Основные направления социальной политики
Социальная политика складывается из двух базовых направлений:
o обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;
o регулирование рынка труда.
Достижение максимально высокого уровня и качества жизни - приоритетная цель социальной политики государства. Одним из основных инструментов решения этой задачи является постоянное (но экономически оправданное) увеличение личных доходов населения, под которыми понимается совокупность материальных средств, получаемых гражданами теми или иными способами.
Эти доходы делятся на денежные и натуральные. Виды денежных доходов:
o за выполнение трудовых обязанностей (заработная плата, премии);
o от продажи результатов личного труда;
o с капитала (дивиденды, проценты, прибыль), аренды;
o заемный (полученные ссуды, кредиты);
o рисковый (от игры на бирже, тотализаторе, выигрыша в лотерею и пр.);
o донорский (пособия, пенсии, стипендии);
o передаваемый (наследство, алименты).
Натуральные доходы образует продукция, созданная в домашних хозяйствах для личного потребления.
Денежные доходы "у источника" называются номинальными. Если их величину уменьшить на сумму налогов, обязательных платежей и добровольных взносов, в результате мы будем иметь располагаемые доходы.
Располагаемые доходы возникают в результате производственной деятельности, перераспределительных операций (субсидии и трансферты, кроме социальных трансфертов в натуре за вычетом выплаченных налогов и текущих трансфертов, включая налоги на доходы и богатство), владения собственностью.
Такие доходы граждане могут использовать для оплаты приобретаемых товаров и услуг, а также для сбережения в различных формах (банковские депозиты, облигации и пр.). Корректировка этих доходов на уровень инфляции даст нам реальные располагаемые доходы.
Расходы на покупки товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, получаемых домашними хозяйствами в виде социальных трансфертов в натуре, образует их фактическое конечное потребление.
Основной составляющей доходов населения является заработная плата. Заработная плата выплачивается в денежной форме, а иногда частично в натуральной (в виде продуктов, вещей, бесплатных услуг).
Минимальная заработная плата работников малоквалифицированного труда в большинстве стран регулируется законодательно. Однако в одних государствах (например в России) речь идет о месячной заработной плате, а в других (США) - почасовой. Первый подход является в большей степени социально ориентированным, так как предоставляет работникам гарантию получения средств существования за сравнительно длительный промежуток времени; второй ориентирован сугубо экономически.
Минимальная часовая оплата труда в соответствии с рекомендациями МОТ (Международная организация труда) должна составлять не менее 3 долл. в час, у нас же она существенно ниже.
Точкой отсчета для определения минимальной заработной платы (а также пенсий, стипендий, пособий, различных социальных выплат) обычно служит прожиточный минимум. Это уровень доходов, позволяющий приобрести набор товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Его величина устанавливается ежеквартально путем суммирования обязательных платежей, сборов, стоимости потребительской корзины (главный компонент), а также данных об уровне потребительских цен, изменении налогов Правительством России и местными органами власти для разных категорий населения.
Другими ориентирами для определения величины прожиточного минимума с учетом возможностей экономики могут быть:
o усредненный доход 10-20% самой бедной части населения;
o социологические опросы;
o половина среднедушевого дохода;
o трехкратная стоимость продуктового набора (США);
o более широкий набор промышленных товаров.
Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Обычно она разрабатывается для разных категорий населения (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) и утверждается законодательно не реже одного раза в пять лет. При определении содержания потребительской корзины учитываются природно-климатические условия, национальные традиции и пр.
Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяются с учетом:
o научных рекомендаций по минимальному объему и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека;
o фактического объема потребления товаров и услуг в малоимущих семьях;
o состава и половозрастной структуры населения, размера и структуры семей;
o финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения.
Считается, что восемь прожиточных минимумов обеспечивают рациональный потребительский бюджет (бюджет высокого достатка) в соответствии с научно обоснованными нормами.
Средняя заработная плата является расчетной величиной и определяется путем деления общего фонда заработной платы на среднее число работников (или количество отработанных человеко-часов) за период. Как и доходы, заработная плата может быть номинальной и реальной. Номинальная (денежная) заработная плата характеризуется выплаченной суммой денег; реальная - тем количеством товаров, которые на эти деньги можно приобрести. Рост налогов и цен в общем случае ведет к сокращению реальной заработной платы (даже при увеличении поминальной), и наоборот.
