Основные методы работы
Рассмотрим классификацию методов работы с дошкольниками и младшими школьниками, которые можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми, и приведем примеры используемых заданий.
Ролевые игры
Они основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность - неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности - неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.
Ролевые методы можно разделить на три подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы), психодраму, ролевые ситуации.
Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.
Для старших дошкольников и младших школьников чаще используются ролевые образы, в основе которых принятие учащимися ролей животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы-Яги, Ивана Царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.
В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом используется либо смена ролей - ребенок играет поочередно роли нападающего и нападаемого, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания к объектам нападения. Кроме того, драматизироваться или "оживляться" могут мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, т.е. разыгрывание только пальцами этюдов или сказок.
В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для реальной (и значимой для них) деятельности и ставятся перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
Примеры упражнений из этой группы.
"Руки - звери". Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде ведущего рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине другого. При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно.
"Превратились: лев - зайчик". Ведущий предлагает ребятам превращаться в животных поочередно больших, сильных и маленьких, слабых (волк - мышонок, слон - котенок, тигр - ежонок).
"Большие - маленькие". Дети превращаются поочередно то в маму, то в ее ребенка у различных животных (слониху - слоненка, кота - котенка, лошадь - жеребенка).
"Смелый - трусливый". Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя).
Психогимнастические игры
Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут - в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако для формирования психологического здоровья изменения, предусматриваемые социально-психологическим тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения - формирование самопринятия и принятия других людей, для структурирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности В. С. Мухиной, согласно которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее нрава и обязанности). Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируются:
- принятие своего имени;
- принятие своих качеств характера;
- принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
- принятие своих прав и обязанностей.
Примеры упражнений из этой группы.
"Ласковое имя". Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.
"Я горжусь". Детям закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: "Я горжусь, что я... " После того, как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.
"Путешествие в будущее". Ведущий говорит детям следующее. Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть вам хочется стать, например, шофером, летчиком, ученым или еще кем-нибудь. Наверняка, вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе, только обязательно громким голосом о своем самом заветном желании, только обязательно громким голосом, например: "В будущем я смогу полететь на Марс". А мы теперь уже научились быть волшебниками и поэтому немножко поколдуем. После слов каждого мы будем хором очень громко повторять: "В будущем ты сможешь... " И тогда ваше желание непременно сбудется.
"Мы - родители". Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Так же, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий "родитель" отрицает совет предыдущего и дает свой совет. Это может быть, например, так:
- будь всегда честной;
- не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой.
Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого ребенка, его сажают в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.
Коммуникативные игры
Коммуникативные игры делятся на три группы: 1) на игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное поглаживание; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
Примеры упражнений.
"С кем я подружился". Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки. Соответственно 4-6 участников засовывают руки в коробку (ее придерживает ведущий), закрывают глаза. Затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились, подружились.
"Цветок дружбы". Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он "сажает семечко" - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку - он "семечко". Ведущий поглаживает его - "закапывает ямку". Затем из пипетки слегка капает на головку водой - поливает. "Семечко начинает расти" - ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда "цветок вырастает", дети хором кричат ему: "Какой красивый цветок. Мы хотим дружить с тобой".
"Мысленная картинка на тему "Настоящий друг"". Ведущий предлагает детям нарисовать такую мысленную картинку, в которой присутствовал бы какой-то хороший друг ребят, а затем рассказать о нем группе. Делается вывод, что хорошим другом может быть брат, сестра или сверстник, а может быть собака, кошка, цветок или даже капельки росы (в зависимости от рассказов детей).
"Маша настоящий друг, потому что... ". В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение: "Имя... настоящий друг, потому что... ". Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг пригласят все дети.
"Настоящий друг в нашей группе (классе)". Каждый ребенок загадывает какого-либо ребенка в группе (классе), которого он считает настоящим другом, а затем без слов изображает его походку и жесты. Остальным нужно догадаться, кто из ребят был задуман.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности
Для дошкольников особенно важное значение играют игры, способствующие формированию у них произвольности. Однако важно, чтобы формирование произвольности осуществлялось достаточно осознанно, поэтому еще дошкольникам вводятся такие понятия, как "хозяин своих чувств" и "сила воли".
Примеры.
"Сказка о силе воли". Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брага хотели стать героями. Один браг сказал: "Герой должен быть сильным и смелым". И он стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал но горам, плавал в бурной реке. А другой брат сказал, что должен быть упорным и настойчивым и он стал тренировать силу воли. Ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца. Ему хотелось съесть на завтрак пирожок, но он оставлял его на ужин. Он научился говорить "нет" своим желаниям.
Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой - самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.
Братья решили спасти свой народ.
- Я пойду и убью дракона, - сказал первый брат.
- Сначала нужно узнать, в чем его слабость, - сказал другой брат.
- Мне не нужно знать, в чем его слабость, - сказал силач, - главное, что я сильный.
И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона. "Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой!" - закричал силач. Ворота замка распахнулись, и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона. А Дракон стал расти, расти, вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.
Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.
Путь к этой Черепахе лежал через три очень опасных королевства. Первым было королевство "хочукалок". У человека, попавшего в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать "хочу", как он тут же превращался в "хочукалку" и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою силу воли, сказал им "нет" и миновал первое опасное королевство.
Далее попал брат в королевство "тыкалок". Его жители все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому там никто не мог ничего делать: ни работать, ни учиться, ни отдыхать. Нашему герою тоже захотелось подергать других за руки, поприставать к прохожим, но он снова использовал свою силу воли, в "тыкалку" не превратился и пошел дальше в самое опасное третье королевство.
Называлось оно королевство "якалок". В нем жили люди, которые постоянно выкрикивали "Я! Я! Вызовите меня! Спросите меня" и никого не хотели слушать эти люди, кроме самих себя. Трудно пришлось нашему герою в этом королевстве. Понадобилась ему вся сила его воли, которую он тренировал много лет. Да и то приходилось ему свой рот рукой закрывать, чтобы "Я, Я, Я" из него не выскочили. Но сумел он все-таки благополучно миновать и это королевство и добраться до мудрой Черепахи.
- Здравствуй, Черепаха, - сказал он. - Научи меня, как победить Черного Дракона.
- Победить Дракона может только человек с очень сильной волей. Но ты прошел три опасных королевства, значит воля твоя очень сильна. А чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.
И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.
Он подошел к воротам замка, где жил Черный Дракон и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища. Но он собрал всю свою силу воли и поборол страх. Он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше. Пока совсем не исчез. Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее Дракон.
Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, и среди них был и его брат. С тех пор они жили счастливо.
Так сильная воля помогла герою победить зло.
"Тыкалки". Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и "замирают". Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться. При повторном выполнении водящим становится один из детей.
"Хочукалки". Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-либо известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев свое "хочу выкрикнуть", дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
"Якалки". Ведущий предлагает ребятам отгадать несколько простых загадок. После каждой загадки он спрашивает: "Кто догадался?". Детям необходимо не выкрикнуть ответ с места, а немного потерпеть и по сигналу ведущего прошептать его хором.
Игры, направленные на развитие воображения
Их можно разделить на три группы: вербальные игры, невербальные игры и "мысленные картинки".
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (что произойдет, если учительница припрыгает в класс на одной ножке) либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.
Невербальные игры предполагают изображение детьми по-разному "как можно интереснее" того или иного живого существа или неживого предмета, т.е. несколько пересекаются с ролевыми методами.
Достаточно часто могут использоваться "мысленные картинки". Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (дружба или что-то очень страшно) или помимо звукового добавляется кинестетический раздражитель (детям дают подержать пушистый хвостик или кусочек мрамора и т.п.). Как мы уже говорили, мысленная картинка может "оживляться". Автор картинки выбирает детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняет им где стоять, как двигаться, что говорить. На "раз, два, три, картинка оживи" герои и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актерам картинки.
Задания на формирование у детей эмоциональной грамотности
Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение пониманию дуальности чувств; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Необходимость данных умений можно понять, обратившись к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылке психосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображения, ригидность. Поэтому так важно сформировать "эмоциональную грамотность" у детей до подросткового возраста - кризисного этапа в развитии.
Теоретическая база, на которой основываются эти задания, - теория фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Изардом выделяется десять фундаментальных эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Знакомство детей с доступными по возрасту фундаментальными эмоциями должно стать ОГЛАВЛЕНИЕм первого шага работы внутри данного блока. Здесь используются следующие технологии: "Незаконченные предложения", "Рисунок чувств". Детям предлагается представить себя иллюстраторами детских книг и выполнить рисунок на тему "Радость" ("Гнев", "Страх" и т.д.).
Примеры упражнений из этой группы. "Закончи предложение". Дети вспоминают самое счастливое чувство - радость. Далее они заканчивают предложение:
"Для ребенка радость - это... ";
"Для ученика радость - это...";
"Для мамы радость - это...".
