Основные направления политико-правовой идеологии в период Английской революции 1640-1649 гг.
Наиболее отчетливо многообразие представлений о будущем политическом устройстве Англии обнаружилось в период буржуазной революции 1640–1649 гг. Конфликт короля и оппозиции в лице парламента отразил диаметрально противоположные взгляды на государство и право при известной схожести аргументов, на которые они опирались. Доктринальной основой идеологии противоборствующих сторон выступала религия.
Консервативно-этатистское направление
Консервативную традицию представляли роялисты (сторонники короля). Они обосновывали незыблемость феодальных порядков, опираясь на католическую доктрину божественного происхождения государства и права. В соответствии с ней король получает власть от Бога, а потому никто из людей не вправе посягать на эту власть, ограничивать ее, как и ниспровергать законы, установленные монархом. Государственная власть и право являются элементами божественного порядка, предопределенного Творцом, а потому порядок этот не может изменяться людьми.
Опираясь на догматы католицизма о божественной природе государства и права, английский политический писатель, сторонник абсолютной монархии Роберт Фильмер (1604–1688) доказывал, что королевская власть не подчинена человеческим законам, поскольку источником ее является Бог, который передал ее королю через Адама – прародителя рода человеческого. Фильмер – автор теории патриархального происхождения государства. В своей работе "Патриархия, или Естественная власть короля"• он выступал против естественно-правового понимания государства как общественного договора, который заключался и расторгался людьми. Государство уподобляется им семье, где естественная власть короля распространяется на его подданных, которые рассматриваются как его дети. По этой причине монарх не выбирается и не назначается, он как заботливый отец правит справедливо и мудро.
К ряду доктрин, отстаивающих преимущества сильной королевской власти, относится также доктрина политического абсолютизма Г. Гоббса, который, правда, выводил природу государства и права не из теологии, а из человеческого разума и опыта.
Революционно-демократическое направление
Оппозиция, напротив, выступала в защиту прав парламента и ограничения королевского абсолютизма. Поскольку королевский абсолютизм основывался на догматах католицизма, которые приняли официальную формулу "от Бога – король, от короля – закон", то сторонники революции выступление против королевского произвола начали с требования очищения Церкви от католических обрядов и культовых излишеств, отрицания иерархии католической церкви. Пуритане (протестанты-противники короля):
• требовали невмешательства монарха в дела веры;
• отстаивали идею равенства мирян и духовенства в служении Богу;
• считали необходимым применение принципа выборности в деле организации церковной общины: все пресвитеры (церковные старосты) и все пасторы (священники и проповедники) должны избираться верующими, а не назначаться.
В обосновании своих притязаний оппозиция опиралась на кальвинизм. Однако оппозиция не была однородной. В нее входили различные классы и социальные группы, что позволяет выделить следующие направления внутри революционно-демократической идеологии.
Пресвитериане. Эта религиозно-политическая партия представляла правый спектр революционных сил и выражала интересы богатого купечества, части джентри и родовой знати, всерьез опасавшихся возврата к католицизму. Она доминировала на первом этапе Английской революции. Учение пресвитериан было изложено в "Вестминстерском вероисповедании" (1648 г.). Опираясь на догматы о всеобщей греховности людей и об абсолютном предопределении, пресвитериане требовали очищения Церкви от роскоши, устаревших обрядов, запрета ростовщичества. Организация Церкви, по их мнению, должна быть основана на выборности: община пресвитериан управляется коллегией (консисторией), состоящей из пресвитера (старосты) и пастора (духовника), избираемых из числа мирян. Политическим идеалом пресвитериан была конституционная монархия.
Индепенденты (англ. independent – независимый) – центристская партия, представлявшая интересы среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии, высших и низших офицеров. Они выступали за достижение непосредственного общения человека с Богом, максимальную свободу индивида. Их религиозная программа была основана на том, что необходимо каждому верующему предоставить возможность думать и молиться так, как ему подсказывало "божественное озарение".
Социальная неоднородность партии индепендентов, состоящей из различных социальных групп, преследовавших собственные корпоративные интересы, обусловила политическую непоследовательность и противоречивость ее программных положений.
