Основные методы регулирования платежного баланса
Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуровновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов, что подорвало бреттонвудскую валютно-финансовую систему в середине 1970-х гг.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 1930-х гг. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем автоматического ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением желаемых темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
– государственная собственность, в том числе золотовалютные резервы;
– объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (40–50%);
– непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика;
– регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать соответствующие меры по его выравниванию.
Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их "навести порядок в собственном доме": ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после Второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 1960-х гг. положение дел стало меняться и теперь уже страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступают с аналогичными требованиями к США.
Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала. Так, с 1970-х гг. представители США постоянно призывают ФРГ и Японию стимулировать экономический рост и импорт американских товаров.
■ Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.