Основные направления осуществления государственного контроля за соблюдением системы международных автомобильных перевозок
В действиях государства по осуществлению контрольных функций в данной сфере можно выделить пять основных направлений. Первое касается порядка выдачи российских разрешений на международную перевозку автомобильным транспортом иностранным перевозчикам. Второе направление связано с организацией работы по обеспечению российских перевозчиков иностранными разрешениями на осуществление международной автомобильной перевозки. Третье направление заключается в осуществлении допуска российских перевозчиков на международный рынок автотранспортных услуг. Четвертое направление выражается в контроле за соблюдением владельцами удостоверений на допуск к международным автомобильным перевозкам требований законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих международные автомобильные перевозки. Пятое направление связано с обеспечением соблюдения правил пропуска автотранспортных средств через Государственную границу РФ.
Рассмотрим каждое из перечисленных направлений.
Первое направление государство реализует через Минтранс России. Вопросами организации выдачи российских разрешений на международную перевозку автомобильным транспортом иностранным перевозчикам занимается Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Для определения количества выдаваемых разрешений Агентство ведет предварительные переговоры с компетентными органами иностранных государств. Основной принцип, которого стараются придерживаться стороны, – это паритет участия перевозчиков сторон в перевозках между Россией и соответствующим государством.
В технических вопросах обеспечения перевозчиков разрешительными документами участвует АСМАП. Она занимается изготовлением российских разрешений. К 1 ноября предшествующего года АСМАП передает изготовленные документы в Росавтодор. Однако только техническими вопросами АСМАП не ограничивается. Ассоциация участвует в переговорах с компетентными органами соответствующих государств по вопросам определения контингента перевозчиков, которым будет выдано российское разрешение.
После получения Росавтодором изготовленных АСМАП российских разрешений Агентство осуществляет обмен разрешениями с компетентными органами иностранных государств. Полученные в результате обмена иностранные разрешения Росавтодор передает АСМАП.
Если первое направление в реализации государством контрольных функций за осуществлением международных автомобильных перевозок касается установления и реализации порядка выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, то второе направление, наоборот, связано с организацией работы по обеспечению российских перевозчиков иностранными разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок.
Эту работу выполняет также Росавтодор, который утверждает разнарядку на распределение иностранных разрешений между российскими перевозчиками.
Однако такому решению предшествует установленная процедура последовательных действий заинтересованных лиц. Все начинается с подачи перевозчиками заявок на получение иностранных разрешений. Заявки подаются не позднее 1 октября года, предшествующего году их реализации, в АСМАП. Ассоциация составляет общую заявку и не позднее 1 ноября текущего года представляет ее в Росавтодор.
Главная задача Агентства заключается в решении вопроса о правильном распределении иностранных разрешений между российскими перевозчиками. Определение контингента российских перевозчиков, претендующих на иностранные разрешения, осуществляется на переговорах с компетентными органами соответствующих стран. В этих переговорах участвуют также представители Ассоциации.
Иностранные разрешения распределяются между российскими перевозчиками в пределах квоты, выделенной компетентными органами иностранных государств.
Нередко на практике возникает потребность в получении дополнительного количества иностранных разрешений. В этих случаях АСМАП направляет Росавтодору соответствующие предложения. Агентство рассматривает эти предложения и при их достаточной обоснованности проводит дополнительные переговоры по этому вопросу с компетентными органами соответствующих государств.
Таким образом, непосредственную выдачу иностранных разрешений на перевозки автомобильным транспортом осуществляет АСМАП. При этом она разъясняет условия выполнения международных перевозок, которые урегулированы соответствующими международными конвенциями, а также двусторонними соглашениями об автомобильных перевозках. Речь идет о соблюдении специальных требований при перевозке негабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, об обязательном страховании гражданской ответственности, о порядке беспошлинного провоза горюче-смазочных материалов, о режиме работы экипажей, о порядке пересечения границы и др.
Выполнение АСМАП действий, связанных с выдачей иностранных разрешений на перевозки автомобильным автотранспортом, осуществляется на основании самоокупаемости, т.е. Ассоциация за оказываемые услуги взимает плату.
АСМАП ведет учет и анализ информации об использовании иностранных разрешений. Результат проводимого анализа ежемесячно представляется Росавтодору.
Росавтодор осуществляет контроль за соблюдением российскими перевозчиками правил международной перевозки. В случае обнаружения нарушений указанных правил оно принимает к нарушителям действенные меры вплоть до постановки перед Минтрансом России вопроса о лишении нарушителей права на пользование иностранными разрешениями. Решение о лишении такого права может быть ограничено определенным сроком. Перевозчик имеет право обжаловать в судебные органы принятое Минтрансом России решение.
Третье направление реализации государством контрольных функций за осуществлением международных автомобильных перевозок состоит в допуске российских перевозчиков на международный рынок автотранспортных услуг. Вопросы допуска реализуются постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок". В соответствии с этим нормативным документом к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационноправовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов.
