Основные направления содействия предпринимательству молодежи
Успех молодежного предпринимательства во многом зависит от государственного регулирования. Для этого необходимо:
• создать на государственном, региональном и муниципальном уровнях необходимую правовую базу, реально действующие программы, обеспечивающие поддержку молодежного предпринимательства;
• разработать и реализовать определенные преференции для молодежи в области социально-экономической политики (создание льготного кредитования и налогообложения, упрощенной модели регистрации молодежного бизнеса, снижение контроля);
• формировать информационно-образовательные условия для развития предпринимательства (создание консультационных услуг, неограниченный доступ к знаниям и информации, приемлемая стоимость профессионального образования);
• осуществлять целевое спонсирование молодежных предпринимательских структур (помощь в предоставлении стартового капитала, неограниченный доступ к кредитам).
Определяющая роль государственного регулирования заключается в создании нормативно-правовой базы. Одним из первых документов, содержащих положения о молодежном предпринимательстве, было постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".
В разделе "Содействие предпринимательской деятельности молодежи" предлагалась Вперед система мер:
• установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
• предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечение средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;
• выдача поручительств и гарантий;
• финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
• освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
• установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
• предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.
В г. Москве принят Закон от 26.11.2008 № 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", регулирующий отношения между органами государственной власти и субъектами малого и среднего предпринимательства. Он также предусматривает "вовлечение в предпринимательскую деятельность населения города Москвы, в том числе молодежи, и его социально незащищенных групп". В ст. 14 названного закона предусмотрены организация конкурсного отбора молодежных проектов и поддержка молодежных предпринимательских инфраструктур.
Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39 "О молодежи" регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной молодежной политики г. Москвы. Статья 35 данного Закона "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность" предусматривает содействие инновационной части предпринимательства; обучению молодежи основам организации и ведения предпринимательской деятельности; предоставление субсидий на покрытие части расходов молодежных объединений, связанных с их предпринимательской деятельностью.
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет молодежную политику по различным направлениям. В 2011 г. была разработана программа "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации" с целью поддержания начинающих молодых предпринимателей. Программой предусмотрена финансовая, консультационная, юридическая помощь. Росмолодежь осуществляет программу "Ты – предприниматель" с целью привлечения к инновационной предпринимательской деятельности молодежи.
В России действует ряд организационных структур федерального, регионального, местного уровней, задачами которых является поддержка молодежного предпринимательства.
1. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы является органом исполнительной власти, осуществляющим политику по развитию частного сектора экономики. При его поддержке реализуется подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2012– 2016 гг.", являющаяся частью программы "Стимулирование экономической активности".
2. Координационный совет при Правительстве г. Москвы по вопросам развития молодежного предпринимательства, созданный в 2006 г. в целях разработки комплекса мер по развитию молодежного предпринимательства и координации взаимодействия государственных и общественных структур для решения вопросов в сфере предпринимательства.
3. Ассоциация молодых предпринимателей, созданная в 2006 г. с целью формирования стратегии развития малого и среднего бизнеса; развития связей молодых предпринимателей с деловыми кругами России и зарубежных стран, международного и межрегионального сотрудничества; продвижения молодежных предпринимательских инициатив и проектов, воспитания социально ответственного, активного молодого поколения.
4. Московское городское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", организованное столичными предпринимателями в сентябре 2002 г. При нем создан комитет по молодежному предпринимательству, занимающийся мониторингом предпринимательской активности молодежи; экспертизой законопроектов и нормативных документов; пропагандой и вовлечением в предпринимательскую деятельность юношей и девушек; взаимодействием с органами исполнительной и законодательной власти и общественными молодежными организациями; защитой интересов молодых предпринимателей.
5. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образован в 1994 г. Основными его направлениями являются: реализация государственных программ по поддержке малых инновационных предприятий, реализующих научно-технические проекты; развитие инфраструктуры для инновационного предпринимательства, подготовка молодых кадров для работы в научно-технической сфере.
6. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы, призванный формировать экономические условия для инновационной деятельности малых предприятий. Кроме того, фонд осуществляет взаимосвязи с организациями инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и осуществляет консультационные экспертные услуги предпринимателям.
7. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы, созданный в 2006 г. для развития системы кредитования, займов и отношений лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
8. Московский Фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, образованный в 1994 г., способствующий подготовке и обучению руководителей и представителей малого и среднего бизнеса, формированию профессиональных навыков и конкурентных способностей к практической деятельности. Особое направление занимает подготовка начинающих предпринимателей из состава учащейся молодежи.