"Зоопарк". Детям раздаются карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя). Предлагается по очереди показать радостных животных. Затем подумать, как им удалось изобразить радость и понять, что изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства. Вводится понятие о мимике, как средстве выражения чувств.
"Рисунок радости". Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему "Радость".
"Художники". Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.
"Попугай". Ведущий произносит короткое предложение, например, "Я иду гулять". Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
"Покажи дневник маме". Из числа участников выбираются "мама" и "ученик". Ученик пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только мама. Мама должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил ученик.
Дискуссионные игры
Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип "субъект субъектного взаимодействия", выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Однако введение метода дискуссии в нашей программе имеет свою специфику, поскольку младшие школьники, как правило, не обладают умениями вести дискуссии, более того, для них более привычным является принятие мнения взрослого, а не выработка своего собственного.
Поэтому потребовалось сконструировать особые игровые формы ведения дискуссии.
Пример. "Выбор пути".
Ведущий напоминает ребятам сказку, в которой Иван Царевич на перекрестке трех дорог делал выбор своего пути. Сам делал выбор и сам получал результат. И оказывалось, что не всегда самый легкий путь приводил к успеху. Ведущий предлагает ребятам подумать: "А может быть и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на перекрестке нескольких дорог, и от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь". Далее ведущий предлагает для примера рассмотреть школу в качестве точки выбора дороги. Рисуется на доске одна дорога, вводящая детей в школу, а дальше несколько расходящихся. Ребята вместе с ведущим дают им названия: "К пятеркам любой ценой, чтобы похвалили", "К знаниям через старание", "К тройкам через лень". Ребята размышляют над тем, какая дорога в будущем приведет к успеху.
Как видно из данного примера, введение игровой формы может заметно повысить эффективность дискуссии у детей. Понятно, что дискуссионные методы используются в основном с младшими школьниками.
Эмоционально-символические методы
Основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию, а превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личностной интеграции. Нами использовались две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:
- групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения:
- направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы. В нашей программе использовалось рисование при прослушивании терапевтических метафор. Детям предлагалось рисовать любой рисунок, который навевается метафорой. Направленное рисование также может использоваться на начальном этапе работы перед серийным рисованием, так как облегчает процесс самораскрытия детей и процесс принятия решений.
Релаксационные методы
Релаксационные методы основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки зрения его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.
Среди дыхательных техник используются глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.
В основе визуально-кинестетических техник лежит использование визуально-кинестетических образов.
Примеры упражнений трех групп.
"Зайчик испугался - зайчик рассмеялся". Учащимся предлагается поочередно принимать позы зайчика, который испугался, а затем рассмеялся (чередование напряжения - расслабления).
"Воздушный шарик". Дети коллективно "надувают" один очень большой воздушный шарик до тех пор, пока он не лопается.
"Выжми лимон". Ведущий просит ребят представить, что и левой руке у них находится лимон, постараться выжать сок, почувствовать напряжение, затем бросить лимон и то же самое проделать другой рукой.
Когнитивные методы
Основываются на утверждении о каузальной функции когнитивных факторов при возникновении эмоциональных расстройств. Исходя из этого необходим пересмотр мышления, освобождение его от иррациональных убеждений, т.е. "умственного мусора", который вызывает эмоциональную боль. Большинство авторов, работающих в русле когнитивной терапии, полагают, что наиболее важным является освобождение человека от абсолютистского мышления, содержащего убеждение, что люди и весь мир должны принадлежать индивиду или же наоборот, сам индивид должен полностью принадлежать окружающим.
Пример разработанного авторами упражнения для освобождения от абсолютистского мышления "Педсовет".
Надо предложить представить себе педсовет учеников. Теперь ученики сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. Ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Предлагается поиграть так же, как и в предыдущем упражнении, по схеме "должен - не должен", например, так:
- учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать;
- учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому что дети не будут его слушаться; учитель должен быть веселым.
Кроме того, достаточно эффективным оказалось наполнение "мусорного ведра", в которое учащиеся складывают такие фразы: "А можно так? А как надо? Я не смогу никогда. Меня никогда не спрашивают первым".
Когнитивные методы, так же как и дискуссионные, используются только для младших школьников.
Задания с использованием сказок
В последнее время сказка все шире используется в работе с детьми.