К некоммерческим перевозкам относятся перевозки российскими перевозчиками собственных грузов для производственных нужд за свой счет на принадлежащих им транспортных средствах на праве собственности или на ином законном основании.
В Постановлении определены условия допуска российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам. К ним относятся:
– наличие лицензии на перевозку грузов автомобильным транспортом, выданной в порядке, установленном законодательством РФ в области лицензирования;
– наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
– соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
– устойчивое финансовое положение российского перевозчика, что выражается в наличии собственного имущества, стоимость которого в расчете на 1 транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. руб. или в расчете на 1 т разрешенной максимальной массы указанного транспортного средства – не менее 2,5 тыс. руб.;
– обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Допуск российских перевозчиков к осуществлению международной автомобильной перевозки оформляется специальным удостоверением, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором).
Порядок получения удостоверения следующий. Российский перевозчик подает в орган Ространснадзора заявление, в котором указывает вид перевозки (пассажирская или грузовая), срок, на который испрашивается удостоверение, а также все свои реквизиты (наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, наименование банковского учреждения и номер расчетного счета).
К заявлению прилагаются следующие документы:
– копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица – для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
– справка о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
– копия лицензии на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
– документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, а также документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
– копия документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста;
– балансовый отчет (формы № 1 и 2 по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период;
– копия генеральной и разовой лицензии на осуществление подлежащих лицензированию экспортных и импортных операций в отношении своих товаров, если они будут перевозиться за собственный счет на транспортных средствах, принадлежащих заявителю;
– документ, подтверждающий опыт работы по осуществлению международных автомобильных перевозок – для российских перевозчиков, подавших заявление о допуске к международным автомобильным перевозкам сроком на пять лет;
– копия полиса страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.
По заявлению компетентный орган Ространснадзора в течение 30 дней с даты его получения принимает решение, которое оформляется приказом.
О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме в трехдневный срок с даты издания приказа. При положительном решении заявителю выдается удостоверение на допуск к международным автомобильным перевозкам, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться эти перевозки.
Существуют удостоверения двух видов – на один год и на пять лет. Удостоверение на один год выдается российским перевозчикам, которые впервые подали заявление и не имеют опыта осуществления международных автомобильных перевозок. Его срок действия не продлевается. Что касается удостоверений на пять лет, то они выдаются российским перевозчикам, которые на протяжении последних четырех лет, предшествующих подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки как минимум не менее одного года. Срок действия этого удостоверения может быть продлен по заявлению его владельца, но не более двух раз.
На основании удостоверения компетентный орган иностранного государства выдает российскому перевозчику разрешение на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства.
Необходимо отметить, что удостоверение относится к обязательным документам для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Конвенцией МДП. Дело в том, что компетентный орган Ространснадзора при рассмотрении заявления о допуске к международным автомобильным перевозкам обязан направить копии представленных российским перевозчиком документов в Федеральную таможенную службу (ФТС России) для подготовки заключения и представления его в Ространснадзор.
Компетентный орган Ространснадзора может отказать заявителю в выдаче удостоверения на допуск к международным автомобильным перевозкам или в продлении срока действия удостоверения. Основанием для принятия такого решения может быть:
– наличие в документах, представленных российским перевозчиком, недостоверной или искаженной информации;
– несоответствие российского перевозчика условиям допуска к международным автомобильным перевозкам;
– получение обоснованного отрицательного заключения ФТС России по результатам рассмотрения представленных российским перевозчиком документов;
– аннулирование удостоверения, с момента выдачи которого прошло менее одного года.
Принятое решение об отказе в выдаче удостоверения или в продлении срока его действия доводится до российского перевозчика в письменной форме в трехдневный срок с момента его принятия.
На российского перевозчика, получившего удостоверение на допуск к международным автомобильным перевозкам, возлагается ряд обязанностей. Он должен строго соблюдать законодательство РФ, международные договоры РФ и Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Важной его обязанностью является обеспечение водителей автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки, карточками допуска.
В случае преобразования перевозчика – юридического лица, изменения его наименования или местонахождения либо изменения имени или местонахождения перевозчика – индивидуального предпринимателя он обязан не позднее 15 дней подать заявление о переоформлении удостоверения и карточек допуска. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные изменения.
И, наконец, последняя обязанность российского перевозчика заключается в возврате удостоверения и карточки допуска в орган Ространснадзора в случае приостановления действия удостоверения или его аннулирования.
Четвертое направление осуществления государством контрольных функций за соблюдением международной автомобильной перевозки реализуется путем непосредственного контроля за строгим соблюдением российскими перевозчиками и иностранными перевозчиками законодательства РФ, а также международных договоров РФ, регулирующих этот вид перевозки, при их нахождении на территории РФ.
