Основные направления правового обеспечения социальной работы в условиях модернизации России (по проекту Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации")
В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
С момента принятия в действующие законы вносились многочисленные изменения, связанные с развитием законодательства Российской Федерации по вопросам общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, организации местного самоуправления в Российской Федерации, лицензирования, стандартизации, совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Действующие законы сыграли важную роль в социальной работе и развитии системы социального обслуживания населения в Российской
Федерации. На их основе в субъектах Российской Федерации сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения. Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охвачено около 19 млн человек-пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, что является острой необходимостью в условиях модернизации России. Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности и качестве предоставления социальных услуг, сохраняющиеся на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах РФ и проч.
В действующих законах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом ОГЛАВЛЕНИЕ социальных услуг не конкретизировано. Как следствие, в субъектах Российской Федерации социальное облуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству прав граждан на получение социальных услуг. Положения ряда норм действующих законов не соответствуют нормам современного российского законодательства по вопросам совершенствования правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещении государственного (муниципального) заказа и др.
В настоящее время на широкое обсуждение представлен проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания на селения в Российской Федерации'', который направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности. Законопроект предполагает формирование единого интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социальной работы и социального обслуживания населения.
В законопроекте по состоянию на 9 мая 2012 г. конкретизируется ОГЛАВЛЕНИЕ ряда понятий, применяемых в действующих законах, таких как "социальное обслуживание", "социальная услуга", "трудная жизненная ситуация", с целью их точного и единообразного толкования и практического использования. Кроме того, предусмотрено введение ряда новых базовых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах РФ: "поставщик социальной услуги", "получатель социальной услуги", "стандарт социальной услуги", "индивидуальная нуждаемость в социальных услугах", "работник учреждения социального обслуживания", "персональное сопровождение" (в первоначальном варианте проекта закона фигурировали также понятия "государственное задание на предоставление социальных услуг", "государственный заказчик социальной услуги", "семья", "социальный работник", "индивидуальная нуждаемость"). Введение указанных терминов направлено на фиксацию сторон, участвующих в социальном обслуживании населения, их прав и обязанностей, встраивание социального обслуживания населения в систему отношений, вытекающих из новых законодательных решений относительно правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений, размещения государственного (муниципального) заказа, государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, добровольчества и т. д.
В проекте нового закона уточнен перечень принципов социального обслуживания и конкретизировано ОГЛАВЛЕНИЕ этих принципов.
Основными принципами социального обслуживания населения являются:
1) соблюдение прав человека, уважение достоинства личности;
2) доступность социального обслуживания;
3) осуществление социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина (семьи) в социальных услугах;
4) направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной социальной среде;
5) добровольность социального обслуживания;
6) конфиденциальность информации о получателях социальных услуг;
7) приоритетности социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Закрепление этих норм определяет условия реализации принципов социального обслуживания населения и направлено на обеспечение единства требований к предоставлению социальных услуг в субъектах Российской Федерации, равенства прав граждан на их получение независимо от места их проживания.
Новый закон расширяет и конкретизирует перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания населения. Определены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в области социального обслуживания, в том числе проведение единой государственной политики в области социального обслуживания, реализация мер по совершенствованию предоставления социальных услуг.
В соответствии с административной реформой устанавливаются порядок и общие требований к разработке и утверждению регламентов предоставления социальных услуг. Важным в настоящее время является утверждение критериев оценки индивидуальной нуждаемости в предоставлении социальных услуг. Нуждается в конкретизации определение квалификационных требований к работникам учреждений социального обслуживания, необходима поддержка общероссийских социально ориентированных некоммерческих организаций - поставщиков социальных услуг, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
О полномочиях органов государственной власти.
С учетом правоприменительной практики уточнен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения. В число этих полномочий входит:
1) правовое регулирование социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
2) формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих полномочия в области социального обслуживания;
3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти в области социального обслуживания в субъекте РФ;
4) утверждение регламентов межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в связи с реализацией полномочий субъектов РФ в области социального обслуживания;
5) утверждение схем развития и размещения государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
6) осуществление функций и полномочий учредителя государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
7) формирование и ведение реестров поставщиков социальных услуг и регистров получателей социальных услуг в субъекте РФ;
8) ведение паспортов государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
9) разработка (утверждение), финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
10) утверждение порядков предоставления социальных услуг в субъекте РФ;
11) осуществление государственного и ведомственного контроля качества и безопасности социального обслуживания в субъекте РФ;
12) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, формы договора с гражданином (семьей) о предоставлении социальных услуг, формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
13) утверждение порядка определения индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальных услугах в субъекте РФ;
14) утверждение предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату в субъекте РФ;
15) утверждение порядка оплаты предоставления социальных услуг за плату в субъекте РФ;
16) разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику попадания граждан (семей) в трудную жизненную ситуацию;
17) обеспечение открытого бесплатного доступа населения к информации о социальных услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте РФ, видах, объеме, условиях и порядке предоставления социальных услуг, в том числе через средства массовой информации, а также путем размещения информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
18) установление мер социальной поддержки работников государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
19) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
20) ведение статистического учета и отчетности в области социального обслуживания в субъекте РФ;
21) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания в субъекте РФ.
Полномочия субъектов РФ в области социального обслуживания могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
В успешной модернизации социальной работы важно, что определенные законопроектом полномочия отражают новые подходы, технологии и управленческие решения в области социального обслуживания населения, отработанные на практике в субъектах РФ.
