Лекция 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
После изучения данной главы студент должен:
• знать основные направления (парадигмы) психологии и фамилии выдающихся психологов, которые их разработали;
• уметь изложить основные теоретические и методологические положения каждого направления, провести сравнительный анализ, назвать их достижения и проблемы;
• владеть четким представлением о специфике экономической психологии но отношению к другим фундаментальным направлениям науки.
Если проанализировать три самых крупных направления современной психологии, то наиболее известным широкой читающей аудитории, без всякого сомнения, окажется психоанализ. Сегодня ни для кого не секрет, что нормальная психика определяется нормальной работой головного мозга, но до сих пор не все еще отдают себе отчет в том, что психика – это нечто большее, чем сознание. Первым психологом, который заставил мировое сообщество ученых обратить на это внимание, был австрийский врач и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (рис. 2.1).
Психоанализ
Рис. 2.1. Основатель психоанализа австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939)
Многие отечественные психологи в советский период истории нашей страны прекрасно понимали роль подсознания, бессознательного и неосознаваемого, о которых писали З. Фрейд, К. Г. Юнг и другие выдающиеся психоаналитики[1]. Однако сама мысль о том, что мышлением и поведением людей управляют не их сознание и воля, а нечто "непонятное" и "темное", как это читалось в работах Фрейда, полностью противоречила марксистско-ленинской концепции психического, а значит, не могла быть принята советской наукой. Психоанализ подвергался критике, иногда обоснованно, иногда без всяких оснований. Ныне российские ученые намного свободнее высказывают свои мысли, поэтому идеи 3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни и др. находят понимание в нашей стране не только среди практиков психотерапии, но и в академической среде. Между тем очевидными научными недостатками теоретических работ Фрейда оказались чрезмерно широкое перенесение его представлений о человеке на все стороны жизни людей (экономическую, социальную, политическую, культурную и пр.), а также полная невозможность изучать описанное Фрейдом подсознание и бессознательное экспериментальным путем. Последнее для современного "классического" ученого является обязательным критерием научности. В противном случае критиками всегда высказывается обоснованное сомнение в том, что утверждения и выводы исследователя – это не его субъективные предположения, выдаваемые за факты[2].
Сегодня психоанализ – это не только направление в фундаментальной психологии, но и широко распространенный практический метод, применяемый для изучения личности и лечения ряда заболеваний, в частности неврозов, депрессий, фобий и др. Довольно сложно говорить об эффективности психоанализа как метода психотерапии, однако теоретические основы учения Фрейда, несомненно, внесли значительный вклад в современную науку. Последователи Фрейда, как правило, начинали с критики его теоретических взглядов, а затем создавали свои собственные системы научных представлений о психическом, в дальнейшем также подвергавшиеся критике другими авторами. При этом авторитет Фрейда как основателя направления всегда оставался незыблемым, а сформулированные им положения до сих пор являются теоретико-методологической основой психоанализа. З. Фрейд утверждал, что:
– поведение в большей степени определяется факторами, которые человек не осознает, чем его сознанием;
– осознание человеком его глубинных влечений приводит к психологической защите;
– кроме глубинных иррациональных бессознательных влечений развитие зрелой личности определяется событиями, которые происходили в детстве человека, в частности, его отношениями с родителями;
– сознание и подсознание могут вступать в конфликты, которые создают ряд психических патологий;
– правильно организованное в процессе психотерапии осознание вытесненного в подсознание может излечивать человека от некоторых психических заболеваний и др.
В современном психоанализе насчитывается более 20 различных концепций, объясняющих природу и механизмы развития личности. Как правило, каждая теоретическая концепция, предлагает также некий специфический психотерапевтический метод. Основной, классический метод психоанализа – это метод свободных ассоциаций пациента, в процессе изучения которых психоаналитик строит модель конкретной личности, выбирает подход к решению индивидуальных проблем человека, стремясь дать ему возможность осознать причины своего заболевания. По сути, лечение в психоанализе достигается путем осознания человеком его проблемы[3].
Понятия психоанализа и фрейдизма существенно различаются, поэтому следует обращать внимание на то, какой именно смысл авторы вкладывают в ОГЛАВЛЕНИЕ того, что обозначают данными терминами[4]. Например, сам Фрейд глубинную основу личности перенес в бессознательное и выделил в личности человека три подструктуры:
1) Ид – врожденные бессознательные влечения;
2) Эго – структура, которая определяет когнитивные процессы и принятие решений (она связана как с бессознательным, так и с сознанием человека);
3) Супер-Эго – та часть личности, которая формируется в детстве и определяет этические принципы поведения человека. По сути, это совесть человека, которая не дает ему реализовать на практике его глубинные животные влечения.
Все эти подструктуры находятся в противоречии друг с другом, а их взаимодействие определяет в целом психическую жизнь человека.
Несмотря на то, что концепция З. Фрейда и его последователей является наиболее часто критикуемым академическими учеными направлением, представить современную психологию без психоанализа невозможно. Фрейд и его последователи расширили границы психического, вполне логично связали подсознание человека с его психикой в целом и обратили внимание ученых на важную роль бессознательного, на то, что многое в жизни каждого человека определяется самостоятельной работой его мозга. Именно это, как уже отмечалось, сегодня подтверждается стремительно развивающейся наукой, вооруженной новыми исследовательскими методами и технологиями.