В большинстве развитых стран отмечается тенденция роста заработной платы высокооплачиваемых категорий работников и разрыва в оплате женского и мужского труда (в основном проистекающие из структуры занятости).
Доходы населения во многом формируют уровень и качество жизни населения (страны, региона, отдельных социальных групп и пр.).
Под уровнем жизни понимается совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому состоянию экономического развития общества. Это степень удовлетворения потребностей людей, выражаемая системой следующих конкретных показателей:
o среднемесячная начисленная заработная плата в экономике;
o денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
o средний размер назначенных пенсий;
o прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
o численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
o соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума;
o соотношение начисленной заработной платы и прожиточного минимума;
o соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума;
o децильный коэффициент.
Таблица 11.2
Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации
Показатели |
Годы |
|||||||
1995 |
2000 |
2005 |
2006 2007 |
2008 2009 |
2010 |
|||
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах): |
||||||||
- млрд руб. (1995 г. - трлн руб.) |
872 |
3813 |
12 455 |
15 284 |
18 928 |
23 684 |
25 071 |
27 427 |
- на душу населения), руб. (1995 г. - тыс. руб.) |
5874 |
26 014 |
87 030 |
107 263 |
133 185 |
166 839 |
176 668 |
191 881 |
- в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
- |
105,9 |
110,8 |
110,5 |
112,5 |
109,4 |
95,8 |
102,5 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в мес.), (1995 г. - тыс. руб.) |
515,9 |
2281,1 |
8111,9 |
10 196,0 |
12 602,7 |
14 948,0 |
17 008,6 |
18 881,3 |
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
85,0 |
112,0 |
112,4 |
113,5 |
112,1 |
102,4 |
103,1 |
105,1 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.) |
472,4 |
2223,4 |
8554,9 |
10 633,9 |
13 593,4 |
17 290,1 |
18 637,5 |
20 952,2 |
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году |
72,0 |
120,9 |
112,6 |
113,3 |
117,2 |
111,5 |
96,5 |
105,2 |
Средний размер назначенных пенсий), руб. (1995 г. - тыс. руб.) |
188,1 |
694,3 |
2364,0 |
2726,1 |
3115,5 |
4198,6 |
5191,1 |
7476,3 |
Реальный размер назначенных пенсий), в % к предыдущему году |
80,5 |
128,0 |
109,6 |
105,1 |
104,8 |
118,1 |
110,7 |
134,8 |
Величина прожиточного минимума) (в среднем на душу населения): |
||||||||
руб. в мес. (1995 г. - тыс. руб.) |
264,1 |
1210 |
3018^) |
3422 |
3847 |
4593 |
5153 |
5688 |
- в % к предыдущему году (1995 г. - в разах) |
3,1 |
120,05) |
118,65> |
113,4 |
112,4 |
119,4 |
112,2 |
110,4 |
- млн человек |
36.5 |
42,3 |
25,2 |
21,5 |
18,7 |
18,8 |
18,2 |
17,9 |
- в % от общей численности населения |
24,8 |
29,0 |
17,7 |
15,2 |
13,3 |
13,4 |
13,0 |
12,6 |
- в % к предыдущему году |
110,9 |
84,95 |
87,75 |
85,3 |
87,0 |
100,5 |
96,8 |
- |
Соотношение с величиной прожиточного минимума, %: |
||||||||
- среднедушевых денежных доходов') |
195 |
189 |
269 |
298 |
328 |
325 |
327 |
330 |
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы |
159 |
168 |
263 |
288 |
327 |
348 |
334 |
341 |
- среднего размера назначенных пенсий |
101 |
76 |
98 |
100 |
102 |
115 |
127 |
165 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
13,5 |
13,9 |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
16,5 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,387 |
0,395 |
0,409 |
0,416 |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
0,421 |
Качество жизни населения - обобщающая характеристика уровня потребления товаров и услуг, развития здравоохранения, продолжительности жизни, состояния окружающей среды, морально-психологического климата, возможности населения удовлетворять духовные потребности и пр. Уровень качества жизни меняется в зависимости от социально-экономического положения общества.