Начнем с того, что законопроект содержит развернутый перечень оснований признания гражданина (семьи) нуждающимся в социальном обслуживании в связи с трудной жизненной ситуацией. Перечень построен с учетом современной практики и норм, зафиксированных в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Применение унифицированного перечня позволит повысить объективность и прозрачность признания граждан (семей) нуждающимися в предоставлении социальных услуг, обеспечит государственные гарантии гражданам, признанным находящимися в трудной жизненной ситуации, на социальное обслуживание и получение социальных услуг.
Здесь же с учетом наилучшей практики работы субъектов РФ изложен перечень видов предоставляемых социальных услуг и условия иx предоставления (на дому, в полустационарных или стационарных условиях), а также ОГЛАВЛЕНИЕ этих услуг.
Таким образом, облегчается понимание населением своих прав в области социального обслуживания, повышается адресность обращения граждан (семей) за получением конкретных видов социальных услуг, сокращаются маршрут движения граждан (семей) при обращении за социальными услугами и трудоемкость их получения.
Документ детализирует порядок предоставления социальных услуг, организацию и принципы регулирования социального обслуживания. Устанавливается, что социальные услуги оказываются в соответствии с порядками предоставления социальных услуг, обязательными для исполнения на территории субъекта РФ всеми поставщиками социальных услуг. Порядки предоставления социальных услуг утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ по видам социальных услуг и условиям их предоставления.
Кроме того, предполагается использование таких механизмов, как государственные стандарты социальных услуг, устанавливающие основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам и условиям их предоставления. Законопроектом определено, что стандарт социальной услуги устанавливает основные требования к виду, объему и качеству социальной услуги, срокам и условиям ее предоставления и включает:
1) описание вида социальной услуги;
2) описание объема социальной услуги;
3) описание сроков предоставления социальной услуги;
4) показатели качества предоставления социальной услуги;
5) описание условий доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других маломобильных лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении социальной услуги;
7) описание результатов предоставления социальной услуги;
8) иные положения, необходимые для повышения уровня, качества и безопасности предоставления социальной услуги.
Применение вышеупомянутых механизмов организации предоставления социальных услуг обеспечит единые подходы в социальном обслуживании населения как в субъекте РФ, так и на всей территории Российской Федерации.
Предусматривается, что основой организации социального обслуживания населения в субъекте РФ являются региональные программы социального обслуживания населения, разрабатываемые (утверждаемые), финансируемые и реализуемые органами государственной власти субъекта РФ. Применение программного подхода создает нормативную правовую базу, направленную на повышение качества, доступности и безопасности социального обслуживания населения, обеспечение мониторинга и оценки его результативности, повышение эффективности бюджетирования социального обслуживания населения по результатам, создание предпосылок для привлечения к предоставлению социальных услуг различных юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, в том числе бизнес-сообщества, социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев.
В законопроекте установлены принципы и условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основах, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно в рамках государственного задания (заказа). Законопроектом предусмотрено, что бесплатно социальные услуги предоставляются:
1) лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих лиц не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, в котором они проживают;
2) лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с семейным неблагополучием, безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
4) пенсионерам, достигшим возраста 80 лет и старше, проживающим одиноко или в семье, состоящей из неработающих пенсионеров.
Платность социальных услуг, предоставляемых в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту жительства (на дому), базируется на адресном подходе к получателям социальных услуг в зависимости от уровня их среднедушевого дохода. Законопроектом устанавливается, что лицам, среднедушевой доход которых на дату обращения превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, установленную в субъекте РФ, а также лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход (за исключением детей-инвалидов), социальные услуги в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), предоставляются поставщиками социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты.
При предоставлении социальных услуг в стационарных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам (за исключением детей-инвалидов) размер ежемесячной платы рассчитывается с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 75% пенсии получателя социальных услуг.
При предоставлении социальных услуг в полустационарных условиях и (или) на дому размер ежемесячной платы рассчитывается с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 25% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте РФ предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату устанавливается на основании методики расчета среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг, но не может быть меньше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг производятся на основании сведений о составе семьи, доходах гражданина (членов семьи). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг, устанавливается Правительством РФ.
Определены конкретные права и обязанности получателей, поставщиков социальных услуг и работников учреждений социального обслуживания. Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать собственными нормативными правыми актами меры социальной поддержки работников государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Законопроектом устанавливаются типы организаций и учреждений социального обслуживания на селения При этом в отличие от действующих законов типология учреждений основывается на видах предоставляемых социальных услуг, что расширяет для субъектов РФ возможности принятия самостоятельных решений относительно структуры и номенклатуры указанных учреждений.
Очень важно, что определяется порядок межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг, осуществляемый на основании регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. Регламенты межведомственного взаимодействия определяют:
o перечень органов исполнительной власти субъекта РФ, взаимодействующих в связи с реализацией субъектом РФ полномочий в области социального обслуживания населения;
o функции и виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта РФ, в связи с реализацией субъектом РФ полномочий в области социального обслуживания населения;
o процедуры и формы осуществления межведомственного взаимодействия;
o требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;
o порядок разрешения споров; порядок осуществления контроля за результатами межведомственного взаимодействия.
В целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг и оценки результатов их предоставления вводится регистр получателей социальных услуг, установлен перечень сведений, который должен в нем содержаться. Предполагается, что в дальнейшем сведения, содержащиеся в регистре получателей социальных услуг, будут включены в Универсальную электронную карту гражданина.
Реестры поставщиков социальных услуг формируются в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг и расходования средств в системе социального обслуживания.
Проект закона предусматривает контроль качества и безопасности социального обслуживания, который осуществляется в форме государственного контроля, ведомственного, внутреннего и общественного контроля.