Основные направления в философии
За два с половиной тысячелетия в философии созданы сотни учений, концепций и теорий. Многообразие идей восхищает и пугает одновременно. Но несмотря на разнообразие мнений и позиций четко видна связь между разными концепциями, это общее и позволяет называть все их философскими.
Во-первых, философская традиция поддерживается благодаря тому, что разные проблемы решаются одинаково – с помощью разума, философия – это рациональное знание, несмотря на все разнообразие форм, тем и стилей.
Во-вторых, в философии повторяются проблемы, она постоянно возвращается к одним и тем же темам. Например, Платон предложил понятие "эйдос" или "идея", человеческая душа созерцает эйдосы, блуждая в поднебесной области. Смысл познания, согласно Платону, заключается в воспоминании: истинное знание об идеях является врожденным, остается только припомнить то, что знал всегда. Спустя два тысячелетия другой философ, Рене Декарт, предложил концепцию "врожденных идей". Согласно этой теории, все знания с самого рождения существуют в душе человека. В XX в. философ и психолог Карл Густав Юнг предлагает свою теорию – концепцию архетипов коллективного бессознательного, т.е. формальных "образов" и норм, которые существуют в душе каждого человека и определяют его личный опыт и переживания[1]. Это, конечно, не "эйдосы" Платона и не "врожденные идеи" Декарта, но связь между этими философскими теориями очевидна.
Одним словом, багаж прежних философских систем переходит в новые или просто "растворяется" в культуре, становится "воздухом", в котором рождаются новые идеи. Так произошло, например, с психоанализом Зигмунда Фрейда, а ведь поначалу это была просто медицинская методика лечения неврозов. Постепенно психоанализ стал психологической теорией, затем философской концепцией, а потом и вовсе превратился в массовую идеологию[1]. Образно выражаясь, человек конца XX в. был "психоаналитическим человеком".
Эта общность проблем и способов их решения позволяет упорядочить все многообразие философских теорий и свести их к нескольким основным направлениям.
Материализм утверждает, что первичное начало – это материя или природа, которая никем не сотворена, она сама причина всего существующего, а сознание является ее атрибутом. Термин "материализм" появился только в XVII в., но материалистические идеи были в философии с момента ее возникновения. Греческие философы Демокрит и Эпикур были стихийными материалистами[3], в XVII в. материалистические идеи развивали Джон Локк и Томас Гоббс[4], а в XIX в. в марксистской философии были сформулированы принципы диалектического материализма[5].
Термин "идеализм" был предложен еще позже – в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль или сознание. Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует независимо от человека. Примером объективного идеализма является философия Георга Гегеля[6]. Субъективный идеализм признает исходной реальностью сознание или волю отдельного человека. Примером субъективного идеализма является философия Джорджа Беркли или Дэвида Юма[4].
Философские системы можно также различать в зависимости от того, одно, два или более начал рассматриваются в качестве истоков бытия. Если философ считает, что в основе мира лежит одно начало, то его философская система называется монизмом, если два – то дуализмом, а более двух – плюрализмом. При этом исходное начало или начала в монизме и плюрализме могут пониматься и как материальные, и как идеальные. Примером материалистического монизма является диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса[8], примером материалистического плюрализма – атомизм Демокрита[3]. Вариантом идеалистического монизма являются концепции Георга Гегеля и Артура Шопенгауэра[10], а примером идеалистического плюрализма может быть теория Дэвида Юма[4] или современная философия постмодернизма[12]. Современные формы идеализма вообще сложно однозначно отнести к тому или иному типу, потому что они чрезвычайно разнообразны – философия жизни, феноменология, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, постмодернизм[12] – все эти способы философствования сложно классифицировать. Но можно заметить, что в классической философии преобладали монистические учения, а в современной – плюралистические. Из множества философских школ XX в. только философия жизни (и то с оговорками), феноменология и структурализм являются монистическими учениями. Остальные развиваются как варианты плюрализма.
