Основные направления повышения эффективности профилактики экономических преступлений органами внутренних дел
Анализ проводимых ОВД оперативных операций и мероприятий по профилактике экономических правонарушений выявил следующие основные проблемы:
— недостаточная способность правоохранительных и финансово-экономических органов надлежащим способом реагировать на изменения финансово-экономических отношений;
— высокие темпы изменения финансово-экономических отношений и мобильность хозяйствующих субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций опережают развитие действующих процессуальных норм, поэтому требуются большие затраты времени на обеспечение необходимых процедур по проведению дознания и предварительного следствия, сбору и оценке доказательств;
— даже при условии динамичного изменения законодательства оно не всегда успевает за реалиями экономической жизни, а иногда позволяет слишком широко трактовать финансово-экономические взаимоотношения, что может негативно отразиться на правах граждан и юридических лиц.
Таким образом, эффективность профилактики экономических преступлений зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Для этого необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мер: политических, правовых, организованных, предупредительных, направленных на непосредственное пресечение условий, способствующих формированию и деятельности криминальных структур.
Экономико-социальную обоснованность такой политики необходимо проводить в рамках закона. Однако совершенно очевидно, что одними только мерами уголовного преследования и административного взыскания успешно противостоять финансово-экономическим нарушениям невозможно. Борьба с указанными нарушениями — это комплексная правовая проблема.
Правоприменительная практика ОВД пока не нацелена на приоритетное применение профилактических мер, поэтому оперативные работники подразделений экономической безопасности нередко доводят выявленную криминальную деятельность до стадии совершения преступления и уже на этой стадии пресекают преступления, задерживая его участников с поличным.
В целях повышения эффективности деятельности подразделений экономической безопасности по профилактике экономических и налоговых преступлений и в соответствии с вновь принятыми МВД России нормативными правовыми актами подразделениям ЭБиПК необходимо предпринимать следующие специальные меры:
— рассматривать на заседаниях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов вопросы о принятии дополнительных мер, направленных на повышение уровня профилактики указанных видов преступлений, в том числе межведомственных комплексных планов мероприятий;
— добиваться взаимодействия и координации усилий всех субъектов, участвующих в профилактике экономических и налоговых преступлений. Одним из весомых негативных факторов, препятствующих повышению эффективности профилактики преступлений, является недостаточная согласованность и координация действий правоохранительных органов;
— обобщать имеющийся в региональных подразделениях ЭБиПК передовой опыт взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по результатам проведения комплексных оперативно-профилактических операций или мероприятий, разрабатывать межведомственные методические рекомендации;
— активизировать работу по подбору квалифицированных источников оперативной информации, способных эффективно освещать и влиять на криминогенные процессы и явления, происходящие на объектах, вызывающих оперативный интерес. Как показывает практика, такие объекты чаще всего не имеют надежного прикрытия, а состоящие па связи источники оперативной информации не в должной мере обладают необходимыми разведывательными возможностями для освещения подготавливаемых хищений и иных корыстных злоупотреблений;
— практиковать поощрение сотрудников подразделений ЭБиПК, добившихся высоких результатов при проведении профилактических мероприятий, так как это направление деятельности рассматривается в качестве одного из индикаторов вновь вводимой системы оценки профилактической деятельности.
Определим специфические {неспециальные) стратегические меры профилактики органами внутренних дел экономической преступности.
1. Научное и информационное обеспечение:
— формирование многолетней базы научно-исследовательских работ (НИР) по исследованию теоретических основ и эмпирической динамики профилактики экономической преступности;
— изучение передового опыта борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями по линии государств — участников СНГ, ЕврАзЭС и ШОС [1] и развитие международного сотрудничества;
— изучение зарубежного опыта противодействия экономической и налоговой преступности на предмет его применимости к современным российским реалиям[2].
