Основные методы управления качеством

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются, в основном, организационно-распорядительные (административные), инженерно-технологические, экономические и социально-психологические методы.

Организационно-распорядительные методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включать методы:

– регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного);

– стандартизации (па основе стандартов различного уровня и статуса);

– нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности, численных величин);

– инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, предостережения, разъяснения);

– распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений, контроля исполнения с использованием превентивного и оперативного воздействий и т.п.).

Среди них необходимо отметить:

– разработку и реализацию политики в области качества, утверждаемой первыми руководителями организаций; разработку и реализацию СТП, руководств, процедур и другой НТД и НМД по управлению качеством;

– разработку и внедрение положений о подразделениях и должностных инструкций; подбор, расстановку, воспитание и аттестацию кадров по управлению качеством; внедрение передового опыта по управлению качеством;

– обеспечение выполнения целевых программ по качеству; приказы и распоряжения по управлению качеством; обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ;

– контроль за исполнением требований ПТД, НМД и решений по управлению и обеспечению качества.

Применение организационно-распорядительных методов управления качеством обусловливает создание совокупности документов различного статуса. При этом к каждому документу следует предъявлять исключительно жесткие требования к качеству его содержания, в противном случае данные методы управления качеством не могут полностью реализоваться в практике управления. В связи с этим к документам по управлению качеством следует предъявлять следующие требования:

– логическая последовательность и четкость изложения информации;

– краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

– убедительность аргументации;

– информационная выразительность; достаточность и обоснованность;

– небольшой объем;

– малоизменчивость (стабильность);

– качественная содержательность.

Политика в области качества является одной из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при использовании организационно-распорядительных методов управления качеством, это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за ведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством.

При формировании политики предприятия в области качества следует учитывать требования, предъявляемые к ней: руководство должно определять политику в письменной форме (подписывается первым руководителем); она должна согласовываться с другими направлениями деятельности предприятия; руководство должно обеспечивать понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь; она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее положения касались каждого члена трудового коллектива, а не только качества выпускаемой продукции. Документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого сотрудника.

По существу приемлемой политикой в области качества продукции может быть признана та, которая положительно отвечает на ряд вопросов:

– является ли она краткой, касается ли она каждого работника коллектива предприятия;

– установлены ли в ней стандарты (требования к качеству работы, охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потребителю продукции и услуг (этот вопрос следует относить также к срокам поставки продукции, цене, качеству конечных результатов деятельности предприятия, включая услуги);

– подписана ли политика в области качества первым лицом предприятия?

В зарубежной практике политика в области качества формулируется таким образом, что отвечает на многие перечисленные выше вопросы. Например, корпорация IBM в подписанную президентом политику в области качества наряду с прочим включила следующее:

"Мы будем поставлять нашим заказчикам бездефектные, конкурентоспособные товары и услуги точно в установленные сроки". Анализ этого заявления показывает, что оно:

1) обращено к каждому работнику корпорации;

2) четко определяет показатели уровня качества работы (ожидается от каждого поставка бездефектной продукции и услуг точно в срок, ио лучше было бы записать так, чтобы каждый понимал: от него требуется работа без ошибок);

3) охватывает все аспекты качества (в том числе цену, срок поставки и исполнение);

4) подписано первым лицом корпорации.

Один из примеров формулирования политики в области качества зарубежным предприятием приведен ниже.

Компания "Джонсон пластике"

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Мы будем точно в срок поставлять своим заказчикам бездефектные конкурентоспособные изделия и услуги, которые отвечают их требованиям или превосходят их.

Определения

Мы – компания в целом и каждый отдельный работник.

Конкурентоспособные изделия и услуги – результаты нашего труда, представляющие большую ценность для потребителя с точки зрения его затрат, чем аналогичные изделия и услуги наших конкурентов.

Потребитель – лицо, получающее результаты деятельности предыдущей операции в рамках фирмы или за ее пределами.