Классический пример дуализма – философская система Рене Декарта или картезианство[4]. Рене Декарт разделил бытие на две не зависящие друг от друга и совершенно равноправные субстанции: протяженную и мыслящую. Дуализм чрезвычайно неустойчив и всегда тяготеет к материализму или идеалистическому монизму. Дуалистического мировоззрения часто придерживаются ученые – представители естественных наук, потому что дуализм удобен, когда необходимо совместить профессиональные, вполне материалистические знания, и религиозную веру.
В зависимости от ответа на вопрос об адекватности познания все философские учения можно разделить на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гносеологический оптимизм.
Крайний агностицизм утверждает, что познание реальности невозможно. В истории философии эта позиция не была реализована. Действительно, философ, смысл деятельности которого заключается в постижении фундаментальных основ бытия мира и человека, не может дать отрицательный ответ на вопрос о возможности познания, иначе он разрушает основу собственной деятельности. Как минимум, утверждение, что адекватное познание невозможно, следует рассматривать в качестве позитивного, т.е. адекватного итога познания. Позиция крайнего агностицизма встречается в мистических и религиозных доктринах, в которых не предполагается поиск ответа на вопрос о познании, в них речь идет о переживании трансцендентного, сверхъестественного и непостижимого.
Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а только на уровне явлений. То есть познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. К умеренному агностицизму принадлежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Дэвид Юм, Иммануил Кант, в современной философии – критические реалисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты. Умеренный агностицизм имеет под собой рациональную основу, и его трудно последовательно критиковать. Знания человека ограничены, в них истина переплетается с заблуждением, а возможности человека постигать реальность не бесконечны. Сознание и природа – разные части мира, и окончательно ответить на вопрос, насколько точно сознание отражает реальность, нельзя. Однако то, что научные и философские теории не фантасмагорический бред, убеждает успешная деятельность человека вне сферы познания, и, в конце концов, тот факт, что человеческий вид, несмотря на свою биологическую слабость, до сих пор не исчез с лица земли.
Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Георга Гегеля и диалектических материалистов.
Как видим, линии разделения философских учений на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, а также на агностицизм и гносеологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Гегель), идеалистом и умеренным агностиком (Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм, механистический материализм), материалистом и скептиком (Джон Локк) и т.д.
В зависимости от выделения ведущей познавательной способности и определения основного источника знания все философские теории подразделяются на рационализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле слова и сенсуализм.
Иррационализм утверждает, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта; разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины. Примеры философского иррационализма: иррационалистический волюнтаризм Артура Шопенгауэра, философия воли Фридриха Ницше, философия жизни Анри Бергсона[8].
Ницше, в частности, утверждал, что разум – препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления тормозят человеческие действия. Истину же Ницше в иррационалистическом духе трактовал как полезное для жизни заблуждение. Анри Бергсон называет интеллект интуицией, утратившей способность проникать в суть реальности.
В противоноложность иррационалистам, сторонники рационализма считают, что ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум. Суть философского рационализма одной фразой выразил Готфрид Лейбниц: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума". Рационалисты считают, что опыт не может дать истинного знания и стать основой общенаучного метода. Опытные данные сомнительны, идеи же, которые содержатся в уме человека, напротив, ясны и очевидны. Задача познания заключается в том, чтобы выявить уже заложенные в разуме знания. Философский рационализм достиг расцвета в философии XVII–XVIII вв., его представителями являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц[4].
Сенсуализм (эмпиризм) называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний – опыт. Джон Локк, в полемике с которым Готфрид Лейбниц предложил "формулу" рационализма, в свою очередь, писал: "Нет ничего в разуме, чего прежде нс было бы в чувствах". По мнению сенсуалистов, ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. Сенсуализм может принимать материалистическую или идеалистическую формы. Материалистический сенсуализм считает источником познания внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности. Представителями этой линии сенсуализма являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс. Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е. к ощущениям. В интерпретации субъективных идеалистов существование мира сводится к его способности быть воспринятым человеком. "Существовать – значит быть воспринимаемым", – таков лозунг идеалистического сенсуализма. Представителями этого направления являются Джордж Беркли и Дэвид Юм[4].