С целью устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в экономической сфере, необходимо разработать, апробировать и внедрить систему информационного взаимодействия МВД "Открытая информационная служба при МВД России". Это можно сделать посредством создания уполномоченных подразделений для обеспечения доступа добропорядочным субъектам экономической деятельности (но принципу запрос-ответ) к ведомственной информации МВД, не имеющей грифа "секретно". К такой информации относятся сведения, идентифицирующие личность (паспортные данные, имущественное состояние (недвижимость, автотранспортные средства), регистрация, судимость), база утерянных паспортов (создана в ФМС России), миграционные данные, история организации и физического лица (смена имен, паспортов, приобретение имущества, криминальные связи и т.д.). Таким образом, необходимо обеспечить доступ к следующим базам данных: ЦАСБ (Центральное адресное справочное бюро), ГИБДД, базам данных ГИАЦ МВД "Картотека" (сведения о судимости, розыске, бродяжничестве), "Криминал-И" (административные правонарушения, происшествия с участием иностранных граждан), "Паспорт-Центр" (утраченные, похищенные паспорта), "Автопоиск" (розыск транспортных средств), базам данных по миграции. Кроме того, следует обеспечить систематическое взаимодействие, имеющихся в стране базами данных и поисковых систем "Кронос-Информ", "Интегрум", "Паблик-Ру" с другими базами данных открытой государственной информации, информации СМИ и Интернета, обеспечивающими повышение эффективности оперативно-разыскной и профилактической работы.
2. Кадровая работа:
— увеличение численности специалистов в отделах борьбы с экономическими преступлениями (ОБЭП), имеющих профильную профессиональную подготовку;
— аттестация сотрудников ОБЭП на предмет профильной профессиональной подготовки;
— массовая профессиональная переподготовка сотрудников ОБЭП;
— развитие экономической криминологии, уголовно-превентивного права;
— специальная подготовка и внедрение высококвалифицированных специалистов из гражданских вузов в деловую среду, возможно, путем использования методики разведшкол;
— создание в вузах МВД кафедр уголовно-превентивного права[3], в том числе в сфере экономической деятельности.
3. Культурно-воспитательное и идеологическое обеспечение:
— формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе в целом и о полиции в частности, восстановление доверия общества к государству и его структурам;
— организация воздействия на нравственно-психологическое состояние предпринимателей, налогоплательщиков с использованием СМИ;
— повышение уровня налоговой культуры;
— стимулирование легальной предпринимательской деятельности;
— снижение уровня налогообложения малого и среднего бизнеса.
4. Международное сотрудничество:
— активное сотрудничество с правоохранительными органами всех стран;
— взаимодействие в рамках международных организаций (ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ);
— инициирование международных решений с последующей ратификацией в России.
5. Техническое обеспечение:
— сохранение и закрепление профессионального ядра правоохранительных органов, их материально-техническое укрепление, повышение социально-правовой защищенности сотрудников;
— совершенствование форм и методов бюджетного, страхового, налогового и других видов финансового контроля;
— повышение квалификации руководителей организаций и бухгалтерских работников;
— техническое перевооружение налоговых и иных контролирующих органов;
— внедрение и применение информационных технологий, которые позволяют заинтересованным государственным органам получать данные о нарушениях законодательства, об экономических и о налоговых преступлениях и лицах, их совершивших, а также иные статистические данные, получаемые в результате анализа оперативно-служебной деятельности.
Практика проводимых ОВД мероприятий но профилактике экономических преступлений показывает их в целом низкую эффективность. Можно также отметить отсутствие ведомственного подхода к определению и содержанию профилактической деятельности подразделений ЭБиПК. Ведомственными нормативными актами слабо регламентируются профилактические мероприятия, на настоящий момент специально не сформулированы цели и задачи, средства и методы профилактической работы, не разработаны положения о содержании и структуре профилактического мероприятия, об основных видах профилактических мероприятий.
Планирование профилактической деятельности подразделений ЭБиПК ведется бессистемно.
Данные обстоятельства не позволяют эффективно решать задачи оперативно-служебной деятельности подразделений ГУЭБ и ПК МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ, управлений (отделов) внутренних дел па железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах по профилактике экономических и налоговых преступлений и иных правонарушений, совершаемых в экономической сфере.
Сотрудники указанных подразделений не обладают необходимыми знаниями в области проведения профилактических мероприятий, а существующие результаты профилактической деятельности подразделений ЭБиПК не могут быть должным образом оценены ввиду отсутствия соответствующих методик, позволяющих установить соответствие деятельности по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями и иными правонарушениями с профилактическими мерами в данной области, выявить критерии их эффективности.
В связи с этим на основе исследования результатов профилактической деятельности ОВД в экономической сфере следует разработать комплекс методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности такой деятельности.
Необходимо сформировать теоретический аппарат профилактической деятельности ОВД в экономической сфере: сформулировать понятие профилактической деятельности, определить профилактические мероприятия, цели и задачи, средства и методы профилактической работы, разработать методику планирования профилактической деятельности (термины и определения); тактической (оперативной) и стратегической (среднесрочной и долгосрочной) профилактики экономических и налоговых преступлений.