Осуществление политики

Осуществление данной политики подразумевает понимание всеми работниками компании ожиданий потребителей и предоставление им изделий или услуг в соответствии с этими ожиданиями или сверх этих ожиданий. Необходимо постоянно оценивать и пересматривать все требования, чтобы следовать изменениям в ожиданиях потребителей. Всю свою работу следует выполнять с заданными требованиями.

Дж. З. Джонсон, президент компании

Инженерно-технологические методы можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными инженерно-технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все эти методы управления качеством условно можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.

Наиболее приемлем для более полного удовлетворения требований потребителей целенаправленный автоматический метод управления качеством. При использовании этого метода отклонения процессов от заданных параметров и соответствующие действия (управляющие меры) определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Следует отметить, что данный метод является самым перспективным как для управления технологическими процессами, так и для технического контроля качества продукции. В последнем случае применение автоматического метода особенно важно, так как он не позволяет пропускать ни одного дефектного и бракованного изделия на последующие этапы производственного процесса.

Использование автоматического технического контроля качества продукции обязывает изготовителя применять неразрушающие методы контроля. Однако в некоторых случаях могут применяться на определенных стадиях производства и разрушающие способы контроля.

Наряду с указанными способами в практике управления качеством широко используются также статистические методы. Они представляют собой взаимосвязанный комплекс методов отслеживания качества на основе статистических данных:

• статистический анализ;

• статистическое регулирование технологических процессов;

• статистический приемочный контроль;

• статистическая оценка качества.

Статистические методы являются эффективным инструментом сбора, анализа и интерпретации информации о качестве.

Необходимость использования статистических методов обоснована изменчивостью, наблюдаемой в процессе работы даже при условии кажущейся стабильности. Такая изменчивость может проявляться в измерении характеристик продукции и процессов на различных этапах жизненного цикла, начиная от исследования рынка и заканчивая реализацией готовой продукции. Применение статистических методов управления качеством является частью системы всеобщего (тотального) управления качеством и направлено на снижение и постоянное уменьшение неопределенностей, вариаций, разбросов всех характеристик продукции и процессов.

Определение и правильное применение статистических методов имеет значение при управляющих воздействиях на всех стадиях процессов, осуществляемых в организациях.

Управление качеством продукции с использованием статистических методов осуществляется с помощью выборочных статистических характеристик по количественным или по качественным (альтернативным) признакам, которые широко используются при анализе точности и стабильности технологических процессов и при входном, пооперационном и приемочном контроле качества готовой продукции. Инструментами статистического контроля и управления качеством являются диаграммы, контрольные карты, оперативные характеристики и др., которые регламентируются ГОСТ Р ИСО/ТО 10017–2005. В качестве одного из примеров использования статистических методов рассмотрим контрольные карты и диаграммы Парето.

При реализации технологических методов управления качеством часто используют графические методы, в том числе метод контрольных карт. Графики, построенные в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, указывающих границы регулирования (контрольные границы). Контрольные карты используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов.

Контрольная карта применяется для определения уровня статистического контроля процесса в течение определенного времени и позволяет по результатам периодического контроля малых выборок судить о состоянии технологического процесса во времени – налажен он или нет.

Выход характеристик за пределы контрольных границ означает нарушение стабильности процесса и требует проведения анализа причин и принятия мер (рис. 2.4).

При использовании метода статистического анализа часто находят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто употребляется при выявлении причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на обеспечение и эффективность управления качеством, наглядно показывая при этом значимость каждой из причин или фактора в порядке уменьшения. В частности, с помощью этих диаграмм можно по всем видам брака для конкретной продукции объективно и полно оценить потери предприятия и установить важность тех или иных факторов в показателях качества продукции.

Диаграмма Парето – это простая столбчатая диаграмма, которая показывает в убывающем порядке относительное влияние каждой причины, например брака продукции, на ее уровень качества. Вид диаграммы представлен на рис. 2.5.

Рис. 2.4. Общий вид контрольной карты по количественному признаку

Рис. 2.5. Пример диаграммы Парето по видам причин брака

Этот метод является также эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве.

Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том числе определить:

– число случаев брака по его видам;

– суммы потерь от брака;

– затраты времени и материальных средств на исключение брака;

– ОГЛАВЛЕНИЕ поступающих рекламаций;

– число случаев отказа изделий в процессе их транспортировки;

– затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д.

