Основные методы воздействия СМИ на личность и группу
В СМИ сложились определенные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность, группы. Она учитывают особенности программы, стоящие перед ней задачи, аудиторию, на которую рассчитаны, время реализации, особенности психологии потребителей программ.
К таким методам относят:
– информационный метод, который активно используется при подготовке рекламы, информационных сообщений, проведении рекламной кампании. Он направлен на информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении;
– эмоциональный метод учитывает важность эмоциональной составляющей при формировании установок личности. Он используется очень активно в зависимости от решаемой проблемы СМИ и, как правило, совместно с другими методами, усиливая их влияние на аудиторию;
– патриотический метод, в основе которого лежит воздействие на патриотические чувства аудитории. Большинство людей далеко не безразличны к своему краю, дому, отечеству. Используя данный факт, СМИ активизируют внимание людей, формируют у них определенные установки, побуждают к определенным действиям. Метод активно используется в рекламных целях, при проведении политических акций, выполнении определенных социальных заказов, для побуждения людей на определенные действия (вызвать протест к чему-либо, либо организовать "всеобщую" поддержку чего-либо);
– метод пробуждения страха основан на неравнодушии людей к своему здоровью, благополучию, благополучию своих близких и направлен на эмоции человека. Обращая внимание на то, что предлагаемая информация направлена на сохранение благополучия, безопасности его и сто близких, СМИ привлекают зрителя (потребителя) к информации, формируют у него неравнодушное отношение к ней, включают его в активное осмысление и побуждают к определенным действиям. Метод широко используется в рекламных целях, при проведении различных политических акций и кампаний;
– метод создания достижений, ситуации успеха. Человек чувствует удовлетворение, когда он ощущает свою правоту, добивается каких-либо результатов в своей деятельности в настоящее время или в прошлом. Включая информацию о чем-либо, СМИ стараются показать, что это необходимо человеку и он может добиться этого достаточно легко, без большого труда, тем самым побуждая его включаться в предлагаемый процесс взаимодействия. СМИ широко используют этот метод, организуя различные игры, викторины, конкурсы. Особенно эффективен метод создания достижения, ситуации успеха в информационных играх. Человек включается в игру, в процессе которой ситуация успеха увлекает его, отключает от других забот, делает игровую деятельность наиболее предпочтительной. Этот эффект способствует увлечению особенно ребенка игровыми информационными технологиями, приводит его к патологии – игромании, которая сродни с такими явлениями как алкоголизм, наркомания и таксикомания;
– юмористический метод. Юмор своей простотой и доступностью достаточно легко и быстро захватывает аудиторию. Он делает последнюю соучастником информации, активно включает в ее потребление под углом зрения авторов. Представленная с юмором информация запоминается намного легче и ненавязчиво. Метод активно используется при подготовке различных программ, в том числе развлекательных, политических, рекламных. Одним из важных требований при его использовании является учет особенностей аудитории и обеспечение соответствия юмора ее культуре, возрасту, менталитету.
Каждый метод преимущественно решает свои задачи воздействия на аудиторию {табл. 21.2).
Таблица 21.2
Используемые методы СМИ и их преимущественное воздействие
Используемый метод СМИ |
Преимущественное воздействие метода |
Информационный метод |
Информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении |
Эмоциональный метод |
Создание эмоционального напряжения, активное включение зрителя в сопереживание с героями события, чем усиливается эффект воздействия |
Патриотический метод |
Воздействие на патриотические чувства аудитории, вызывая чувство гордости или глубокого возмущения |
Метод пробуждения страха |
Искусственное нагнетание страха, с целью формирования отвращения, негодования и возмущения по отношению к какому-либо явлению |
Метод создания достижений, ситуации успеха |
Постепенное втягивание потребителя информации, создавая состояние удовлетворения развивающимися событиями и, таким образом, постепенно навязывая ему определенный вариант решения проблемы. Создавая иллюзию простоты достижения успеха, втягивают человека в подобные действия (участие в лото и пр.) |
Юмористический метод |
Увлекая аудиторию легким юмором, ненавязчиво делают ее соучастником информации (активным потребителем). Запоминается такая информация значительно легче и устойчивее |
На телевидении используются и специальные методы (приемы), основанные на психологических эффектах. Такие методы имеют специальное назначение и порой могут сильно влиять на психику человека. Не случайно при использовании этих методов определяется аудитория или ограничения для просмотра.
К наиболее типичным специальным методам относятся следующие.
1. Эффект процесса искаженного восприятия действительности. Метод разработан Маей Дерен, с 1943 по 1959 г. снявшей в Голливуде семь короткометражных фильмов (в частности, "Полуденные сети"), В основе метода лежит представление явления, которым человек мог бы восхищаться, в связи с ужасными событиями, усиливающими его естественные страхи.