В 1990 г. Организацией Объединенных Наций введен показатель индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который объединяет данные о национальном доходе на душу населения, уровне образования взрослого населения, ожидаемой продолжительности жизни. В "Докладе о развитии человека" Программы развития Организации Объединенных Наций, опубликованном 2 ноября 2011 г., говорится, что Россия находится на 66-м месте в списке из 187 стран. Величина показателя России - 0,755. Таким образом, Российская Федерация входит в группу стран с высоким ИРЧП. Вместе с тем по региону Восточная Европа и Центральная Азия (31 страна), в который входит Россия, наша страна располагается на 17-м месте. Лидером группы является Словения - 0,884 (21-е место в мире) Из стран бывшего СССР Россию опережают Эстония - 0,835 (4-е место в группе/34-е место в мире), Литва - 0,810 (9-е/40-е), Латвия - 0,805 (10-е/43-е) и Белоруссия - 0,756 (16-е/65-е).
Иными словами, здесь не удалось осуществить трансформацию экономических возможностей в реальное благосостояние.
Рассмотрим ситуацию с распределением доходов в современном обществе.
В любом обществе имеет место дифференциация населения по уровню доходов. Во многих (прежде всего европейских) странах она становится объектом пристального внимания государственных органов, ибо превышение ею определенных пороговых значений ведет к росту напряженности и создает потенциальную возможность социального взрыва.
Дифференциация доходов характеризуется с помощью нескольких инструментов.
Во-первых, это кривая Лоренца, которая показывает, насколько их фактическое распределение отличается от равномерного (рис. 11.2). При построении кривой на оси абсцисс откладываются доли семей (в проценте от их общего числа), а по оси ординат - доли располагаемых ими доходов. Иными словами, кривая показывает, какой процент доходов общества получает данный процент семей. Равномерное распределение доходов представлено на графике биссектрисой, реальное - вогнутой кривой. Пространство между биссектрисой и кривой отражает степень неравенства доходов - чем соответствующая площадь больше, тем его степень значительнее.
Рис. 11.2. Кривая Лоренца
Во-вторых, для характеристики социального расслоения используется так называемый децильный коэффициент, показывающий соотношение между средним доходом 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. В развитых странах Запада этот коэффициент составляет 5-7 (считается, что психологически приемлемый разрыв в доходах не превышает 8).
На Западе развитые государства достаточно внимательно отслеживают, чтобы не было чрезмерного разрыва между богатыми и бедными, как, например, в Бразилии (46 раз). В Германии этот разрыв составляет 7 : 1, во Франции - 9 : 1, в то же время в США, где имеет место максимальная степень либерализации экономики, - 16 : 1.
В-третьих, индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Если бы у всех граждан доходы были одинаковы, то коэффициент Джини оказался бы равен 0, а при концентрации в руках одного человека - 1. Коэффициент показывает степень отклонения фактического распределения доходов в обществе от равномерного.
Динамика распределения доходов в Российской Федерации представлена в табл. 11.3.
В настоящее время в развитых странах социальная структура населения выглядит примерно следующим образом:
- богатые - 10-15%;
- бедные - 15-20% (бедность - неспособность поддерживать минимальные стандарты жизни). Сегодня появилось понятие "новые бедные": к ним относятся лица, которые имеют доступ к социальным благам, жилье, доход в несколько раз выше прожиточного минимума, но его источник непостоянен;
- средний класс - 65-75%. Основа его выделения - уровень дохода, достатка. Средний класс обеспечивает стабильность общества. На Западе это преобладающая часть экономически активного населения.
Таким образом, социальное неравенство в стране пока продолжает увеличиваться, что является серьезной социальной проблемой. Видимо, в перспективе по мере развития российской экономики этот дисбаланс в доходах удастся несколько смягчить, что требует проведения соответствующей политики и энергичных усилий со стороны государственных органов.