Диаграммы Парето позволяют также найти суммы по отдельным статьям производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, затраты труда) и др.

Следует отметить, что развитие в России рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов управления качеством. Это является важнейшим условием выживания и процветания предприятий в рыночных условиях.

Важное значение на современном этапе развития производства придается экономическим методам управления качеством. Эти методы реализуются путем создания экономических условий, побуждающих руководителей и персонал организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. К экономическим методам управления качеством относят:

– финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);

– хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

– экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;

– бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требований международных стандартов СМК;

– ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

– образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;

– применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом качества труда на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления в целом;

– использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг.

Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества. К ним следует отнести:

– способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива, а также коллективов подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им;

– формы морального и материального стимулирования высокого качества результатов труда;

– приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;

– способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;

– приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;

– способы сохранения и развития традиций и преемственности предприятия но обеспечению необходимого качества;

– приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление качеством.

Среди методов, применяемых в управлении качеством для решения многих управленческих задач, широко используются экспертные методы управления качеством.

Как научный способ экспертный метод был разработан сравнительно недавно и получил название "Дельфи". В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки. Сначала экспертные методы использовались, в основном, для решения задач, связанных с прогнозированием в области науки и техники, а затем они стали применяться в других областях, в том числе в управлении качеством. Это связано с большим числом возникающих при этом виде управления противоречий, которые во многих случаях невозможно разрешить объективными методами. Экспертные методы также используют в случаях:

– невозможности применения моделирования и описания управляемых объектов формализованными математическими способами;

– отсутствия достаточно достоверной информации;

– информационной неопределенности управляемых объектов;

– разработки средне- и долгосрочных прогнозов влияния законов и закономерностей на управление качеством;

– существования тенденции развития управления качеством и рыночной среды;

– наличия экстремальных ситуаций в управлении качеством.

В таких случаях важнейшее значение приобретает использование профессионального опыта и сформированной на его основе интуиции специалистов-экспертов.

Экспертный метод предполагает использование мнений экспертов. Термин "эксперт" определяется в дословном переводе с латинского языка как "опытный". Данный метод следует применять, в основном, в тех случаях, когда невозможно использовать объективные методы.

Сущность экспертных методов как при решении задач управления качеством, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники и управления заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. При этом усредненная оценка мнений экспертов (К) в общем виде определяется по следующей формуле:

(2.1)

где Kij оценка, данная j-м экспертом; N – количество экспертов.

К разновидностям экспертных методов с определенной долей условности можно отнести органолептический и социологический.

Органолептический метод основан на использовании чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния, тактильности) эксперта. Этот метод применяется при измерении значений показателей качества, например, продукции пищевой промышленности.

Социологический метод базируется на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме с помощью анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). При использовании этого метода также следует применять научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации.

Основные принципы использования экспертных методов заключаются в следующем:

– осуществление научно обоснованного отбора экспертов, состав которых должен быть относительно стабильным и рациональным по численности;

– составление четко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие суждений оценок экспертами преимущественно в количественной форме;

– обеспечение сбора мнений экспертов при опросе в несколько туров (количество туров должно быть достаточным для уточнения вопросов и получения объективных ответов после ознакомления с результатами опроса каждого тура) без прямых дискуссий и дебатов;

– обоснование экспертами после каждого тура своих суждений при расхождении их с мнением большинства;

– период работы экспертов при участии их во всех турах не должен превышать тридцати дней;

– проведение после каждого тура статистической обработки, анализа и обобщения результатов суждений экспертов.

В общем случае экспертный метод направлен на рациональную организацию и создание таких условий для работы экспертов, которые бы обеспечивали согласованную оценку экспертной группой путем независимого опроса каждого из экспертов в несколько туров с последующим сообщением всем результатов предыдущего тура. В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки.

Наиболее распространенными экспертными методами при классификации по способу получения экспертных оценок в настоящее время при принятии решений по управлению качеством являются следующие:

– метод рангов (ранжирования);

– метод непосредственного оценивания (балльный);

– метод сопоставлений.