Например, красивейший крупный мак вдруг перетекает в некое окровавленное явление, вызывающее безотчетный страх. Или девушка, идущая по улице, открывает дверь, поднимается по лестнице, входит в дом и подходит к окну. В нем она видит, как она идет по улице, входит в дом, открывает дверь... и все повторяется вновь и вновь, только финал становится каждый раз страшнее и напряженнее. В итоге зритель, после череды повторов видящий перед собой убитую героиню, с облегчением вздыхает. Ведь с ее кончиной рвется и череда пугающей его круговерти.
Так, человек начинает склоняться к агрессии, навязанному ему выбору, который он несомненно бы отверг до показа фильма. Интересно, что такие приемы используются и в предвыборных рекламных роликах.
2. Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в пего кратковременные (в пределах двух секунд) определенные факты, обеспечивае сильное направленное влияния на психику зрителя. Влияние сюжета усиливается соответствующим музыкальным сопровождением.
Автор метода Стэн Брэкидж, создатель 23 фильмов. Например, его фильм "Окно. Вода. Движение Младенца" (1959) – это череда сцен реальных мучений рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными – "эйзенштейновской" нарезкой – кадрами. На фоне возрастания боли усиливается и многократность повторения начальных сцен. Длинные спазмы рожающей женщины перемежает мельтешение "предыстории".
Подобные приемы в настоящее время активно используют при создании видеоклипов (нарезка планов с мельчайшей продолжительностью), рекламщики и авторы ужастиков.
3. Эффект постепенного, ненавязчивого, но длительного восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие чего он становится безоружным перед воздействием экрана.
Автор метода Энди Уорхолл, знаменитый художник, король поп-арта. В его картине "Девушки из Челси" на протяжении трех с лишним часов па двух экранах с разным звуком и сюжетом (вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень расспрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стрижет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периодически сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний, повторяется и логически возникает в конце... Известно, что нарушение психики начинается после полуторачасового такого "занудства".
С использованием изложенных методов и приемов строятся многие лекции, проповеди или телевизионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки (одинаковые на разных каналах)[1]. Специальные методы (приемы) преимущественно используются для достижения специфических эффектов воздействия на аудиторию (табл. 21.3).
Таблица 21.3
Специальные методы (приемы), используемые СМИ и направленность их воздействия
Специальные методы, используемые СМИ |
Преимущественная направленность воздействия методов |
Эффект процесса искаженного восприятия действительности |
Представление явления, которым человек мог бы восхищаться, в связи с ужасными событиями, усиливающими естественные страхи человека |
Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в него кратковременные (в пределах двух секунд) определенные факты. Для усиления эффекта воздействия используется и специальная музыка |
Мощное психологическое воздействие на психику человека, его восприятие определенной информации и неадекватной реакции на нее |
Эффект постепенного ненавязчивого, но длительного восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя |
Полное обезоруживание человека как потребителя информации, при котором он безропотно воспринимает все, что ему предлагает экран |
Британские специалисты провели исследование психического состояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или увидеть репортажи соответственно чернушно-негативного, положительного или нейтрального уровня. Поведение всех без исключения участников первой "чернушной" группы характеризовалось повышением беспокойства, депрессивным состоянием или просто откровенным страхом. Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить все, что их заботит, то "у негативистов" проблем набралось гораздо больше, чем у остальных.
Изложенное требует учета особенностей программ СМИ в социально-педагогической работе с человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность.
Таким образом, СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать социальному педагогу (табл. 21.4).
Таблица 21.4
Положительные и отрицательные стороны СМИ, которые необходимо учитывать социальному педагогу
Положительные стороны СМИ |
Отрицательные стороны СМИ |
Массовость |
Однообразие в мышлении, ощущениях |
Получение знаний о мире |
Иллюзия знания |
Скорость передачи информации |
Нарушение внутреннего ритма выработка автоматизма |
Проживание жизненного опыта |
Превалирование эмоции, отключение разума |
Просмотр большого количества фильмов |
Привитие плоского вкуса о разных видах искусства |
Спокойная обстановка |
Иллюзия одиночества |
Получение информации – есть естественный, единственный способ социального развития личности. В процессе социального развития человека у него формируются информационные потребности – естественные нужды человека в различных видах, качестве и объеме информации.
Под их воздействием формируются характер взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факторов социальной активности и самореализации человека.
Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно-педагогическую культуру, как один из показателей его воспитанности. Она проявляется в отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также в их целесообразном использовании в самообразовании и самовоспитании.
Такая культура формируется, прежде всего, в семье с раннего возраста ребенка. Данный факт требует от родителей внимательного отношения к различным информационным системам и программам и их педагогически правильному использованию в воспитании и обучении ребенка. Своей социально-педагогической деятельностью родители способствуют оптимизации информационных контактов ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей и информационной культуры.
Такая деятельность родителей называется педагогизацией информационной среды ребенка. Последней занимаются также социальные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях, досуговых центрах. В их задачу входит целесообразное использование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.