Основные направления правового регулирования защиты прав и интересов детей
Большая часть российского семейного законодательства посвящена праву ребенка жить и воспитываться в семье.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном их развитии.
Согласно ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования и создать условия для получения дальнейшего образования.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в установленном законом порядке.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается и признается незаконной.
Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ, т.е. оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту их нахождения.
Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в и. 1 ст. 123 СК РФ, обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка.
Помимо СК РФ вопросы государственной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральными законами от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", от 16 апреля 2001 г. № 44-фЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и законами субъектов РФ. К примеру, в Москве таким правовым актом является Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве".
Основные принципы, направления, формы и методы государственной политики в области семейной политики, защиты нрав и интересов детей регулируются также Федеральными законами от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В целях организационно-правового обеспечения реализации комплекса мер по защите прав и интересов детей 26 марта 2008 г. Президентом РФ был подписан Указ № 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Указ направлен на создание названного фонда в целях реализации комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основной целью деятельности Фонда является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемых в соответствии со стратегическими целями и основными направлениями демографической и семейной политики РФ.
Проблемы семьи и детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подписан Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В данном Указе Правительству РФ поручено принять решения, способствующие созданию механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей.
В развитие федеральных законов ежегодно принимаются нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, которые конкретизируют формы и методы социальной работы с семьей, а также, являясь документами межведомственного характера, фиксируют полномочия ведомств, участвующих в реализации их программ и мероприятий. Примером такого документа может служить принятое 25 марта 2008 г. постановление Правительства Москвы № 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей “Московские дети” на 2008–2017 гг.". Данный документ является свидетельством того, что вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными для Правительства Москвы.
Программные меры Стратегии носят межведомственный характер.
Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии является адресная помощь детям из социально неблагополучных семей, призванная помочь семьям в воспитании детей и оказать содействие родителям в выполнении своих обязанностей. Речь идет не только о финансовой поддержке, но и о решении социальных проблем, таких как обеспечение семей жильем, организация отдыха и оздоровления детей.
С помощью реализации этих мер государство заботится о снижении социальной напряженности в обществе, сокращении разрыва в качестве жизни бедных и обеспеченных семей.