Наряду с резким разрывом в доходах между богатейшей социальной группой и остальной частью граждан не менее серьезное социальное неравенство наблюдается в доходах между регионами России. Подобная ситуация нарушает единое экономическое пространство нашего государства. Нужно отметить, что если в развитых странах доля заработной платы в национальном доходе составляет 65-75%, то в России - около 30%. Поэтому в нашей стране на 1 долл. зарплаты производится в 2,7 раза больше ВВП, чем в США, и в 2,5 раза больше, чем в Японии. Поэтому в цивилизованном обществе государство проводит политику регулирования доходов, направленную на решение двух основных задач:
Показатели |
Годы |
||||||||||
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Денежные доходы всего, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе по 20%-м группам населения: |
|||||||||||
- первая (с наименьшими доходами) |
7,8 |
10,1 |
9,8 |
6,1 |
5,9 |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
- вторая |
14,8 |
14,8 |
14,9 |
10,8 |
10,4 |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
- третья |
18,0 |
18,6 |
18,8 |
15,2 |
15,1 |
15,1 |
14,9 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
- четвертая |
22,6 |
23,1 |
23,8 |
21,6 |
21,9 |
22,7 |
22,6 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
- пятая (с наибольшими доходами) |
36,8 |
33,4 |
32,7 |
46,3 |
46,7 |
46,7 |
47,3 |
47,9 |
47,8 |
47,8 |
47,7 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), разы |
- |
- |
- |
13,5 |
13,9 |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
16,5 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
- |
- |
- |
0,387 |
0,395 |
0,409 |
0,416 |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
0,421 |
1)защиту социально незащищенных слоев населения и ослабление социальной напряженности;
2)развитие человеческого капитала, без чего невозможно эффективное развитие страны в XXI в. Поэтому оно играет важную роль в решении социальных вопросов.
Можно говорить о четырех группах инструментов регулирования доходов:
1)экономические инструменты (минимальный размер оплаты труда, тарифная сетка и тарифные ставки для работников бюджетной сферы и пр.);
2)нормативно-правовые (ставки налогообложения, нормы труда и отдыха и т.п.);
3)административные (лицензирование, квотирование);
4)согласительные (согласование действий в отношении доходов между правительством, предпринимателями и наемными работниками или профсоюзами).
Теперь рассмотрим конкретные способы их применения.
Прежде всего, необходимо отметить такой способ регулирования доходов, как определение государством прожиточного минимума.
К мерам государственного регулирования доходов относится также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги для отдельных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, безработных). Мерой государственного регулирования доходов (хотя, как показала практика, и не вполне эффективной) является индексация, предполагающая их привязку к росту потребительских цен. Это обеспечивает полную или частичную компенсацию потерь населения. Индексация осуществляется на уровне как общества, так и отдельных предприятий.
Индексироваться могут оплата труда, накопления, пенсии, стипендии, пособия и пр. Индексация может быть ретроспективной (в соответствии с темпом роста цен в прошлом периоде) и ожидаемой (для компенсации прогнозного роста цен). Известны две формы индексации - автоматическая и полуавтоматическая. Первая предполагает, что доходы автоматически повышаются в соответствии с ростом цеп, что еще больше его ускоряет.
Полуавтоматическая индексация, называемая еще договорной, предполагает проведение на государственном уровне консультаций с участием работодателей, профсоюзов, представителей государства, экспертов, в результате чего вырабатываются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров, заключаемых на каждом предприятии самостоятельно.
Часто система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов - от полной компенсации самых низких до близкой к нулю - самых высоких.
Обычно индексация охватывает незначительную часть работников - в основном занятых в бюджетной сфере, а также пенсионеров, и носит эпизодический характер.
Инструментом перераспределения доходов является поощрение государством частной благотворительной деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями.
Рассмотрим государственную политику в области социальной защиты населения.
Под социальной защитой населения в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан (материальная обеспеченность на уровне современных требований, личная безопасность, доступ к культурным ценностям, возможность физического и духовного развития и пр.). Социальная защита в узком смысле слова - система мер по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться и как средство формирования личности, и как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения.
Выделяют активную и пассивную социальную защиту. Первая направлена на трудоспособных членов общества; вторая - на нетрудоспособных и социально уязвимых лиц, которые не могут помочь себе сами.