9. Государственное учреждение "Российский центр содействия молодежному предпринимательству", занимающееся разработкой нормативных правовых актов, направленных на создание условий для сектора малого бизнеса и предоставление возможностей самозанятости молодежи; организационной, финансовой и материально-технической поддержкой молодежному предпринимательству; содействием в получении инвестиций, льготных кредитов.
Есть ряд молодежных бизнес-сообществ России, в частности Московский клуб молодых предпринимателей, оказывающий помощь членам клуба в создании новых проектов, налаживании деловых связей, формировании информационного пространства.
Сегодня сложилась некоторая инфраструктура государственной взаимосвязи с молодежным предпринимательством, позволяющая реализовать потенциальный эффект от его развития. Это – изменение в благоприятную сторону общественного мнения о нем; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа предпринимательства к финансовым ресурсам и, как говорилось выше, системное развитие инфраструктуры для оказания помощи малым производственным объединениям. Однако нет явной тенденции роста малых предприятий, а соответственно, и их вклад в развитие общества явно недостаточен. Молодежное предпринимательство в России не так активно развивается, несмотря на активную работу организационных структур. Пока еще слабо формируется законодательная база, призванная поддержать молодежное предпринимательство.
Вмешательство государства должно носить конструктивный характер и эффективно стимулировать развитие молодежного предпринимательства.
Можно выделить следующие основные меры взаимодействия государства и молодежного предпринимательства.
1. Организация взаимодействия молодежного бизнеса с рынком и с государственными структурами на основе эффективного социального партнерства. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, не приводит пока к приумножению материальных и духовных ценностей и не создает в достаточной мере благоприятную почву для реализации творческих, предпринимательских способностей, свойственных российскому человеку. Встает проблема взаимодействия и координации молодежного предпринимательства и государственной власти. Лишь плодотворный союз способен обеспечить продуктивное и масштабное его функционирование.
2. Открытость при формировании государственной политики по поддержке предпринимательства и распределении средств этим хозяйственным структурам. Государство должно предоставить всем возможности на рынке социально-экономических услуг и стать гарантом прозрачности предпринимательских отношений.
3. Активное привлечение молодежи к участию в социальных программах и проектах различного уровня, оценка их деятельности. В связи с этим важно определить приоритетные стратегические долгосрочные направления в социальной сфере и привлекать предприимчивых молодых людей для их реализации. Потребности социальной сферы огромны – расширив границы социальной ответственности молодого предпринимательства, государство сможет разрешить многие социальные проблемы и тем самым стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране.
4. Значительное расширение прав молодых предпринимателей, которые наиболее активно занимаются благотворительной и общественной деятельностью. Благородная традиция должна всегда поддерживаться государством. В нестабильной экономике это может обернуться незапланированными расходными вложениями, что нанесет предпринимателю серьезные потери. Проблема эта лежит в несовершенном законодательстве. В частности, имущественные пожертвования облагаются налогом, что, несомненно, может отразиться на расходах предприятия. Кроме того, если бы на законодательном уровне было закреплено положение о том, что благотворительные расходы относятся к затратам предприятия, то размер пожертвований возрос бы.
5. Увеличение информационной, материальной поддержки малым предприятиям, реализующим нововведения и научно-технические достижения с целью повышения интенсивности, качества и эффективности производственного процесса. Проведение мониторинговых исследований по изучению проблем в сфере бизнеса и предпринимательства и создание единой системы по оказанию организационной, экономической, информационной и правовой поддержки молодым предпринимателям, внедряющим инновационные технологии.
Государственные органы власти, и прежде всего исполнительные органы на местах, должны активно поддерживать и развивать молодежное предпринимательство и всячески стимулировать планомерные инвестиции в социальную сферу. Лишь плодотворный союз способен обеспечить продуктивное и масштабное функционирование предпринимательства. Государство как основной субъект обеспечения безопасности бизнеса способен создать механизмы справедливого правового регулирования по защите интересов молодых предпринимателей. В этом направлении и должна строиться правовая база государственных структур. Законодательная база должна быть конструктивной, а социальная ответственность малого бизнеса и предпринимательства должна стать одним из важнейших административных инструментов. Длительный и непрерывный процесс взаимовыгодного взаимодействия поможет активизировать деятельность молодежного предпринимательства и решить ряд общественно значимых задач.