Можно выделить три основные формы работы со сказкой. Первый - ребенку предлагается слушать определенные взрослым сказки, при необходимости выполнять к ним рисунки или проигрывать. Второй - предлагать ребенку самому или с помощью взрослого сочинять сказку. Третий - использовать сказку как игровую оболочку. Рассмотрим каждый из вариантов подробно.
В первом варианте, как правило, используются сказки, называемые терапевтическими метафорами. Этот термин возник и употребляется чаще всего в рамках нейролингвистического программирования, но его использование не требует какого-то одного подхода.
Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:
- метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.п.);
- метафорический кризис - наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;
- поиск и нахождение ресурсов внутри себя - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
- торжество и праздник - приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.
Обычно метафоры соответствуют тому или иному симптому и трудной ситуации детей. Мы полагаем, что помимо снятия симптомов и разрешения трудных ситуаций систематическое предъявление детям метафор приведет к усвоению ими основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, у ребенка формируется механизм самопомощи - "ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности".
Примеры терапевтических метафор, используемых при работе с нарушениями психологического здоровья, приведены в приложении 2.
Итак, выше рассмотрена работа с терапевтической метафорой. Что касается второго варианта, когда ребенок сам или с помощью взрослого сочиняет сказки, то здесь нужно иметь в виду, что перед сочинением необходимо предложить ребенку игры, в которых он сможет выплеснуть в игровой форме агрессивные чувства. Это будет способствовать тому, чтобы страх самовыражения, который присутствует у большинства детей в присутствии значимого взрослого, снизился, и в сочиняемой сказке появилась актуальная для ребенка тематика.
Примеры игр.
"Жмурки с игрушками". Ребенку завязывают глаза. Он должен найти взрослого, тот показывает свое местоположение, бросая в ребенка мягкие игрушки. Затем они меняются ролями.
"Сбей шапку". На ребенка надевают шапку с полями. Взрослый бросает в него определенное количество игрушек (три-пять), пытаясь сбить с него шапку, потом они меняются ролями.
"Брыканье". Ребенку завязывают глаза. Взрослый пытается дотянуться мягкой игрушкой до его колен. Ребенку нужно брыкнуть ногой и не дать взрослому это сделать. Потом они меняются ролями.
"Мишка в спину". Взрослый берет несколько мягких игрушек. Его задача как можно больше раз попасть в спину ребенка. Ребенок убегает от него, прячет спину. Затем они меняются ролями.
После того, как ребенок поиграл со взрослым. Можно предлагать ему сочинять сказочную историю. При этом возможны разные варианты.
1. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на свободную тему, а потом сочинить но нему сказку. Взрослый при этом задает ребенку уточняющие вопросы, направляя сказку.
Пример диалога с девочкой, 8 лет, по ее рисунку, на котором нарисована девочка.
"Это девочка Лиля. Она любит людей, которые с ней доброжелательны, которые ее любят, которые с ней хотят играть. Она любит есть кашу и суп. Любит, чтобы ласкали, гладили. Любит быть в центре внимания. Хочет быть самой лучшей, чтобы к ней все бежали. Хочет быть яркой на всех праздниках и лучше всех выступать. Считает, что она сама дурочка и ничего не знает, хотя другие говорят, что она умная:
- Умеет ли кривляться?
- Да.
- Умеет ли злиться?"
Девочка начинает скалиться, показывает зубы:
- У нее зверские глаза. А это ее рот.
- Какие слова произносит?
- Ты, плохая, отстань, ты не умеешь дружить. А мы если сильно разозлимся, то даже деремся. И ноги иногда в ход пускаем.
- Как?
- А вот так".
Девочка показывает, как она дерется ногами, и продолжает.
"Я ей говорю: "Все Юля, пошла отсюда. Видеть тебя не могу". Через 30 минут она приходит и говорит: "Люда, пошли играть. Ну, пожалуйста". Я иду играть, хотя не хочу. Приходится. Плохое это дело, когда ребенок с кем-то поссорился. Подрался".
2. Ребенку предлагается сочинять сказку без внешних опор по ее началу или названию.
Пример из работы с девочкой Катей, 9 лет, которая хотела быть мальчиком. Ей было предложено сочинить историю по названию "Катя нашла свою любовь". Катя рассказала.
"Я иду по аллее. Мне 15 лет. Вокруг полно молодых мужчин.
- Что они делают?
- Некоторые гуляют. Некоторые музыку слушают.
- Что ты слышишь?
- Слышу рядом фонтан. Синее небо, весна, цветочки.
- Во что ты одета?
- Одета в летнее платье синее или голубое. На нем нарисовано море.
- А прическа?