Настроения революционного крыла индепендентов выражал поэт-философ Джон Мильтон (1608–1674) в своих памфлетах "О власти королей и должностных лиц", "Иконокласт" и др. Основой его учения является теория естественного права, в соответствии с которой люди от рождения наделены правами и свободами, среди которых он особенно выделял свободу мысли и религиозную веротерпимость. В соответствии с теорией естественного права Мильтон понимал государство как общественный договор, который заключают люди. Будучи по своей природе свободными, они учреждают государство, сами управляют собой и устанавливают тот порядок управления, который им угоден. Мильтон отстаивал идею народного суверенитета, в соответствии с которой народ – источник власти и носитель суверенитета государства. Для защиты общего блага народ назначает правителя и чиновников, которые действуют в интересах общества, подчиняясь установленным законам. Контроль за высшими административными лицами народ осуществляет с помощью своих выборных представителей – парламентариев.
Из форм правления он отдавал предпочтение цензовой республике, поскольку при ней осуществляется эффективный контроль за управляющими и лучше всего обеспечивается реализация естественных прав индивида. Избирательное право, по его мнению, следует предоставить среднему классу, более подготовленному к управлению. Известное противоречие в политической доктрине Мильтона состоит в том, что республику может возглавить король, избираемый и сменяемый народом. Если монарх правит вопреки общественному договору и законам, то он превращается в тирана. Поэт-философ настаивает в этом случае на праве народа на тираноубийство.
Другая часть индепендентов, которую составляли высшие чины армии (их называли "грандами"), ориентировалась на более консервативный вариант политического устройства Англии. Программу последователей О. Кромвеля, который опирался на верхушку армии, написал его зять – генерал-комиссар Генри Айртон (1611–1651). Его политический идеал – конституционная монархия, которая способна гарантировать защиту собственности, составляющую главную цель государства. Право собственности является основанием свободы индивида, условием его участия в управлении. Он рассматривает государство как общественное соглашение, однако членами этого договора могут являться лишь собственники.
Айртон подверг критике теорию естественного права. По его мнению, права и свободы индивида исходят от государства, носят позитивный характер. Так, право собственности не является прирожденным правом, а является волеустановленным, поскольку если признать его естественным, то каждый нуждающийся может посягнуть на чужое имущество.
Левеллеры. Радикальное направление в развитии политико-правовой идеологии в период буржуазной революции представляли левеллеры (англ. leveler – уравнитель). Они выражали интересы ремесленников, крестьян, низших чинов армии, требовавших устранения сословных привилегий и феодальных повинностей. Вождем и идеологом левеллеров был Джон Лильберн (1614–1657), изложивший политическую доктрину своей партии в многочисленных памфлетах и двух программных проектах, имеющих конституционный характер: "Правдивое изложение требований армии" (18 октября 1647 г.) и "Народное соглашение" (28 октября 1647 г.).
Программные положения левеллеров основывались на идее народного суверенитета, теории неотчуждаемых естественных прав и республиканском устройстве. Отвергая сословное деление общества, Лильберн настаивал на всеобщем естественном равенстве людей. Он считал, что все люди "по природе равны и одинаковы по силе, званию, власти и величию". Священными, прирожденными и неотъемлемыми правами каждого индивида провозглашались свобода личности и право собственности, свобода совести и печати, свобода промышленной и торговой деятельности, равенство всех перед законом и судом. Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не правомочны отменять либо изымать эти естественные права и свободы человека. Данное мнение основывалось на убеждении, что естественные права и свободы людей существуют раньше и стоят выше всякого гражданского, позитивного закона.
Основываясь на теории естественного права, левеллеры существенно дополнили учение о государстве рядом новых положений. Прежде всего, доктрина общественного договора была обогащена принципом народного суверенитета, который наделял государственную власть свойствами:
• первичности;
• верховенства;
• неотчуждаемости.
По мнению Лильберна, государство является результатом общественного договора, который заключается людьми "для доброй пользы и блага каждого".
Источником власти и носителем суверенитета выступает народ. Принцип первичности и верховенства власти народа был направлен против всех форм монархического и олигархического правления, которые исключали свободное согласие народа на управление ими. Лильберн замечал: "Вся власть изначально и по своей сущности исходит от народа и, следовательно, принадлежит только ему. Свободный выбор этого народа и его согласие, выраженное через его представителей, – единственное основание всякого справедливого управления". При этом народный суверенитет не может ни ограничиваться, ни отчуждаться в чью-то пользу.
