Зоны прибыли
Цепочка ценности при создании потребительской стоимости может быть преобразована в зоны прибыли. Так, в компьютерной индустрии в цепочку ценности входят виды деятельности по созданию комплексного продукта — компьютера: создание основы компьютера ("железа"), создание языка, создание операционной системы, создание приложений. Все эти виды деятельности являются зонами прибыли. И если при продаже основного продукта ("железа") зона постепенно переходит в бесприбыльную, то другие зоны становятся высоко прибыльными.
Таким образом, зона прибыли — это арена экономической деятельности компании, где получаются высокие прибыли. Это не прибыли средних размеров, не прибыли в результате циклических инфляционных процессов и не краткосрочные прибыли, а устойчивые и очень высокие прибыли Г1" с. 15].
Запирание в парадигме
Формирование портфеля организации, ставящей некоторые инновационные цели развития и потому считающейся инновационной, —это прежде всего выбор зоны прибыли, так как в настоящее время в бизнесе прибыльность — проблема номер один. Цель развития компании — оказаться в зоне прибыли и как можно дольше действовать в ней, чтобы наращивать стоимость компании. Именно прибыль определяет акционерную стоимость компании. В работах специалистов раскрывается механизм получения такой прибыли. Это в первую очередь работы Б. Гейтса "Бизнес со скоростью мысли", а также А. Сливотски и Д. Моррисона "Маркетинг со скоростью мысли (инновационные модели бизнеса)".
Можно привести множество примеров даже крупного бизнеса, когда высокие рыночные доли компаний и высокие масштабы бизнеса не сопровождаются ростом прибыли и соответственно стоимости компании.
Компания "Интел" имела высокую долю в производстве чипов памяти, однако с потерями ушла с этого рынка и уступила его японцам.
Компания "World Perfect" лидировала по рыночной доле в производстве программного обеспечения для компьютерных процессоров.
Компания "DEC" была среди лидеров по рыночной доле на рынке компьютеров.
Каждая из этих компаний в свое время добивалась высоких показателей по рыночной доле, но затем испытала крушение своей прибыльности. Их стратегический подход оказался тупиковым, но только компания "Интел" смогла выступить против своей установки. Все остальные были заперты в своей ранее успешной парадигме (закон системного мышления) и не смогли быстро найти выход.
Две базовые идеи, доминировавшие в прежнем экономическом мире, — рыночная доля и рост масштабов деятельности, в настоящее время стали для бизнеса наиболее опасными. Они быстро ведут к бесприбыльным зонам.
В таких быстро растущих отраслях, как производство персональных компьютеров, потребительской электроники, телекоммуникаций, программного обеспечения, появилось много компаний, которые стали бесприбыльными. В то же время отдельные отрасли, не имеющие роста или имеющие низкий рост, демонстрируют наиболее успешную структуру бизнеса. Таковы компании "Дженерал Электрик", швейцарская компания "SMH" ("Swatch"), действующая в часовой промышленности. Основные направления их бизнеса относятся к категории с низкими темпами роста. Однако их успехи впечатляющи.
Способы вхождения в зону прибыли
Построение механизма вхождения в зону прибыли — это процесс творческий, но в нем присутствуют одни и те же составляющие: 1 — потребители и их структура; 2 — потребности потребителей и их приоритет; 3 — комплексное представление продукта; 4 — цепочка ценности; 5 — зоны прибыли; 6 — способы получения прибыли или способы вхождения в зону прибыли.
Лекция разработка способа выхода на высокие зоны прибыли
Способ получения прибыли зачастую связан со схемой дифференциации, с изменением потребностей.
Новаторы бизнеса, являясь творческими личностями и мастерами мышления, ориентированного на потребителей, первыми выявляют изменения приоритетов потребителей и на этой основе создают способ получения прибыли и перепрофилируют свой бизнес.