Метод сопоставлений имеет две разновидности:

– метод парного сравнения;

– метод последовательного сопоставления.

Все методы имеют много общего, а отличие, в основном, состоит только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется различными методами. Каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.

Общими достоинствами экспертных методов являются быстрота получения результатов без наличия нормативной базы в системе управления, возможность оценивания того или иного объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами.

Недостатками экспертных методов являются их субъективность и соответствующие этому возможные погрешности результатов экспертизы, существенные затраты на привлечение опытных экспертов для участия в экспертных работах, влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных интересов на мнение отдельных экспертов.

Общность каждого из методов заключается в последовательности проведения процедур их использования, к которым следует отнести:

– организацию экспертного оценивания;

– проведение сбора мнений экспертов;

– обработку результатов мнений экспертов.

Практика показывает, что уменьшение субъективности и соответственно повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ. Кроме этого, как показывает практика, на объективность экспертной оценки влияют:

– лица, ответственные за организацию и проведение работ по экспертной оценке;

– состав экспертных комиссий.

Для общего руководства экспертными работами следует назначать председателя экспертной комиссии. В составе комиссии организуют две группы: рабочую и экспертную (рис. 2.6).

Рабочую группу возглавляет ее руководитель (организатор). В его подчинение входят технические работники, осуществляющие технические работы по подготовке материалов к работе экспертов, отработку результатов работы экспертов и т.п.

В экспертную группу входят эксперты – специалисты по решаемым проблемам. Формирование этой группы осуществляет руководитель (организатор) рабочей группы. При этом ему следует выполнить ряд последовательных мероприятий:

– постановку проблемы и определение области деятельности группы;

– составление предварительного списка экспертов – специалистов в рассматриваемой области деятельности;

– анализ качественного состава предварительного списка экспертов и уточнение списка;

– получение согласия эксперта на участие в работе;

– составление окончательного списка экспертной группы.

Число экспертов в экспертной группе зависит от множества факторов и условий: в частности, от важности решаемой проблемы, имеющихся возможностей и т.п. В большинстве случаев определяется минимально необходимое количество экспертов, что часто становится важнейшим условием установления числа приглашаемых экспертов.

Рис. 2.6. Типовой состав экспертной комиссии

Минимальное число экспертов может определяться по следующей формуле:

(2.2)

где а – возможная ошибка результатов экспертизы (0 < а < 1).

Подбор конкретных экспертов проводится на основе анализа качества каждого из предлагаемых экспертов. Для этой цели используются разнообразные способы:

– оценка кандидатов в эксперты на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве экспертов по проблемам управления качеством;

– коллективная оценка кандидата в эксперты как специалиста в данной области;

– самооценка кандидата в эксперты;

– аналитическое определение компетентности кандидатов в эксперты.

Однако всем этим методам присущи определенные недостатки, среди которых следует отметить:

– отсутствие единой общепризнанной методики оценки;

– высокая трудоемкость оценки;

– возникновение проблем этического характера при использовании субъективных методов оценки.

Очень часто применяют одновременно несколько способов. Например, способы самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого эксперта. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать экспертов с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем способы самооценок и коллективной оценки.

В общем случае формирование экспертной группы может осуществляться следующим образом:

– выявляется и формулируется проблема;

– определяется цель и область деятельности группы;

– составляется предварительный список экспертов;

– проводится анализ и отбор экспертов (на основе использования одного или нескольких способов их отбора);

– уточняется список экспертов;

– получается согласие эксперта на участие в работе экспертной группы;

– определяется окончательный репрезентативный список экспертов.

Всех потенциальных экспертов можно классифицировать в зависимости от их уровня качества и компетенции на семь классов (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Пример градации качества и компетентности экспертов

Класс эксперта

Качество и компетентность эксперта

1-й

Очень высокое

2-й

Высокое

3-й

Выше среднего

4-й

Среднее

5-й

Ниже среднего

6-й

Низкое

7-й

Очень низкое

Выбор числа классов качества экспертов в данном случае обусловлен "правилом семерки", которым традиционно пользуются при решении проблем управления качеством.

