Основные направления развития российской философии XIX века

XIX в. для России был веком необыкновенным. Мощное индустриальное развитие, становление новых хозяйственных отношений, научные открытия в области естественных, общественных и технических наук объективно способствовали формированию более совершенного мировоззрения.

В связи с этим XIX столетие справедливо считается эпохой становления и расцвета философских и политических идей в России. Именно тогда складываются основные направления философско-политической мысли. Спектр их достаточно широк, потому как мыслители по-разному откликались на российскую и мировую действительность и по-разному их объясняли. В этом ряду представляют реальный интерес мировоззренческие позиции западничества и славянофильства, философия народничества и анархизма, религиозная и марксистская мысль, философские воззрения Петра Чаадаева и других вольнодумцев.

Западничество и славянофильство

В традициях советского взгляда на общественно-политический процесс прошлых веков западники и славянофилы представлялись как полярно противоположные идейные течения в России. Однако, в действительности они представляли собой единый феномен в истории политической культуры Отечества. Они имеют общие российские истоки, формирование их невозможно представить, проведя между ними строгую разграничительную социальную линию. Славянофильство без западничества так же непредставимо, как и западничество без славянофильства. Этот феномен характерен только для России и нигде на планете не имеет аналогов. В общественной обстановке 30—40-х гг. XIX в. практически вся умственная жизнь, всё, что еще могло думать и иметь своё собственное мнение, было сконцентрировано в интеллектуальных кружках и салонах. Из наиболее известных кружков того времени можно упомянуть те, которые группировались вокруг Н.В. Станкевича и А.И. Герцена, а наиболее посещаемые салоны — салон А.П. Елагиной (матери братьев Киреевских), салон Д.Н., Е.А. Свербеевых. В своих воспоминаниях Б.Н. Чичерин (профессор Московского университета) называл кружки "лёгкими, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль". Понятия "западники" и "славянофилы" родились в полемике идейного спора о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать самобытный, собственный путь. Это был принципиальный вопрос о будущих общественных преобразованиях в России. Западники связывали их с усвоением исторических достижений государств Западной Европы. Славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопическую мысль, идеализирующую порядки, существовавшие в допетровской России, некую гармонию власти и народа, дворян и крестьян, господство основанных на христианской православной вере начал любви, добра и братства, общинности как принципа народной жизни. И первые, и вторые были объединены чувством недовольства существующим в стране политическим режимом, и все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению социального и политического положения в стране. В этом смысле и западники и славянофилы были в оппозиции к русской самодержавной политике.

Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно придти к выводу, что между ними было больше сходства, нежели различий. И те, и другие признавали факт своеобразия русской истории, её неадекватности истории западноевропейской. В отношении к прошлому, в восприятии настоящего они были солидарны. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились. Важным мировоззренческим различием было отношение к духовным традициям православия. Славянофилы отстаивали принципы своеобразно понятой ими христианской философии, тогда как западники в целом придерживались секулярных, рационалистических взглядов.