Социальная защита выполняет следующие основные функции:
1)экономическую - компенсация дохода, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца, а также частичное возмещение дополнительных расходов, возникающих в связи с определенными жизненными обстоятельствами, и оказание помощи малоимущим гражданам;
2)политическую - поддержание социальной стабильности в обществе при значительном разрыве в уровне жизни отдельных слоев населения;
3)демографическую - стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни;
4)социально-реабилитационную - восстановление общественного статуса нетрудоспособных лиц и социально слабых групп населения.
К нуждающимся в социальной защите принято относить:
o трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (безработные, незанятые, беженцы, переселенцы, уволенные с военной службы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и пр.);
o нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (инвалиды и пр.);
o лиц в возрасте младше трудоспособного (дети-сироты, безнадзорные, инвалиды);
o лиц старше трудоспособного возраста (одинокие, престарелые, пенсионеры, ветераны войн);
o иных лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, молодые семьи с детьми, люди, попавшие в трудную ситуацию).
В России существуют следующие виды социальной защиты.
Во-первых, социальные денежные выплаты, которые делятся на две группы.
1. Социальные выплаты, обусловленные, как правило, прежней трудовой деятельностью, обеспечиваемые прежде всего системой социального страхования и финансируемые за счет специальных внебюджетных фондов. Они распространяются на застрахованных лиц (основная категория - наемные работники) и предоставляются в случае утраты либо существенного снижения заработка (дохода), при необходимости получения медицинской помощи и других социальных услуг. Сюда входят страховые выплаты (пенсии) и страховые пособия (краткосрочные или разовые) - по временной нетрудоспособности, по безработице, при рождении ребенка, а также компенсации работающим (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), материальная помощь безработным и пр.
2. Социальные выплаты за счет бюджетов всех уровней и средств общественных организаций, не связанные с выполнением трудовых обязанностей. Речь идет о социальной помощи малоимущим, льготах в соответствии со статусом или иным основанием, например жилищные субсидии, выплаты инвалидам войны и т.н.
Во-вторых, натуральные выплаты (бесплатное питание, одежда, обувь, транспортные средства, топливо).
В-третьих, социальные услуги (медицинские услуги по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, а также по социальному обслуживанию лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации).
В-четвертых, социальная поддержка населения, предусматривающая предоставление денежных выплат, льгот, компенсаций трудоспособным лицам, временно оказавшимся в сложной ситуации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют социальные гарантии - меры по реализации государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг:
o па выбор места работы и профессиональную деятельность;
o минимальный размер оплаты труда;
o минимальный размер пенсии;
o единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
o ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;
o ежемесячное пособие на каждого ребенка;
o ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву, и пр.;
o ритуальное пособие;
o минимальный размер пособия по безработице;
o минимальный размер стипендии;
o жилище;
o охрану здоровья и медицинскую помощь;
o образование.
В США, например государство реализует различные социальные программы, на которые затрачивается примерно половина федерального бюджета, в том числе пособия по безработице, оказание медицинской помощи и пр. (37% федерального бюджета); содействие бедным - бесплатная медицинская помощь, питание, льготное жилье (16%). Это является одновременно результатом и условием высокой эффективности экономики.
Перечисленные меры социальной защиты в итоге несколько снижают дифференциацию доходов населения. В то же время величина социальных трансфертов в обществе ограничена его финансовыми возможностями. Реализация основных направлений социальной защиты населения требует соответствующей инфраструктуры. Ее объекты могут быть не только государственными, но и частными.
Рассмотрим политику государства в области трудовых отношений и занятости населения.
Сегодня в условиях индустриальной, постиндустриальной, а в ряде стран - информационной стадии развития экономики 80-90% людей, включенных в процесс хозяйственной деятельности, трудятся в качестве наемных работников.
Во второй половине XX в. произошли существенные сдвиги в характере труда.
1. Резко сократилась доля сферы материального производства и физического труда, а соответственно рабочих, и увеличился удельный вес сферы услуг и интеллектуального труда. В передовых странах она уже превышает 90%.
2. Быстро стирается грань между преимущественно физическим и преимущественно умственным трудом. Она в полной мере сохраняется лишь в развивающихся странах.
3. Существенно повысился образовательный уровень населения. Сегодня все работники должны иметь общее среднее образование и профессиональную подготовку.