Политическим идеалом левеллеров выступала парламентская республика. Устройство органов власти в республике основано на принципе выборности и сменяемости. Однопалатный парламент избирается на два года на основе всеобщего избирательного права для англичан с 21 года. Должностные лица, судьи, шерифы назначаются парламентом и ответственны перед ним. В качестве механизмов, предохраняющих общество от узурпации каким-либо органом властных функций и осуществления деспотического управления, Лильберн предлагал:
• ввести парламентский контроль за должностными лицами республики;
• отделить суд от администрации;
• разграничить властные полномочия между органами власти в соответствии с функциями, которые они выполняют, не допуская возможности совмещения различных публично-властных полномочий в руках какого-либо органа власти.
Этот запрет касался и органа народного представительства – парламента, власть которого не должна быть абсолютной. Лильберн замечал: "Власть депутатов состоит лишь в издании законов, правил и инструкций для судов и лиц, назначенных по закону для исполнения их, которым должны подчиняться одинаково как члены республики, так и парламента. Неразумно, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов". Следовательно, идея разграничения властных полномочий рассматривалась в качестве важнейшей гарантии индивидуальной свободы.
Диггеры. Наиболее радикальное течение английской революции представляли диггеры (англ. digger – копатель). Это движение отпочковалось от левеллеров: его социальной базой стали городские низы и беднейшее крестьянство, не добившиеся удовлетворения собственных требований в ходе революции и разочарованные ее результатами. Если левеллеры выступали защитниками частной собственности и отражали потребности буржуазного развития, то диггеры были непримиримыми критиками общественного строя, основанного на частной собственности.
Идейным руководителем этого течения стал Джерард Уинстенли (1609–1652), изложивший свою политическую доктрину в работе "Закон свободы", которая была написана в форме проекта конституции республики, основанной на общей собственности.
Специфика политического учения Уинстенли состоит в том, что оно является разновидностью утопического социализма. По этой причине критика монархии и ее институтов связана не с поиском их недостатков и возможностей совершенствования данной формы правления, а с полным отрицанием общественного строя, основанного на частной собственности и эксплуатации народа.
В соответствии с этой политической установкой Уинстенли иначе интерпретировал теорию естественного права в целях обоснования нового строя. Он признавал равенство людей от рождения, их право на землю, труд, его результаты. Однако частная собственность, по его мнению, представляет собой нетрудовой доход, результат обмана и порабощения одних людей другими. По этой причине частная собственность отчуждает естественные права человека, является источником всех социальных бедствий.
Уинстенли рассматривал проблему соотношения свободы и собственности в качестве основополагающей для оценки общественного строя. Свободу он интерпретировал не в либеральном смысле как возможность совершать определенные действия, а в социалистическом – как фактическое обладание и пользование естественными правами, реализация которых обеспечена материальными гарантиями, общностью имущества. Он полагал, что "истинная республиканская свобода заключается в свободном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни".
Построение государства, основанного на "законах общей свободы", нельзя осуществить без переходного периода. Назначение переходного периода состоит в создании предпосылок, позволяющих установить "истинную республиканскую свободу". Первоначально создаются политические предпосылки в лице институтов революционной власти: выборного парламента, выражающего интересы бедноты, добродетельных магистратов. Экономические гарантии республиканской свободы Уинстенли видел в общности имущества, создаваемого путем конфискации королевских и церковных земель, а также передачи общинных земель народу.
На этих землях создаются коммуны. Наконец, создание культурных предпосылок связано с преодолением всех негативных проявлений частной собственности и антиобщественного поведения, которые искореняются как воспитательной работой, увещеванием, так и мерами уголовного преследования. Так, за куплю-продажу земли, наем рабочей силы Уинстенли предусматривалась смертная казнь, за тунеядство – применение каторжных работ и телесных наказаний.
После решения задач переходного периода должна была вступить в действие конституция парламентской республики. Она тщательно регламентировала все стороны жизни государства, основанного на общности имущества, включая брачно-семейные отношения, образ жизни и мысли. Во главе государства – однопалатный парламент, ежегодно переизбираемый на основе избирательного права, которым наделяются мужчины с 20 лет. Парламент разрабатывал законы, которые принимались с ведома народа. Кроме этого, должностные лица (магистраты, наблюдатели, судьи и т.д.) также избираются сроком на один год.
Государство не только гарантирует права, обеспечивает общественный порядок, но и организует хозяйственную жизнь. В ней особая роль принадлежала отцам семейства, которые возглавляли магистраты. В республике сохранялся институт рабства, который применялся как наказание за тяжкие преступления.
Идеи Уинстенли не были востребованы в Англии, где развитие капитализма после революции шло быстрыми темпами.