создать целостную науку о социальном поведении.

Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886–1959) и Кларк Леонард Холл (1884–1952) попытались объяснить психическую деятельность человека с позиций методологии бихевиоризма. Они выступали с концепцией "медиаторов" – внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией, исходя из того, что и для "незримых медиаторов" должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, как отмечает М. Г. Ярошевский, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Во многом произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиппера (1904–1990) и его единомышленников.