В целях принятия управленческих решений по профилактике экономических преступлений необходимо сформировать нормативно-организационную базу данных о криминогенной и криминальных ситуациях. В нее должны войти акты действующего законодательства, ведомственные нормативные правовые акты, директивные и организационные решения МВД России, иные источники информации, относящиеся к оперативно-служебной деятельности ОВД по профилактике преступлений в экономической сфере, а также анализ и оценка проводимых ОВД оперативных операций и мероприятий но профилактике экономических и налоговых преступлений.
При проведении анализа криминальной ситуации большое значение имеет изучение документов, являющихся носителями информации о фактах преступной деятельности: материалов уголовных дел; дел оперативного учета; рабочих дел агентов; личных дел осужденных; материалов проверок по заявлениям граждан и юридических лиц; материалов надзорных и контролирующих органов; аналитических справок, обзоров, научных исследований, управленческих и иных документов, в том числе архивных.
Для полного и всестороннего проведения анализа криминальной ситуации, связанной с деятельностью организованных преступных формирований, изучаются и анализируются данные органов государственной власти и местного самоуправления.
В частности, могут быть запрошены сведения из органов:
— региональной статистики, характеризующие социально-экономическое положение исследуемого субъекта Федерации, в том числе демографическую ситуацию, состояние промышленности, транспорта, потребительского рынка, уровня жизни населения;
— налоговой службы, которые ведут государственный реестр предприятий независимо от их организационно-правовой формы; располагают материалами документальных проверок предприятий любых форм собственности по вопросам правильности начисления налогов, своевременности полноты их уплаты и т.п.;
— юстиции субъекта Федерации, располагающих сведениями о политических партиях и об общественных организациях, действующих в регионе и т.п., в том числе подразделений службы исполнения наказаний, которые имеют данные о количестве и дислокации на территории субъекта учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, характеристике их спецконтингента и т.д.;
— таможенной службы и финансовых органов региона, которые выдают заключения о возможности экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, а также располагают всей необходимой документацией по валютному и экспортному контролю;
— по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющих контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельность по недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров;
антимонопольной службы, контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства о защите прав потребителей;
— по тарифам, обеспечивающих государственный контроль за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности установленного законодательством и нормативными актами порядка ценообразования и применения цен;
— арбитражного суда субъекта РФ, которые располагают сведениями о количестве заявлений о признании несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица за анализируемый период и т.д.;
— аудиторских организаций, осуществляющих независимые ведомственные проверки (аудит), проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обстоятельств и требований экономических субъектов, а также оказание иных аудиторских услуг.
Изучение и анализ публикаций СМИ позволяет получить ряд новых данных, а также подтверждение уже имеющихся сведений.
В СМИ нередко достоверно освещается противоправная деятельность как отдельных правонарушителей, так и организованных преступных группировок, зачастую с анализом их количественного состава, фотографиями руководителей и участников.
Изучение общественного мнения населения дает возможность получить сведения, отсутствующие в официальной статистике. Для проведения опросов в форме анкетирования по проблемам борьбы с экономической преступностью с учетом специфики избранной категории респондентов необходимо разрабатывать анкету.
Основные направления деятельности подразделений ЭБиПК по профилактике экономических преступлений заключаются в определении содержания и структуры профилактического мероприятия, основных видов и классификации профилактических мероприятий в экономической сфере; мер общего характера по профилактике экономических и налоговых преступлений; основных мер по профилактике экономических и налоговых преступлений в приоритетных сферах (отраслях) экономики.
Оценка деятельности личного состава подразделений ЭБиПК по профилактике экономических преступлений должна проводиться по следующим критериям:
— основные направления деятельности по организации и порядку учета результатов профилактической деятельности подразделений ЭБиПК (административная практика;
— оценка проводимых профилактических мероприятий, в том числе операций, оперативных мероприятий (рейдов и акций);
— рассмотрение жалоб и обращений граждан;
— работа со СМИ;
— законодательная инициатива;
— направление в органы предварительного расследования информационно-аналитических материалов для подготовки представлений об устранении причин и условий совершения экономических и налоговых преступлений (правонарушений);
— информирование хозяйствующих субъектов о выявленных причинах и условиях, способствующих совершению экономических и налоговых преступлений, с указанием предложений по их устранению;
— взаимодействие с другими правоохранительными органами, осуществляющими ОРД, контролирующими органами, а также с общественными организациями правоохранительной направленности. Эти критерии должны быть основаны не на динамике раскрываемости преступлений, а на оценке: а) стабильности криминальной ситуации по линии ЭБиПК; б) показателей оздоровления финансового состояния хозяйствующих субъектов и граждан; в) признаков снижения теневой экономики.
