"Золотой век впереди": индустриальное общество как результат законосообразности исторического процесса

Сен-Симон предложил новые критерии для определения поступательных стадий развития общества:

1 ) смягчение эксплуатации человека человеком (от франц. "exploitation" - "извлечение выгоды из");

2) прогресс знания от фетишизма и религий многобожия через религии единобожия и метафизику к позитивной науке;

3) смена классов-лидеров в обществе путем политических и научных революций.

Сен-Симон считал, что крепостному состоянию прикрепленных к земле работников соответствовало лидерство духовенства и феодальной знати (военно-теократическое общество), которое на европейском Западе в результате многовекового процесса сменилось - но еще не окончательно - лидерством "индустриалов". Класс "индустриалов" Сен-Симон трактовал довольно расплывчато, включая в него не только промышленных фабрикантов, инженеров и ремесленников, но также банкиров, негоциантов, моряков, врачей, деятелей науки и искусства.

В последние годы жизни, однако, Сен-Симон выделил из класса "индустриалов" рабочих, лишенных собственности, и заново определил свою миссию: внушить ученым и руководителям промышленных работ, "что их интересы по существу совпадают с интересами народных масс", "что они примыкают к классу трудящихся, являясь в то же время его естественными вождями". Это направление мыслей Сен-Симона было систематизировано его учениками в доктрине сен-симонизма.

"Изложение учения Сен-Симона" - первый набросок доктрины планового хозяйства

Сент-Аман Базар (1791 - 1832) и Проспер Анфантен (1796-1864) возглавили сен-симонизм как школу и составили изложение учения Сен-Симона" (1828-1829). Ключевыми идеями сен-симонистов были следующие.

1. Исторический прогресс есть убывание антагонизма и возрастание ассоциации. Частная собственность является пережитком феодального строя и препятствием для лучшего распределения орудий производства сообразно потребностям местностей и отраслей и использования наиболее умелыми руками, поскольку случайность рождения часто допускает, что "лучшая часть продукта и первая прибыль идет в пользу неспособного или ленивого". Передача права наследования "государству, превращенному в ассоциацию трудящихся", должна обеспечить "право способности" -возможность каждому проявить себя в деле, наиболее соответствующем его способностям, и вознаграждение по трудовым заслугам. "Человек эксплуатировал до сих пор человека. Господа, рабы; патриции, плебеи; сеньоры, крепостные; собственники, арендаторы; праздные, трудящиеся - вот прогрессивная история человечества до нашего времени. Всемирная ассоциация - вот наше будущее. Каждому по его способностям, каждой способности по ее делам - вот новое право, которое заменит собой право завоевания и право рождения".

2. Самодавление частного интереса в промышленности, эгоизм, принцип "laissez faire" обусловили анархию производства, которая ведет к нарушению равновесия между производством и потреблением, катастрофическим кризисам, срыву лучших проектов. Ее можно сравнить с варварской военной анархией, которой положила конец система вассалитета - иерархии земельных собственников. Так и индустриальная система требует преобразования в организацию с элементами иерархии, согласующую средства производства и нужды потребления.

3. Зародышем такой организации является кредит. Благодаря посредничеству банкиров у промышленников есть возможность более дешевого приобретения необходимых средств производства. Отражая злободневные экономические проблемы Франции, сен-симонисты отмечали, что от внимания банкиров ускользает самая важная часть производства - сельскохозяйственная, а также горнодобывающие отрасли. Эту ситуацию можно поправить, если преобразовать кредит в направлении большей связи способностей с капиталами, включая обнаружение и поддержку "бедных изобретателей". Роль основного звена сен-симонисты отводили "командитарным" ассоциациям, которые передавали бы средства, составленные из взносов крупных капиталистов-пайщиков, в распоряжение способнейших ученых и промышленников - для вложения в проекты, выходящие за рамки частного интереса (мелиорация, добыча угля и руды, сооружение каналов, дорог и мостов).

4. Создание общей системы банков с трехуровневой иерархией (центральный, территориальные и специализированные отраслевые банки) сен-симонисты рассматривали как предпосылку для планового комбинирования полезных работ и решения задач более точной классификации работников, рационального распределения орудий производства, правильной оценки сделанного, справедливого вознаграждения труда.

5. Сен-симонисты указывали на классовые противоречия и говорили о "наемном рабстве", но подчеркивали, что их путь не путь Спартака, а путь христианства, завоевавшего власть мирным путем.

После революции 1830 г. во Франции сен-симонисты сделали попытку реализовать свою доктрину защиты интересов рабочего класса организацией потребительских коммун и кооперативных мастерских, но потерпели неудачу. Вскоре после этого Анфантен провозгласил себя "верховным отцом" сен-симонизма как новой религии и спровоцировал раскол школы выпячиванием на первый план культовой стороны учения и такой трактовкой брачно-интимных отношений, которая привела к аресту и осуждению самого Анфантена за безнравственность. После года тюрьмы он направился в Египет, где разработал проект Суэцкого канала и основал новую сен-симонистскую общину. Однако она просуществовала лишь два года, пока паша Мохаммед Али не прогнал Анфантена из страны за отказ принять ислам и поступить к паше на государственную службу.

Через много лет (1862-1867) сен-симонизм "засветился" в проекте создания во Франции централизованной системы удешевленного кредита. Бывшие сен-симонисты братья Перейра реализовали идею "ассоциации" капиталов для долгосрочных промышленных проектов распространением акций банка "Креди Мобилье" среди массы мелких пайщиков. Банк лопнул через 5 лет, но сыграл стимулирующую роль в железнодорожном строительстве во Франции и для дальнейшего общеевропейского опыта банковского регулярного кредита для промышленных капиталовложений.