- Прическа - длинная коса. Туфли на высоком каблуке.
- А что они делают?
- Не знаю.
- Они тобою любуются?
- Не знаю.
- Они тобою любуются и переговариваются: "Какая красивая девушка".
- Они мною любуются и переговариваются: "Какая красивая девушка".
- Один из них что делает? Подходит?
- Ну, да.
- И что говорит: "Давай познакомимся?" А ты что отвечаешь?
- Ну, давай.
- А как он выглядит?
- Чур, вы рассказывайте. Я бы сделала красивого.
- Он высокий?
- Да.
- Спортивный? Стройный?
- Да. Волосы не пушистые.
- Глаза большие?
- Голубые.
- Он спрашивает: "Как тебя зовут?"
- Катя.
- Л меня как? (Взрослый принимает на себя роль юноши, входит в сказку).
- Александр. Хочу собаку.
- Давай погуляем. Он как раз шел с собакой. Какой?"
Дальше идет продолжение разговора девочки с мальчиком, который восхищается ее красотой.
Здесь нужно обязательно записывать хотя бы основные положения сказки. Ребенку важно, что взрослый записывает его фантазии. Это поднимает его самоценность.
3. Ребенку предлагается сочинять сказки с использованием игровых предметов, к примеру, выбрать из коробки с киндер-игрушками себя, героев своей сказки и разыграть историю. Можно использовать пальчиковые куклы либо вырезанные из бумаги фигурки, которым ребенок придумывает имена, по желанию раскрашивает. Многим детям полезно сочинять сказки с маленькими фигурками в песке. Некоторым особенно нравится сочинять сказки с использованием маленьких пробок, на которых фламастером нарисованы мордочки.
Пример сказки, сочиненной девочкой 7 лет со страхами.
"Жила-была королева Лиана. Она училась в королевской школе. В свободное время она могла погулять одна. Она любила поиграть в игру наподобие магазина.
Родители ее жили в другом замке. Один бандит решил переодеться и заманить ее в цирк.
Я поехала в цирк, села в первый ряд. А бандит подговорил клоуна, чтобы он вызвал меня на сцену. Я вышла. А они меня схватили.
Сначала они меня увезли. Я испугалась. Расплакалась. А потом ударила клоуна. И он умер. Потом ударила второго. И он тоже умер".
4. Ребенку предлагается сочинять сказку с определенными игровыми правилами, например, бросать кубик. Если выпадет нечетное число, брать из колоды карточек, на которых изображены агрессивные персонажи, одну из них и вводить этот персонаж в сказку. Для большего "разогрева" ребенка сказка сочиняется по очереди со взрослым. Оба по очереди бросают кубик.
Пример из работы с девочкой 8 лет с социальными страхами, здесь взрослый пытается вывести ребенка на игровое проявление агрессии.
Начинает взрослый:
- Однажды Катя собралась в школу, вышла из дома и увидела...
- Дерево. На нем были разноцветные листья. Каждый листок обладал силой, - продолжает ребенок.
- Но Катя не знала, какой листок обладал какой силой. Она сорвала один листок и съела его. А это был увеличительный листок, и она стала как дом или больше.
Тут девочке достался кубик с нечетным числом, и она вытащила из колоды карточку с Пеппи Длинный Чулок:
- Она стала очень высокой и смешной, как Пенни. Один башмак налезал, другой не очень.
- Катя-Пеппи была очень веселой и решила пошутить.
- Она кастрюлю обмотала гирляндой, и она начала блестеть. Надела ее на голову и подошла к маме. Она была на улице. Мама упала в обморок.
Взрослому выпадает нечетное число, он вытаскивает карточку с Кощеем и вводит его в сказку:
- Тогда Катя съела еще листочек и превратилась в Кощея. Мама сказала: "Прочь отсюда, Кощей Бессмертный".
Девочке выпало нечетное число, карточка Буратино:
- И тогда Катя превратилась в Буратино, а Кощеем будете вы, - продолжает ребенок.
Ей опять выпадает нечетное число - Золушка. Она продолжает:
"А учительница моя превратилась в Золушку. Катя сняла с Золушки золотую туфельку, кинула ее в Кощея. Она попала ему в рот. А ключом она стала долбать его по голове, как петух клювом.
- Учительница стана бегать и кричать: "Дайте мою туфлю". И полезла Кощею в рот. А Кощей не захотел отдавать и укусил учительницу", - рассказывает взрослый. - Учительница отобрала ключ у Буратино и стала Кощея по ногам бить. Они объединились против Кощея, и он ушел к директору, решил съесть его. А Буратино пошел домой, скушал листик и стал нормальной девочкой.