Контроль осуществляют компетентные государственные органы, в частности таможенные, пограничные, а также органы транспортной инспекции. Так, органы Ространснадзора контролируют выполнение закрепленных нормативными правовыми актами обязанностей российскими перевозчиками, получившими удостоверение на допуск к международным автомобильным перевозкам.
При их неисполнении или ненадлежащем исполнении Ространснадзор может вынести одно из следующих решений:
– вынести предупреждение;
– приостановить действие удостоверения на срок не более шести месяцев;
– аннулировать удостоверение.
При решении о приостановлении действия удостоверения его владелец обязан уведомить в письменном виде Ространснадзор об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия этого документа. Обычно компетентный орган Ространснадзора проверяет устранение владельцем нарушений, повлекших за собой приостановление действий удостоверения, и только после этого принимает решение о возобновлении его действия и о возврате удостоверения и карточек допуска владельцу.
В Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок содержится запрет передачи владельцем удостоверения, а также карточек допуска другому российскому перевозчику.
В тех случаях, когда перевозчик – юридическое лицо – ликвидируется либо прекращает действие свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве перевозчика – индивидуального предпринимателя, удостоверение и карточки допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными.
Пятое направление осуществления Российской Федерацией контрольных функций за международными автомобильными перевозками заключается в обеспечении соблюдения правил пропуска автотранспортных средств через Государственную границу.
Основным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок пропуска, являются Правила режима в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации. Они определяют порядок проверки документов лиц, пересекающих Государственную границу РФ (въезд и выезд), документов на транспортное средство, а также на груз; регулируют прохождение санитарно-карантинного, пограничного, таможенного и автотранспортного контроля, действия водителя при их осуществлении. Поскольку процедура перечисленных видов контроля носит комплексный характер и осуществляется различными ведомствами, их деятельность координируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов транспортной инспекции, органов пограничного контроля и таможенных органов Российской Федерации в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации от 08.11.1997 № 01-23/21373.
Пересечение Государственной границы и процедура контроля пропуска людей, транспортных средств и грузов осуществляется в строго определенных для этой цели пунктах. Они именуются пунктами пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ППГ). Правовой статус ППГ, а также порядок осуществления автотранспортного контроля в этих пунктах урегулирован постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации".
В соответствии с Положением на ППГ осуществляется документационный учет автотранспортных средств иностранных и российских перевозчиков, ведется журнал учета и журнал контроля автотранспортных средств, осуществляется проверка необходимых документов, а также транспортных средств.
Что касается проверки документационного обеспечения пересечения границы, то в первую очередь выясняется наличие у иностранных перевозчиков российских разрешений на перевозку пассажиров и грузов на территории РФ, а у российских перевозчиков – иностранных разрешений на перевозку пассажиров и грузов по территории иностранных государств.
В необходимых случаях на пунктах проверки по поручению Минтранса России могут оформлять и выдавать российские и иностранные разрешения.
У водителей автотранспортных средств проверяются водительские удостоверения, регистрационные документы на автотранспортное средство, товаротранспортные и другие документы, предусмотренные международными договорами РФ в области автомобильных сообщений. Кроме того, проверяется наличие лицензионных карточек установленного образца на автотранспортные средства российских перевозчиков. Если осуществляется перевозка опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, проверяется наличие специальных разрешений на перевозку этих видов грузов по территории РФ.
Что касается автотранспортных средств, то проверке подлежит в установленных пределах их техническое состояние с целью недопущения дальнейшего проезда автотранспортных средств при наличии неисправностей, создающих угрозу безопасности движения.
Кроме того, проверяется наличие на автотранспортных средствах отличительных знаков государственной регистрации, регистрационных номеров, контрольных устройств, контролирующих режим труда и отдыха водителя (тахографов).
И, наконец, осуществляется контроль за весовыми и габаритными параметрами автотранспортных средств.
Таковы основные действия, связанные с транспортным контролем на пунктах пропуска через Государственную границу РФ, которые осуществляют органы Ространснадзора.
При соблюдении всех установленных требований орган Ространснадзора выдает водителю автотранспортного средства талон контроля.
В порядке координации действий пограничные и таможенные органы информируют органы Ространснадзора о нарушениях при пересечении границы. Они обязаны сообщать об отсутствии у водителя автотранспортного средства и пассажиров документов на право пересечения Государственной границы РФ. В их обязанности входит также информирование о выявленных обстоятельствах, которые препятствуют принятию решения о пропуске автотранспортного средства или перевозимых им грузов. В обязательном порядке органы Ространснадзора должны быть проинформированы о всех случаях превышения водителями иностранных транспортных средств срока пребывания на территории РФ.
Таким образом, роль государственного контроля в осуществлении международных автомобильных перевозок достаточно значима. Он обеспечивает не только последовательное развитие международных автомобильных сообщений, но и их безопасность.