Такая градация позволяет обеспечить объективный отбор требуемых экспертов для работы в экспертной группе. Для получения достаточно объективных результатов исследования системы управления отбор желательно осуществлять из числа экспертов, относящихся к 1–4 классам качества. Кандидатов в эксперты более низких классов качества привлекать к экспертной оценке нецелесообразно.

Независимо от избранного способа оценки качеств кандидатов эксперты должны удовлетворять во всех случаях следующим требованиям:

– профессиональная компетентность и наличие практического и исследовательского опыта в области управления;

– креативность (умение решать творческие задачи);

– научная интуиция;

– заинтересованность в объективных результатах экспертной работы;

– независимость суждений;

– деловитость (собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативность, независимость суждений, мотивированность действий);

– объективность;

– высокая общая эрудиция.

В настоящее время с развитием сертификационных работ в области продукции и СМК в рамках различных систем обязательной и добровольной сертификации разработаны и используются специальные комплексы процедур аттестации экспертов.

Проведение сбора мнений экспертов предполагает решение следующих вопросов:

– определение места и времени сбора мнений;

– определение формы и методики сбора мнений;

– определение количества туров сбора мнений;

– определение состава и содержательной части документации;

– определение порядка занесения результатов мнений экспертов в документы.

Важным является определение формы сбора мнений экспертов. Среди всех известных форм сбора мнений можно отметить индивидуальные, коллективные (групповые) и смешанные, т.е. указанные формы различаются прежде всего по виду участия экспертов в работе (индивидуальное или коллективное). Каждая из этих форм имеет ряд разновидностей:

– анкетирование;

– интервьюирование;

– дискуссия;

– мозговой штурм;

– совещание;

– деловая игра.

Все они обладают своими достоинствами и недостатками. Во многих случаях эти разновидности используются совместно, что дает нередко больший эффект и объективность. Такой подход к сбору мнений экспертов, т.е. подход, использующий смешанную форму, применяется в случаях некоторой неясности проблемы, при разногласиях индивидуальных мнений или разногласиях экспертов при коллективном обсуждении.

Вместе с тем, наиболее часто в практике управления качеством используется анкетирование, которое позволяете меньшими трудозатратами экспертов собрать их мнение, по сбор мнений при использовании этого вида занимает более продолжительный период времени.

Обычно процесс разработки анкеты включает:

– определение формы и содержания обращения к эксперту;

– выбор типа вопросов;

– формулирование вопросов;

– изложение необходимой для эксперта информации;

– разработку формы анкеты.

Представляет интерес выбор типов вопросов, среди которых наиболее употребляемыми в последние годы стали так называемые веерный, закрытый и открытый типы (веерный – предполагает один ответ из представленного заранее в анкете ряда ответов; закрытый – "да", "нет", "не знаю"; открытый – ответ на вопрос может быть дан в произвольной форме).

Очень важно при анкетировании экспертов правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах, а в тексте пояснительной записки указать, что конкретно требуется от эксперта.

Для ответов на вопросы, т.е. для принятия решения каждым экспертом, проводятся объективные и/или субъективные измерения рассматриваемого объекта в явном или неявном виде. При субъективном измерении эксперты, как правило, применяют один из указанных ранее наиболее употребляемых при этом методов (рангов, непосредственного оценивания, сопоставлений).

В общем случае экспертные работы должны осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые следует использовать в зависимости от целей проведения этих работ. Среди таких правил необходимо отметить следующие:

– применение системного подхода при проведении экспертных работ;

– обеспечение преемственности использования обратной связи с экспертами при проведении экспертных работ;

– использование обратной связи с экспертами;

– регулярное привлечение к работе экспертов;

– обеспечение рационального баланса гласности и конфиденциальности экспертных работ и результатов экспертизы;

– создание условий для персонификации суждений экспертов;

– обеспечение условий для соблюдения экспертами полной независимости при выражении своих суждений;

– создание условий для демократического проведения экспертных работ и ответственности субъектов экспертизы;

– однократность проведения экспертизы.