Здесь была рассмотрена работа со сказкой как с терапевтической метафорой, обсуждены варианты свободного сочинения сказки самим ребенком. При этом можно использовать сказку как игровую оболочку. В этом варианте ребенку предлагается принять на себя роль какого-либо сказочного героя и выполнить те действия, которые он совершает в своей сказке.
Примеры.
"Царевна Несмеяна". Взрослый предлагает ребенку вспомнить русскую сказку о Царевне Несмеяне. Далее взрослый и ребенок по очереди становятся Несмеянами. Также по очереди они пытаются рассмешить Несмеяну всеми дозволенными способами, а ее задача - не смеяться, пока хватит сил. Необходимо помочь ребенку использовать различные средства, чтобы рассмешить Несмеяну: мимику, жесты, походку, голос и т.п.
"Заяц-Хваста". Взрослый рассказывает сюжет сказки про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц стоял на пеньке перед другими зайцами и хвастался: "Я самый умный! Я самый смелый! Я самый хитрый!" А тетка Ворона потрепала его за ушко и запретила хвастаться. А потом собаки поймали Ворону и начали ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. Так Ворона убедилась, что Заяц - не хвастун, а и вправду молодец.
Ведущий предлагает ребенку побыть Зайцем-Хвастой. Ему нужно встать на стул-"пенек" и громко сказать: "Я самый-самый...".
Что дает ребенку игровая сказочная роль? Возможность выполнить те действия, которые он не может выполнить в реальной жизни.
Выше рассмотрены методы работы с дошкольниками и младшими школьниками. Общую логику работы на коррекционных занятиях можно представить следующим образом. Сначала ребенку предоставляется возможность получить удовольствие от своих действий на занятии. Поэтому занятие начинаем с игровой разминки. Примеры заданий, которые можно использовать, приведены в приложении 2.
После игровой разминки можно стимулировать детей к проявлению чувств. В активном варианте детям нравится предъявлять то чувство, которое у них находится на поверхности, и выполнять те действия, которые ему обычно делать не разрешают. Например, проявлять злость. В пассивном варианте они получают удовольствие от аффективной стимуляции, т.е. проявления подавленных чувств, которые находятся на поверхности с помощью взрослого. Здесь, к примеру, взрослый создает игровую ситуацию, в которой ребенок как будто боится. Следующий (второй) этап работы посвящается помощи ребенку проявить и принять глубоко подавленные чувства и действия. На третьем этапе ребенку помогают принять в себе подавленные чувства и действия и преобразовать их так, чтобы они не мешали ни окружающим, ни самому ребенку. И последний завершающий этап отводится для работы с основным внутренним конфликтом и направлен на формирование позитивного новообразования, антагониста имеющегося негативного.
Таким образом, работа с детьми, имеющими один и тот же внутренний конфликт, но проявляющими его либо по активному, либо по пассивному варианту, будет различаться только ОГЛАВЛЕНИЕм первого этапа. Следует отметить, что выделение данных этапов является достаточно условным, необходимым психологу для подбора заданий и отслеживания динамики работы. Более того, если возможно, стоит использовать игры, которые будут содействовать решению сразу нескольких задач.
Важно отметить, что в течение всей работы с ребенком нужно способствовать разрушению стереотипов привычного поведения, которое является следствием внутреннего конфликта, предоставлять возможность нарабатывать опыт нового поведения, а также развивать рефлексию собственных действий, поступков. К примеру, при работе с детьми, проявляющими защитную агрессивность, следует постепенно разрушать стереотипное восприятие ребенком традиционных агрессивных объектов (вампира, монстра и т.п.) и собственных агрессивных действий, например, при рисовании агрессивного персонажа добавлять "неагрессивные" детали: бантики, брошки, книжки и т.п. Здесь же необходимо развивать рефлексию агрессивного поведения, т.е. способность ребенка проанализировать его причины и следствия. Следует развивать самоконтроль ребенка в ситуациях, в которых возможно агрессивное реагирование: ссоры, конкуренция и т.п.
В приложениях 1 и 3 приведены примеры игровых заданий, которые можно использовать в коррекционной работы на разных этапах работы с детьми, имеющими нарушения психологического здоровья. Примеры коррекционных программ можно прочитать в приложениях 4 и 5.
В данном параграфе были рассмотрены понятие психологического здоровья, его нарушения, методы диагностики и коррекции для дошкольников и младших школьников.