Лекция 5. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Если предшествующий период русской культуры – Возрождение – явление общеевропейское, то золотой век специфичен для России. Что привело к нему?

† Во-первых, Россия в полном объеме восприняла православную византийскую культуру и соединила ее с предшествующей языческой культурой древних славян.

† Во-вторых, в относительно короткое время в концентрированном виде Россия овладела культурными богатствами Европы, от итальянского Ренессанса и до эпохи Просвещения.

† В-третьих, находясь в пространстве между Западом и Востоком, Россия смогла воспринять богатство восточных культур, начиная от персидской и кончая культурами Индии и Китая. Все это привело к небывалому всплеску русской культуры, равного которому не было до сих пор.

Как и западный Ренессанс, золотой век русской культуры сделал возможным духовный синтез. Там был синтез христианской и античной культуры, здесь – более широкий синтез Запада и Востока. Именно этим определяется то, что в XIX в. русская культура поднялась на недосягаемую высоту. К синтезу христианской и античной культуры добавился синтез европейской ренессансной и постренессансной культуры, а затем еще и синтез восточных культур. Россия в исторически кратчайший срок усвоила западные достижения. То, на что западной культуре понадобилось 700 лет, Россия прошла за 100 лет. Обретя стремительный разбег, она вознеслась на вершину, на которую до нес не поднимался никто.

Соединение русского Возрождения с европейским Просвещением на фоне приобщения к ближне- и дальневосточньм традициям при сохранении византийских основ привело к золотому веку русской культуры. Фактически русский золотой век синтезировал все наиболее известное в то время, что дало основание Ф. М. Достоевскому говорить о Бесчеловечности русской культуры. Почему данный синтез мог осуществиться в России? Психологической основой послужила широта русского национального характера. Именно всечеловечность как черта русского национального характера позволила осуществить величайший в истории культурный синтез, у истоков которого в начале XIX в. стоит А. С. Пушкин, а на вершине в конце века – Л. Н. Толстой.

Французский поэт Поль Валери писал о трех пиках искусства в мире, называя классическую Грецию, европейский Ренессанс и Россию XIX в. Экстраполируя это на культуру в целом, можно сказать, что русская культура XIX столетия – одна из трех вершин мировой культуры после греческой Античности и европейского Возрождения. На этой третьей вершине мировой культуры соединились Античность и Ренессанс, Восток и Запад, обретя всечеловечность героев Пушкина и концепцию непротивления Льва Толстого. Само понятие золотого века идет от древнеримской культуры как удачная аналогия. Русский золотой век имеет свою утреннюю зарю – А. С. Пушкина, расцвет – Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, П. И. Чайковского, Μ. П. Мусоргского, И. Е. Репина, и вечернюю зарю – Л. Н. Толстого, завершившего культурный синтез, на который оказалась способна Россия в силу своего исторического развития. Золотой век распространился на все XIX столетие, к нему относятся не только поэты пушкинской поры, но и прозаики второй половины века.

В XIX в., веке историзма, Россия оценила в должной мере самое себя – свою литературу, живопись, архитектуру, музыку, философию. Появились общественные музеи. Историк К. Н. Бестужев-Рюмин писал: "Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю. Музей – одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания". Философ Η. Ф. Федоров говорил о музеях как о прообразах культурного бессмертия.

Развитию культуры способствовали социальные тенденции. С указа Петра III от 1762 г. об освобождении дворян от обязательной государственной службы начинается дворянский период русской культуры, продолжавшийся около 100 лег. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. привело к быстрому росту городов (городское население с 1863 по 1897 г. увеличилось почти вдвое). Указ 1869 г. освободил детей священно- и церковнослужителей от необходимости продолжать отцовское дело, и многие из них пошли в разночинцы, как Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, порой становясь атеистами. Слой разночинной интеллигенции – выходцев из крестьян, купцов, мещан и других сословий – быстро рос. Начался этап разночинной культуры, что привело к увеличению революционных настроений.

Во второй половине XIX в. отмечается бурный рост промышленности и торговли: строятся фабрики и заводы, железные и шоссейные дороги, идет промышленное освоение Сибири и юга России. К концу века Россия входит в число ведущих капиталистических государств по объемам и уровню промышленного производства, а сельскохозяйственную продукцию экспортирует в больших количествах на Запад. На верх социальной лестницы поднимаются промышленники, коммерсанты, финансисты. Из них выходят крупные меценаты – Π. М. Третьяков, В . А. Бахрушин, С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов, много сделавшие для развития русской культуры.