Основные направления оперативной финансовой работы по управлению денежным оборотом
Оперативно-финансовая работа по управлению денежным оборотом включает следующие методы управления предприятием: планирование, самофинансирование, кредитование, страхование, самострахование (образование резервов), налогообложение, систему безналичных расчетов, систему амортизационных отчислений, финансовые поощрения и санкции, трастовые, залоговые, лизинговые факторинговые и иные операции. Перечисленные методы предполагают использование специальных приемов управления корпоративными финансами: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки курса ценных бумаг и валют, дисконт и др.
Оперативная финансовая работа по управлению денежным оборотом осуществляется по трем основным направлениям:
1) финансовое планирование (бюджетирование доходов, расходов и капитала);
2) оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом;
3) контрольно-аналитическая работа.
Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов), которые составляют по структурным подразделениям (центрам ответственности) и по предприятию в целом.
Для организации системы бюджетирования создаются следующие центры ответственности:
• по доходности, включая управление коммерческой и маркетинговой деятельностью;
• расходам, включая управление производством, снабжением и ремонтом основных средств;
• прибыли, включая управление финансовой деятельностью;
• инвестициям, куда входит управление техническим развитием и персоналом предприятия.
Четкое определение состава центров ответственности позволяет интенсивно внедрять систему финансового планирования и прогнозирования.
Оперативная финансовая работа заключается в обеспечении регулярных денежных взаимоотношений с партнерами (контрагентами) предприятия: поставщиками материальных ценностей и услуг (оплата закупок, управление производственными запасами и др.); покупателями готовой продукции и услуг (получение платежей и управление дебиторской задолженностью); бюджетной системой государства; персоналом (оплата труда, социальные и дивидендные выплаты); банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и др.; арбитражным судом в случае возникновении претензий и т.д.
Частью оперативной финансовой работы считается также выбор наиболее эффективных способов финансирования предприятия. К таким способам относятся: самофинансирование (в основном за счет собственных средств), умеренная финансовая политика; финансирование за счет краткосрочного банковского кредита (агрессивная финансовая политика); финансирование преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных кредитов и займов (консервативная политика); хеджирование (компенсация активов обязательствами при разном сроке их погашения); финансирование за счет отсрочки выплат по обязательствам (например, поставщикам).
Контрольно-аналитическая работа заключается в осуществлении систематического контроля над исполнением консолидированного и локальных бюджетов, структурой капитала, использованием основных и оборотных средств, платежеспособностью и ликвидностью баланса предприятия. Организует финансовую работ}? на предприятиях различных форм собственности финансовый или генеральный директор.
Порядок оформления платежно-расчетных документов
Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:
1) наименование расчетного документа;
2) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц – прописью, год – цифрами. На расчетных документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами;
3) номер банка плательщика. Наименование банка плательщика. Вместо наименования банка плательщика в тексте документа может быть проставлено и его фирменное обозначение;
4) наименование плательщика, номер его счета в банке;
5) наименование получателя средств, номер его счета в банке. Наименование банка получателя (в чеке не указывается), номер банка – получателя средств. Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и получателя средств, нс затрудняющее работу банков и клиентов;
6) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием можно проставлять кодовое обозначение;
7) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
8) на первом экземпляре должны стоять подписи предприятия независимо от способа изготовления расчетного документа, на первом экземпляре поручения проставляется также оттиск печати.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии па них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска печати.
Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы.
Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.
Платежные поручения, платежные требования-поручения выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.
Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по факсу), если иное не оговорено указаниями Центрального банка России[1].
С 9 июля 2012 г. вступило в силу новое Положение о правилах осуществления перевода денежных средств[2]. Документ был официально опубликован в "Вестнике Банка России" 28 июня 2012 г.
Стоит отметить следующие изменения.
1. Введено ограничение по числу символов в номере платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, – оно не должно превышать 6 цифр. До сих пор такого ограничения не существовало (была ограничена лишь длина поля, в котором указывался номер платежно-расчетных документов, но не число цифр (иных символов), из которых этот номер мог состоять).
2. Это же можно сказать и в отношении такого реквизита платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, как "Дата". Ранее формат представления даты в расчетно-платежных документах специально не оговаривался, а новые правила содержат ограничение по числу символов – 8. Это делает невозможным представление даты в формате ДД.ММ.ГГГГ, фактически допуская лишь формат ДД.ММ.ГГ.
3. Исключена необходимость заполнения слов "электронно" в поле "Вид платежа" при составлении платежно-расчетных документов в электронном виде. Вместо этого в данном поле нужно будет проставлять сообщаемый банком код (размер которого ограничен одним символом).
4. В отношении заполнения реквизитов "Плательщик" и "Получатель" в платежно-расчетных документах в новом Положении № 383-П однозначно указано, что в них могут указываться как полные, так и сокращенные наименования юридических лиц, полностью фамилия, имя, отчество физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей еще и их правовой статус.
5. В отношении заполнения реквизита "Назначение платежа" в Положении № 383-П нет указания на обязательную необходимость приведения информации о величине НДС (или его отсутствии) в сумме перечисляемых средств.
6. В отношении реквизита "Сумма платежа" указано, что по нему сумма прописью указывается только в платежно-расчетных документах, оформляемых на бумаге. При электронной форме расчетов сумма прописью не указывается.
7. В отличие от ранее действовавшего положения новое Положение № 383-П не регламентирует размер полей и расстояния между реквизитами применяемых при безналичных расчетах форм платежно-расчетных документов, что безусловно облегчает вопросы их формирования (в основном, конечно, для лиц использующих документооборот на бумажных носителях)[3].