4. Возросла потребность в интеллектуализации и гуманизации труда.
Перечисленные обстоятельства налагают существенный отпечаток на состояние рынка труда и вынуждают правительства большинства государств осуществлять его регулирование, что предполагает решение комплекса задач:
o снижение безработицы;
o оптимизация структуры занятости (по отраслям, регионам, видам деятельности);
o организация и стимулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. В промышленности России отмечается острая потребность в квалифицированных рабочих кадрах. По некоторым оценкам, в стране лишь 5-6% рабочих высшей квалификации, в то время как в США их 43%, Германии - 56%, Франции - 38%. Большая часть квалифицированных рабочих кадров России находится в возрасте, близком к 60 годам, что требует принятия экстренных мер, поскольку в условиях НТП потребность в квалифицированных кадрах будет постоянно увеличиваться;
o управление миграционными процессами;
o регулирование оплаты труда и трудовых отношений.
На Западе сложилось два подхода к проблеме безработицы.
Первый возник в связи с великой депрессией 1930-х гг., когда в США ее уровень достигал 25%, и возникла реальная угроза социального взрыва. Безработица рассматривалась как социальное зло, бороться с которым государство должно было любой ценой, добиваясь абсолютной занятости.
Второй возник в связи с тем, что несмотря ни на какие усилия, массовую безработицу (а в странах Запада она составляет 9-12%, что, правда, в 2-3 раза меньше, чем в 1930-е гг.) преодолеть не удалось. Поэтому возникла концепция "естественной" безработицы, которая определяется как совокупность структурной и фрикционной, бороться с которой вообще не следует. У безработицы стали находить даже полезные (с точки зрения интересов работодателей) стороны - создание резерва рабочей силы, стимул для роста производительности труда и поддержания дисциплины.
Высокий уровень безработицы имеет место и в нашей стране. На ее сокращение и достижение высокого уровня занятости и направлено государственное регулирование рынка труда. Оно позволяет обеспечить соответствие предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе, спросу на нее в количественном и качественном отношении.
Для того чтобы в той или иной форме ослабить проблему безработицы, наше государство проводит политику занятости - систему мероприятий, направленных на предотвращение увольнений, стимулирование создания новых рабочих мест, а также оказание социальной помощи лицам, потерявшим работу. Назовем эти меры:
1. Организация общественных работ (исторически первая мера; в США была предпринята в 1930-е гг.). Предполагает создание государством за счет средств бюджета новых рабочих мест для неконкурентоспособной рабочей силы (в том числе для лиц, живущих ниже уровня бедности):
- молодежи с незаконченным средним образованием;
- тех, кто не имеет нужной профессиональной подготовки;
- инвалидов с физическими недостатками;
- бывших заключенных; и пр.
Речь идет о следующих видах работ:
- создание базовой инфраструктуры (дорог, дешевого жилья, школ, больниц, уборке улиц и пр.);
- социальная помощь престарелым и инвалидам, уход за детьми и больными;
- природоохранные мероприятия.
Это считается достаточно выгодным, поскольку отпадает необходимость выплачивать пособия по безработице; одновременно создаются новые блага, а бюджет получает налоги.
2. Регулирование занятости путем:
- официального сокращения продолжительности рабочей недели;
- поощрения досрочного выхода на пенсию (в то же время, в связи с увеличением продолжительности жизни, во многих странах ставится вопрос об установлении более высокого пенсионного возраста);
- ограничения иммиграции.
3. Организация бирж труда (появились во второй половине XIX в.) для посредничества между работниками и работодателями. Они осуществляют:
- учет и трудоустройство (отказ от работы по направлению ведет к потере права на пособие);
- информирование работающих, желающих сменить профессию, о вакансиях;
- помощь в переобучении;
- профессиональную ориентацию молодежи.
4. Создание фондов страхования по безработице. Предполагается, что величина и сроки выплаты пособий из них должны быть такими, чтобы избавить людей от нищеты и одновременно стимулировать поиск работы.
В то же время следует отметить, что социальная сфера в настоящее время активно реформируется и модернизируется, что соответственно потребует совершенствования российского законодательства.