Основные международные аудиторские стандарты
Международные стандарты аудита ориентированы на проверку и подтверждение достоверности отчетности, сформированной по МСФО. Поэтому те российские аудиторские организации, которые занимаются аудитом отчетности, сформированной по МСФО, и, следовательно, должны применять MCA, вступают в российские саморегулирусмые организации, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров, а также в международные аудиторские сети.
Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие норматив к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне, так же как и международных стандартов финансовой отчетности, занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В настоящее время она объединяет 159 членов из 118 стран, представляющих более 2,5 млн бухгалтеров, действуя через свои советы, комитеты и рабочие группы, стремится к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру в целях оказания бухгалтерам профессиональных услуг на высоком уровне в интересах всего общества. Эта организация разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе экономики.
В связи с реформой бухгалтерского учета и применением МСФО изменилась роль учета в организации, который превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом, а аудит отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, направлен прежде всего на аудит бизнеса, а не только на аудит ведения бухгалтерского учета. При этом особое внимание должно уделяться рискам в деятельности организации.
Специалисты относят составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО к специальным видам отчетности, поскольку необходимость представления такой отчетности собственникам (в первую очередь иностранным совладельцам бизнеса), а также международным финансовым институтам не избавляет отчитывающиеся организации от обязанности составлять и представлять бухгалтерскую отчетность по российским стандартам, кроме консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
При проверке специальных видов отчетности, в том числе отчетности, составленной но МСФО, дополнительными объектами проверки становятся:
• неукоснительное следование отчитывающейся организации МСФО при формировании отчетности;
• выбранные организацией принципы и методы учета и составления отчетности, зафиксированные в учетной политике;
• принципы и методы учета, отражающие специфику отрасли;
• деятельность организации с учетом различных условий выполнения договорных обязательств, а также интерпретации конкретных сделок, в том числе содержащих условия, отличные от обычных;
• представление дополнительной информации в виде финансово-экономических обзоров руководства, в которых описываются и объясняются характеристики финансовых результатов деятельности организаций.
Последний объект проверки может включать в себя следующие аналитические блоки:
• внешние факторы, влияющие на результаты деятельности (изменения рыночной среды, в которой действует компания, и предпринятые меры);
• инвестиционную политику организации;
• источники финансирования организации (политика в отношении оптимизации доли заемных средств и управления рисками);
• достоинства и ресурсы организации, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе.
Сложности первичного применения МСФО российскими компаниями повлияли на распространение необычных форм международного аудита в России. В случае когда российским организациям, применяющим МСФО для подготовки отчетности впервые, невозможно провести полноценный аудит, им приходится использовать так называемый обзор финансовой отчетности. Проведение обзора финансовой отчетности регулируется международными стандартами по обзору финансовой отчетности, которые являются составной частью международных стандартов по аудиту.
Обзор финансовой отчетности содержит ответы менеджмента организации на интересующие аудиторов вопросы, общую оценку составления и представления финансовой отчетности, аналитические процедуры. В отчет об обзоре не включается выражение аудиторского мнения о соответствии финансовой отчетности МСФО во всех существенных аспектах. Вместо этого в отчет включается Вперед формулировка: "Ничего из увиденного и проанализированного нами в ходе проведения обзора не даст нам основания полагать, что представленная финансовая отчетность не соответствует во всех существенных аспектах международным стандартам финансовой отчетности".
Международные стандарты аудита систематизированы по разделам, что представлено в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Классификация международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике
Кодификация |
Наименование разделов и стандартов |
ОГЛАВЛЕНИЕ раздела или стандарта |
100-199 |
Основные принципы организации аудита |
Вводные аспекты |
200-299 |
Цели, обязанности и ответственность аудитора |
Устанавливают требования к обязанностям аудитора |
200 |
Цели и общие принципы аудита финансовой отчетности |
Содержит указание на то, что аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами фи маисовой отчетности |
210 |
Условия аудиторских заданий |
Устанавливает стандарты и предоставляет рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа аудитора на просьбу клиента изменить условия договоренности на такие, которые будут иметь своим результатом более низкий уровень уверенности |
220 |
Контроль качества аудиторской работы |
Устанавливает стандарты и предоставляет рекомендации по контролю качества в отношении как политики и процедур аудиторской фирмы применительно к аудиторской работе в целом, так и процедур, касающихся работы, порученной ассистентам аудитора при проведении отдельной аудиторской проверки. Он требует реализации политики и процедуры контроля качества на всех уровнях: как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудиторских проверок |
230 |
Документирование |
Устанавливает стандарты и предоставляет рекомендации в отношении ведения документации |
240 |
Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности |
Предоставляет рекомендации в отношении обязанностей аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности |
250 |
Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности |
Предоставляет рекомендации в отношении обязанности аудитора учитывать законы и нормативные акты при аудите финансовой отчетности |
260 |
Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление |
Обязывает аудитора сообщать лицам, отвечающим за управление предприятием, информацию по вопросам аудита, имеющим значение для управления и возникающим в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности |
300-399 |
Планирование |
Устанавливают требования к проведению предварительной стадии и планированию аудиторской проверки |
300 |
Планирование |
Предоставляет рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности |
320 |
Существенность в аудите |
Дает порядок определения существенности в международной аудиторской практике, а также описание взаимосвязи между существенностью и аудиторским риском |
400-499 |
Внутренний контроль |
Устанавливают требования к оценке аудитором внутреннего контроля |
402 |
Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации |
Предоставляет рекомендации но проведению аудита экономических субъектов, использующих обслуживающие организации для управления и учета |
500-599 |
Аудиторские доказательства |
Устанавливают требования к проведению аудиторской проверки и сбору достоверных доказательств |
500 |
Аудиторские доказательства |
Устанавливает требования в отношении количества и качества аудиторских доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой отчетности, а также в отношении процедур, выполненных с целью получения аудиторских доказательств |
501 |
Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей |
Предоставляет рекомендации в дополнение к MCA 500 "Аудиторские доказательства" в отношении особых сумм финансовой отчетности и других раскрываемых сведений |
505 |
Внешние подтверждения |
Определяет, что доверие к внешним доказательствам более высокое, чем к внутренним |
510 |
Первичные задания – начальные сальдо |
Определяет ответственность аудитора за начальные остатки по счетам в случаях, когда аудиторская проверка финансовой отчетности проводится впервые или осуществлена в предшествующем году другим аудитором |
520 |
Аналитические процедуры |
Содержит рекомендации по определению целей, задач и сроков проведения аналитических процедур, а также степени доверия к результатам аналитических процедур при аудиторских проверках |
530 |
Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования |
Определяет факторы, которые должен учитывать аудитор при проведении выборок в ходе аудиторских проверок и при оценке результатов примененных аудиторских процедур |
540 |
Аудит оценочных значений |
Предоставляет рекомендации в отношении аудита оценочных значений (приблизительной суммы статьи при отсутствии точных способов измерения), содержащихся в финансовой отчетности |
550 |
Связанные стороны |
Предоставляет рекомендации в отношении обязанностей аудитора и аудиторских процедур, применяемых по отношению к связанным сторонам (родственным или зависимым организациям) и операциям с такими сторонами |
560 |
Последующие события |
Отражает действия аудитора, которые необходимо предпринять для выявления последующих событий, оказывающих существенное влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ финансовой отчетности |
570 |
Непрерывность деятельности |
Предоставляет рекомендации в отношении обязанностей аудиторов при проверке финансовой отчетности на предмет уместности допущения о непрерывности деятельности предприятия в качестве основы для составления финансовой отчетности |
580 |
Заявления руководства |
Требует от аудитора получения соответствующих заявлений от руководства субъекта. В нем определены случаи, когда такая информация особенно важна и в каких случаях ее следует получать в письменной форме |
600-699 |
Использование работы третьих лиц |
Устанавливают требования к использованию работы третьих лиц в ходе аудиторской проверки |
600 |
Использование результатов работы другого аудитора |
Предоставляет рекомендации для случаев, когда аудитор при подготовке заключения по финансовой отчетности субъекта использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, представленную одним или несколькими компонентами и включенную в финансовую отчетность субъекта |
610 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
Устанавливает требования и рекомендации для внешних аудиторов при рассмотрении работы системы внутреннего контроля |
620 |
Использование работы эксперта |
Предоставляет рекомендации по использованию работы эксперта в качестве аудиторского доказательства |
700-799 |
Аудиторские выводы, подготовка отчетов (заключений) |
Устанавливают требования к аудиторским выводам и подготовке отчетов (заключений) |
700 |
Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности |
Предоставляют рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения, которое выдается в результате аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором |
700А |
Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности |
|
710 |
Сопоставимые значения |
Предоставляет рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставимых значений |
720 |
Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность |
Предоставляет рекомендации по рассмотрению аудитором прочей информации, по которой аудитор не обязан составлять аудиторское заключение и которая содержится в документах, включающих в себя проверенную финансовую отчетность |
800-899 |
Специализированные области |
Устанавливают требования к аудиту в специализированных областях |
800 |
Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей |
Предоставляет рекомендации в связи с аудиторскими заданиями для специальных целей |
900-999 |
Сопутствующие услуги |
Устанавливают требования к аудиту сопутствующих услуг |
1000–1100 |
Положение по международной аудиторской практике |
Содержат разъяснения по вопросам, не нашедшим отражения в стандартах |
1000 |
Процедуры межбанковского подтверждения |
Содержит разъяснения по вопросам банковского аудита |
Дополнения 1–3 к предмету 400 |
||
1004 |
Взаимоотношение между органами банковского надзора и внешними аудиторами |
Содержит разъяснения по вопросам банковского аудита |
1005 |
Особенности аудита малых предприятий |
Содержит разъяснения по вопросам аудита малых предприятий |
1006 |
Аудит международных коммерческих банков |
Содержит разъяснения по вопросам международного банковского аудита |
1010 |
Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности |
Содержит разъяснения по вопросам особенностей учета экологических вопросов |
Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита транснациональных компаний. В некоторых странах (Австралии, Бразилии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственного подобного документа, а в странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Шри-Ланка), международные стандарты могут восприниматься в качестве национальных.