Специфика и проблематика профилактики преступности в экономической сфере в настоящее время определяются несколькими факторами:
— отсутствием общей политической установки, правовой и организационной базы для профилактики преступности в целом;
— отсутствием у правоохранительных органов России опыта и научных школ по профилактике борьбы с современной экономической преступностью как специфическим видом преступности;
— серьезным уровнем криминогенное™ существующего законодательства, включая УК РФ и особенно УПК РФ;
— наличием в законодательных и исполнительных органах государственной власти, правоохранительных органах серьезного лобби криминальных и теневых экономических структур, активно препятствующего попыткам формирования научной и организационной систем профилактики преступности в экономической сфере;
— комплексным характером проблемы профилактики преступности в экономической сфере, требующим радикального изменения управленческого, правового, организационного, информационного, идеологического и научного обеспечения;
— нерегламентированным использованием служебной информации для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов сотрудниками МВД и других правоохранительных структур, что создает дополнительные конкурентные преимущества, причем обычно криминальным и теневым экономическим субъектам.
В связи с этим в целях профилактики преступности в экономической сфере предлагается проведение следующих мероприятий.
1. Разработка государственной политики и стратегии по борьбе с преступлениями в экономической сфере, включающих в себя весь комплекс мероприятий — от повышения общей культуры граждан, патриотического воспитания, информационно-пропагандистской работы до мер по совершенствованию законодательства и общей экономической ситуации.
2. Комплексный анализ законодательства РФ (включая УК РФ и УПК РФ) на предмет криминогенности и эффективности профилактических мер, в том числе в системе наказания.
3. Проведение межведомственных совещаний, научных мероприятий по проблемам профилактики преступлений в экономической сфере с привлечением широкой общественности, органов государственной власти и управления всех уровней, институтов гражданского общества.
4. Создание в вузах МВД России кафедр уголовно-превентивного права.
5. С целью устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в экономической сфере, разработать, апробировать и внедрить систему информационного взаимодействия МВД "Открытая информационная служба при МВД России" посредством создания уполномоченных подразделений для обеспечения доступа добропорядочным субъектам экономической деятельности (по принципу запрос-ответ) к ведомственной информации МВД, не имеющей грифа "секретно".
Анализ проводимых ОВД оперативных операций и мероприятий по профилактике экономических правонарушений позволил сделать ряд выводов.
1. Основной проблемой в борьбе с нарушениями в финансово-экономической сфере является низкая эффективность профилактической деятельности правоохранительных и контролирующих органов в условиях динамично изменяющегося законодательства в сфере экономики и налогообложения.
2. В целях повышения эффективности деятельности подразделений экономической безопасности по профилактике экономических и налоговых преступлений и в соответствии с вновь принятыми МВД России нормативными правовыми актами подразделениям ЭБиПК необходимо разработать комплекс специальных мер, направленных на повышение уровня профилактики указанных видов преступлений. В числе таких мер принятие межведомственных комплексных планов профилактических мероприятий; повышение уровня взаимодействия и координации усилий всех субъектов, участвующих в профилактике экономических и налоговых преступлений; разработка ведомственных и межведомственных методических рекомендаций; введение практики поощрения сотрудников подразделений ЭБиПК, добившихся высоких результатов при проведении профилактических мероприятий.
3. Специфические (не специальные) стратегические меры профилактики органами внутренних дел экономической и налоговой преступности следует осуществлять в следующих направлениях: научное и информационное обеспечение профилактики; кадровое, культурно-воспитательное и идеологическое обеспечение; международное сотрудничество; техническое обеспечение профилактики экономической и налоговой преступности.
4. Учитывая отсутствие ведомственного подхода к определению и содержанию профилактической деятельности подразделений ОБЭП, что не позволяет эффективно решать задачи оперативно-служебной деятельности подразделений ГУЭБиПК МВД России, а также необходимых знаний их сотрудников в области проведения профилактических мероприятий, должен быть разработан комплекс методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности такой деятельности, включающий следующие положения:
— теоретический аппарат профилактической деятельности ОВД в экономической сфере;
— нормативно-организационная база и данные о криминогенной и криминальных ситуациях (законодательство, информация органов государственной власти и местного самоуправления; публикации СМИ; общественное мнение населения);
- ОГЛАВЛЕНИЕ, структура и виды профилактического мероприятия.