Основные направления административных реформ в Российской Федерации
Пусть с опозданием, но в XXI в. административные реформы начались и в России. С начала века было принято более 20 законов, касающихся государственного управления и государственной гражданской службы. Административная реформа в Российской Федерации носит комплексный и системный характер. Ее цель — повысить качество и эффективность управления, что, по мнению российских и зарубежных специалистов, означает прежде всего внедрение принципов менеджмента, а именно должно включать:
1) децентрализацию управления как основу организации взаимодействия между органами государственной власти;
2) дебюрократизацию и открытость как принципы взаимодействия между органами государственной власти и обществом;
3) внедрение принципов сервисного администрирования, т.е. учет запросов и потребностей граждан при исполнении государственных функций.
Основными мероприятиями административных реформ являются сокращение численности чиновников, оптимизация функций и структуры органов государственной власти, совершенствование системы предоставления государственных услуг, создание и развитие "электронного правительства", сокращение государственных затрат и совершенствование бюджетирования, а также децентрализация и более активное взаимодействие с обществом.
В Российской Федерации административная реформа началась в 2003 г. и в настоящее время прошла три этапа. Некоторые исследователи выделяют большее количество этапов и более раннее начало реформ, рассматривая подготовительный период как одну из стадий. В табл. 12.3 описываются три основных и подготовительный этапы.
Таблица 12.3. Хронология событий административной реформы в Российской Федерации[1]
Программный документ |
Цель |
Мероприятия |
|
||
Подготовительный этап (1990-2003): - указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах"; — постановление Правительства РФ от 31.07.2003 № 451 "О Правительственной комиссии по Проведению административной реформы" |
Формирование общего плана реформ |
Выявление следующих общих направлений административных реформ: разграничение полномочий между уровнями и ветвями власти; - сокращение численности аппарата и повышение зарплаты государственных служащих; - структурная перестройка правительства и упорядочивание бюджетных расходов |
|
||
Первый этап: - указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; |
Формирование трех уровней исполнительной власти |
Создание федеральных министерств; федеральных служб; федеральных агентств |
|
||
- постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти"; |
Формирование принципов открытого правительства |
- Введение обязательного требования к созданию сайтов для всех органов власти; - составление обязательного перечня информации о государственных организациях, доступной населению |
|||
— указ Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"" |
Повышение трудового потенциала государственной службы |
— Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы; - проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих; — совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; — создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы |
|||
Второй этап: - распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006— 2010 годах" |
Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти |
- Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; - реализация единой вертикально ориентированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления но достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий; — оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции; — повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; |
|||
формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления |
|||||
Третий этап: — распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р "Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции" |
Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства |
— Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих; — формирование системы государственной службы РФ как целостного государственно-правового института; — создание системы управления государственной службой; — внедрение на службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, в том числе аутсорсинга и краудсорсинга; — повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих |
|||
Основными направлениями реформирования можно считать следующие:
— внедрение управления по результатам и проектам;
— регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг;
— предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме;
— организация государственных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг;
— оптимизация функций органов исполнительной власти;
— размещение государственного и муниципального заказа;
— противодействие коррупции.
С целью реализации реформы Правительством РФ была создана специальная Комиссия, которая уже на начальном этапе:
— упорядочила управленческие функций (проанализировав 5 тыс. функций, она признала 20% ненужными и 30% нуждающимися в уточнении);
— способствовала выявлению форм и сфер избыточного государственного вмешательства (например, в бизнесе);
— распределила государственные учреждения по трем типам: министерства, службы и агентства;
— сократила число министерств.
Реформа продолжается уже более 10 лет, что позволяет подвести первые итоги, назвать успехи и неудачи. Так, выявлено несколько концептуальных недостатков реформ:
1) преобразования осуществляются непосредственно самим государственным аппаратом;
2) отсутствие комплексного подхода;
3) слабая проработанность методологической базы вводимых инноваций (например, регламентов).
Причинами недостатков являются отсутствие политической настойчивости, недостаточное финансирование, отсутствие единой и авторитетной команды для ее реализации. Реформы не повысили доверия к правительству со стороны населения. Гражданская активность населения по-прежнему остается низкой.
Все практики, которые участвовали и участвуют в проведении мероприятий, столкнулись с необходимостью подготовки новых документов, разработки новых регламентов, внедрения новых практик и документов, их сопровождающих. Эти документы потребовали огромного дополнительного объема работ от служащих. Часто им самим приходилось разрабатывать методики по составлению документации, осваивать новые квалификации, чтобы соответствовать новым требованиям. К таким новым видам деятельности можно отнести аналитику, организацию мониторинга процессов и фактов, сопровождающих реформирование.
За 10 лет административных реформ сделано и создано немало: развивается институт местного (муниципального) управления, распространяются системы выборов губернаторов, растут полномочия муниципалитетов и регионов. Много положительных перемен произошло в системе государственной гражданской службы: введены и действуют антикоррупционные меры на низшем звене управления путем распространения регламентов должностей и должностных обязанностей. В России успешно создается открытое правительство. Многие государственные учреждения активно включились в оказание электронных услуг населению. При этом еще много предстоит сделать, а главное — сформировать новую идеологию государственного управления как обслуживающего население и подконтрольного ему. Все это будет проанализировано в следующих главах.